Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@govrb.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _____________________ З.Б. Бубеева от___________________ | «Утверждено» Директор школы ________________ Е.Г. Сапожникова от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Коррекционный курс: Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Класс: 5
Учебный год: 2025-2026
Педагог-психолог: Евдокимова Антонина Александровна
Квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана ФГБПУ «Институт коррекционной педагогики» и составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2025-2026 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2025-2026 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026, предполагает работу с обучающимися с нарушением интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом. Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся и в соответствии с рекомендациями РПМПК.
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся и в соответствии с рекомендациями РПМПК.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.
Задачи:
- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
- коррекция познавательной деятельности;
- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
- формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
- развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
- сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
- систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.
Место реализации программы
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д.5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты
Личностные:
- активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о необходимом жизнеобеспечении;
- определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
- осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
- составлять план действий с помощью педагога;
- соблюдать правильные действия при штриховке;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6-8 элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий;
- распознавать длительность временных интервалов;
- называть месяцы года, название года;
- называть основные признаки времен года;
- определять возраст человека.
Достаточный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по 3-х, 4х-звенной инструкции педагога;
- выполнять точные движения при штриховке;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать описание объектов и явлений;
- определять время по часам;
- называть основные и дополнительные признаки времен года;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Динамика в развитии определяется на основе входной и итоговой диагностики (Фатихова Л.Ф. «Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями»).
На основе диагностики выявляются наиболее несформированные и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося, необходимые для построения индивидуальной работы.
Содержание коррекционного курса Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:
- практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
- наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
- словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
- двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Содержание разделов
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Диагностика обучающихся | 2 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 10 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 10 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 7 |
7 | Восприятие особых свойств предметов | 8 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 6 |
9 | Восприятие пространства | 7 |
10 | Восприятие времени | 4 |
11 | Развитие мыслительных операций | 4 |
12 | Диагностика познавательной деятельности и графомоторных навыков | 2 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Часы | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Диагностика - 2 часа |
1 | 03.09.2025 04.09.2025 | Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя. | Выполняют большинство заданий самостоятельно. |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков - 10 часов |
2 | 10.09.2025 | Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу. | 1 | Развитие крупной моторики, координации движений. | Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие. | Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики. |
3 | 11.09.2025 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | Выявление уровня развития графомоторных навыков. | Дорисовывают симметричную половину изображения по образцу. | Формируют умения определять и рисовать симметричную половинку изображения. |
4 | 17.09.2025 | Вычерчивание геометрических фигур. | 1 | Выявление уровня развития графомоторных навыков. | Вычерчивают геометрические фигуры по образцу. | Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики. |
5 | 18.09.2025 | Упражнения «Речь – ритм – движение». | 1 | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | Выполняют рече-двигательные упражнения по инструкции учителя. | Синхронизируют произнесение и движение. |
6 | 24.09.2025 | Выполнение графических работ под диктовку «Транспортные средства». | 1 | Выполнение графических работ под диктовку. | Выполнять графические работы по зрительному образцу. | Выполняют графических работ под диктовку. |
7 | 25.09.2025 | Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений). | 1 | Совершенствование мелких движений. | Собирают мелкую мозаику, выкладывать узоры из семян растений с опорой на образец. | Целенаправленно выполняют действия и движения по инструкции педагога. Выкладывают геометрические фигуры из мозаики по опорным точкам. |
8 | 01.10.202502.10.2025 | Аппликация из разного материала. | 2 | Работа с ножницами и разным материалом, выполнение аппликации. | Выполняют аппликации из разного материала по образцу. | Выполняют аппликации из разного материала самостоятельно. |
9 | 08.10.2025 09.10.2025 | Игра «Сочиняем сказку сами» используя технику «рваной аппликации». | 2 | Выполнение аппликации по сюжету сказки. | Выполняют аппликации по сюжету сказки по образцу. | Выполняют аппликации по сюжету сказки самостоятельно. |
Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа |
10 | 15.10.2025 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие). | 1 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств. | Определяют предметы на ощупь, выделять разных свойств и качеств с помощью учителя. | Осуществляют доступным способом практическое исследование объектов. |
11 | 16.10.2025 | Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. | 1 | Дифференцировка предметов на ощупь с мелкими предметами. | Определяют на ощупь качества и свойства различных предметов с помощью учителя. | Узнают на ощупь знакомые предметы, дифференцируют предметы на ощупь по разным качествам и свойствам. |
12 | 22.10.2025 | Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином. | 1 | Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином. | Работают с глиной по инструкции учителя. | Выделяют функцию предмета и использовать предмет по назначению. |
13 | 23.10.2025 | Игры с мелкой мозаикой, составление сложного узора. | 1 | Работа с мелкой мозаикой. | Работают с мелкой мозаикой по образцу. | Правильно складывают фишки и составляют самостоятельно узор. |
Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа |
14 | 05.11.2025 06.11.2025 | Движения и позы верхних и нижних конечностей, головы (упражнения по инструкции учителя). | 2 | Работа с собственным телом в пространстве. Выполнение действий по инструкции. Тренировочные упражнения. | Работают с собственным телом в пространстве по показу. | Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики. |
15 | 12.11.2025 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 1 | Расслабление и снятие мышечных зажимов. | Выполняют упражнения на расслабление по инструкции учителя. | Расслабляют зажимы в теле с помощью растяжки самостоятельно. |
16 | 13.11.2025 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё). | 1 | Выполнение подвижных игр, имитация упражнений, игры на восприятие предметов в движении. | Выполняют подвижные игры, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении по показу. | Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 10 часов |
17 | 19.11.2025 | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1 | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам. | Сравнивают предметы по форме, величине и цвету по образцу. | Группируют предметы по самостоятельно выделенным двум признакам. |
18 | 20.11.2025 26.11.2025 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов. | 2 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов. | Составляют сериационные ряды из 2-3 предметов по образцу. | Составляют сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 2-3 предметов. |
19 | 27.11.2025 03.12.2025 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | 2 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. | Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов по инструкции учителя. | Осуществляют доступным способом практическое исследование объектов. |
20 | 04.12.2025 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 1 | Развитие сенсорных эталонов цвета. | Развивают сенсорные эталоны цвета с помощью учителя. | Работают со смешением цвета самостоятельно. |
21 | 10.12.2025 | Определение постоянных цветов. | 1 | Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета. | Определяют постоянные цвета с помощью учителя. | Определяют постоянные цвета и оттенки самостоятельно. |
22 | 11.12.2025 17.12.2025 | Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения. | 2 | Развитие сенсорных эталонов величины. | Сравнивают величины предметов путем наложения. | Сравнивают величины предметов путем наложения и зрительного соотнесения. |
23 | 18.12.2025 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). | 1 | Конструирование сложных форм предметов. | Конструируют сюжет из форм предметов по образцу. | Конструируют из сложных форм предметов самостоятельно. |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 7 часов |
24 | 24.12.2025 | Профилактика и коррекция зрения. | 1 | Проведение профилактики и коррекции зрения. | Выполняют упражнения для профилактике зрения по инструкции учителя. | Выполняют комплекс упражнений на коррекцию зрения с усложненными заданиями. |
25 | 25.12.2025 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Нахождение «нелепиц» на картинках. | 1 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | Находят отличительные и общие признаки на наглядном материале с помощью учителя. | Находят отличительные и общие признаки на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок) самостоятельно. |
26 | 14.01.2026 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?». | 1 | Нахождение изменений на картинке. Тренировка зрительной памяти. | Находят изменения на картинки с опорой на образец. | Находят изменения на картинке 3-5 предметов самостоятельно. |
27 | 15.01.2026 | «Чтение» сложного смыслового изображения. | 1 | Тренировка определения фона и силуэта. | Определяют фон и силуэт с опорой на образец. | Определяют фон и силуэт самостоятельно. |
28 | 21.01.2026 | Формирование восприятия целостности образа в графических и абстрактных изображениях. | 1 | Формирование восприятия целостности образа в графических и абстрактных изображениях. | Определяют целостность образа в графических и абстрактных изображениях с помощью учителя. | Определяют целостность образа в графических и абстрактных изображениях самостоятельно. |
29 | 22.01.2026 | Упражнения и игры на увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения. | 1 | Тренировочные игры на увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения. | Выполняют упражнения увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения с помощью учителя. | Выполняют упражнения увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения самостоятельно. |
30 | 28.01.2026 | Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами» | 1 | Развитие зрительного восприятия. | Ориентируются на листе бумаги с помощью учителя. | Ориентируются на листе бумаги самостоятельно. |
Восприятие особых свойств предметов - 8 часов |
31 | 29.01.2026 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное-мокрое) их словесное обозначение | 1 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений. | Дифференцируют осязательные ощущения с помощью учителя. | Дифференцируют осязательные ощущения (сухое, влажное - мокрое) их словесное обозначение. |
32 | 04.02.2026 05.02.2026 | Температура. Градусники для измерения тела, воды, воздуха. | 2 | Исследование назначения градусника, правила пользование им. Тренировочные упражнение использования градусника. | Используют приборы по назначению по инструкции учителя. | Выделяют функцию предмета и использовать предмет по назначению самостоятельно. |
33 | 11.02.2026 | Игры «Определи предмет по запаху», «Баночка с запахом». | 1 | Определение предметов по запаху. | Определяют предмет по запаху с помощью учителя. | Определяют несколько предметов по запаху самостоятельно. |
34 | 12.02.2026 | Игра «Вспомни, как пахнет». | 1 | Узнавание запахов. | Узнают запахи с помощью учителя. | Дифференцируют несколько запахов самостоятельно. |
35 | 18.02.2026 | Упражнения в измерении веса предметов на весах. | 1 | Дифференцировка предметов по весу. | Измеряют предмет на весах по инструкции учителя. | Дифференцируют предметы по весу самостоятельно. |
36 | 19.02.2026 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый). | 1 | Дифференцировка предметов по качеству. | Определяют противоположные качества с помощью учителя. | Определяют противоположные качества нескольких предметов. |
37 | 25.02.2026 | Игры «Вкусовые банки», «Назови вкус продуктов». | 1 | Ощущение и узнавание вкусов. | Определяют продукты на вкус с помощью учителя. | Узнают вкус продуктов самостоятельно. |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов |
38 | 26.02.2026 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 1 | Дифференцировка звуков. | Имитируют звуки окружающей среды по инструкции учителя. | Подражают неречевым и речевым звукам самостоятельно. |
39 | 04.03.2026 | Дидактические игры «Кто внимательный?», «Угадай, что делать». | 1 | Выполнение заданий на внимание. | Выполняют задания на внимание с опорой на образец. | Выполняют действия по сигналу без опоры на образец. |
40 | 05.03.2026 11.03.2026 | Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов). Дидактическая игра «Запомни слова». | 2 | Развитие слуховой памяти. Тренировочные упражнения. | Воспроизводят звуки при называть определенные слова-сигналы по инструкции учителя. | Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно. |
41 | 12.03.2026 | Дидактическая игра «Угадай, кто сказал». Прослушивание сказки. | 1 | Распознавание и называния голоса. | Распознают и называют героев на слух с помощью учителя. | Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти. |
42 | 18.03.2026 | Различение мелодий, прослушивание музыкальных отрывков. | 1 | Различение мелодий, прослушивание музыкальных отрывков. | Распознают и называют музыкальные отрывки с помощью учителя. | Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти. |
Восприятие пространства – 7 часов |
43 | 19.03.2026 01.04.2026 | Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя. | 2 | Развитие восприятия пространства. Тренировочные упражнения. | Строят комбинации из плоскостных или объемных геометрических фигур по образцу. | Строят сложные комбинации из плоскостных или объемных геометрических фигур самостоятельно. |
44 | 02.04.2026 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 | Определение расположения предметов в пространстве. | Определяют расположения предметов в пространстве с опорой на образец. | Ориентируются в пространстве самостоятельно. |
45 | 08.04.202609.04.2026 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 2 | Определение расположения предметов в пространстве. | Определяют расположение предметов в пространстве с помощью учителя. | Ориентируются в пространстве самостоятельно. |
46 | 15.04.202616.04.2026 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 2 | Определение направления на листе бумаги. | Ориентируются на листе бумаги разного формата по образцу. | Ориентируются на бумаги по-разному расположенной самостоятельно. |
Восприятие времени - 4 часа |
47 | 22.04.2026 | Определение времени по часам | 1 | Определение времени по часам | Определяют время по часам с помощью учителя | Ориентируются в пространстве и во времени |
48 | 23.04.2026 29.04.2026 | Последовательность основных жизненных событий. Работа с календарем и моделью календарного года | 2 | Работа с календарем и моделью календарного года. Тренировочные упражнения. | Определяют последовательность жизненных событий с помощью учителя. | Работают с календарем и моделью календарного года. |
49 | 30.04.2026 | Длительность временных интервалов. | 1 | Определение длительности временных интервалов. | Определяют временные интервалы с опорой на образец. | Ориентируются во временных интервалах самостоятельно. |
Развитие мыслительных операций - 4 часа |
50 | 06.05.2026 | Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку». | 1 | Называние парных картинок, недостающие картинки. | Находят парные картинки с помощью учителя. | Выполняют задания на развитие мышления. |
| 07.05.2026 | Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия). | 1 | Называние лишних предметов. | Определяют 4-ый лишний с помощью учителя. | Выполняют задания на развитие мышления. |
| 13.05.2026 | Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». | 1 | Обучение систематизировать «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». | Систематизируют предметы по образцу. | Систематизируют предметы самостоятельно. |
| 14.05.2026 | Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена. | 1 | Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенное звено. | Выстраивают серии сюжетных картинок с опорой на образец. | Находят серии сюжетных картинок самостоятельно. |
Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа |
| 20.05.2026 | Диагностика графомоторных навыков | 1 | Выполнение графических заданий (зрительные и на слух). | Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа. | Выполняют графические задания без опоры на образец. |
| 21.05.2026 | Диагностика познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций. | Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя. | Выполняют большинство заданий самостоятельно. |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование:
фонотека;
настольные игры;
предметные игрушки;
пластилин;
карандаши;
пуфы-модули;
аромо лампа;
пузырьковая колонна;
звуковые плакаты;
массажные мячи;
соляная лампа;
специальный раздаточный материал для изотерапии;
цветные шнуры;
мозаика;
вкладки;
доски Сегена;
рамки Монтессори;
таблицы, схемы-опоры;
листы в клетку;
индивидуальные карточки-задания;
дидактические, развивающие игры;
тесты;
псикейсы;
презентации;
мультимедийные тесты и тренажеры, Логознайка, Мобизнайка;
комюпьтер;
сенсорный пол;
интерактивная доска.
Учебно-методический комплекс оборудования:
Антонова С.Л. «Движение тела - движение мысли». Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. [Текст] /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – с.4-6.
Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития». – М., 2016 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития». Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2018.
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. «Развитие восприятия у ребенка». – М: Школа-Пресс 1, 2011.
Дробинская О.А. «Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь». М: Школьная Пресса, 2015.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи». – Иркутск: Национальный книжный центр, 2022.
Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития». - «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». - М.: Аркти, 2014.
Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков». Руководство для специалистов и родителей Санкт-Петербург: Речь 2017.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2013.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». - Ярославль: Академия развития, 2016.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2014.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – М: Питер, 2013.
Локалова Р.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М: «Ось-89», 2016.
Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2016.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - М: Питер, 2019.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство «Экзамен», 2023 (серия « Учебно-методический комплекс»).
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты». Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Владос, 2011.
Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». Санкт-Петербург: Речь, 2015.
Литература для родителей:
1. Архипов Б.А. «Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей» сборник статей /Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. - Москва: Диалог-МИФИ, 2011.
2. Бейлезон С. «Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды». М.: Центр «Нарния», 2007.
3. Граш Н.Е., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. , Анисимова Н.В. «Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
4. Ингерлейб М. Б. «Особенные дети: что нужно знать родителям и педагогам о проблемах особенных детей». - Москва: Эксмо, 2010.
5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники». 2-е изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
6. «Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми». / Сост. М. С. Дименштейн. – 3-е изд. – Москва: Теревинф, 2015.
7. Романчук О.И. «Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом». - Москва: Генезис, 2012.
8. Шипицына Л. М. «Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте» / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2019.
Учебные пособия для учащихся:
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем пространственное мышление». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Учимся решать задачки». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «30 занятий для успешного развития ребенка». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.
Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь для занятий». – М. Издательство ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», 2018.
Интернет-ресурсы:
Портал развивающих и обучающих игр «Играемся». URL: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat
QIша URL: https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-goda
Сайт-игра «Разумейкин». URL: https://www.razumeykin.ru/
Сайт для умных родителей «Твой ребенок». URL: http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml