СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 5 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 5 класс»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@govrb.ru


«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»

Зам. директора по УМР

_____________________

З.Б. Бубеева от___________________

«Утверждено»

Директор школы

________________

Е.Г. Сапожникова от_________________






Адаптированная рабочая программа


Коррекционный курс: Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 5

Учебный год: 2025-2026

Педагог-психолог: Евдокимова Антонина Александровна

Квалификационная категория: высшая
















Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана ФГБПУ «Институт коррекционной педагогики» и составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2025-2026 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2025-2026 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026, предполагает работу с обучающимися с нарушением интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом. Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся и в соответствии с рекомендациями РПМПК.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся и в соответствии с рекомендациями РПМПК.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.

Цель – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Задачи:

- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;

- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

- коррекция познавательной деятельности;

- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;

- формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

- развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);

- систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;

- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.


Место реализации программы

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д.5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».


Планируемые результаты

Личностные:

- активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о необходимом жизнеобеспечении;

- определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;

- осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

- составлять план действий с помощью педагога;

- соблюдать правильные действия при штриховке;

- пользоваться элементами расслабления;

- группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

- смешивать цвета, называть их;

- конструировать сложные формы из 6-8 элементов;

- находить нереальные элементы нелепых картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий;

- распознавать длительность временных интервалов;

- называть месяцы года, название года;

- называть основные признаки времен года;

- определять возраст человека.

Достаточный уровень:

- целенаправленно выполнять действия по 3-х, 4х-звенной инструкции педагога;

- выполнять точные движения при штриховке;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать описание объектов и явлений;

- определять время по часам;

- называть основные и дополнительные признаки времен года;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.


Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия включают следующие умения:

- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осознанно относиться к выбору профессии;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;

- 3 балла - значительная динамика.

Динамика в развитии определяется на основе входной и итоговой диагностики (Фатихова Л.Ф. «Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями»).

На основе диагностики выявляются наиболее несформированные и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося, необходимые для построения индивидуальной работы.


Содержание коррекционного курса

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:

- практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

- наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

- словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

- двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.


Содержание разделов


Название раздела, темы

Количество

часов

1

Диагностика обучающихся

2

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

10

3

Тактильно-двигательное восприятие

4

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

10

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

7

7

Восприятие особых свойств предметов

8

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

9

Восприятие пространства

7

10

Восприятие времени

4

11

Развитие мыслительных операций

4

12

Диагностика познавательной деятельности и графомоторных навыков

2

Итого:

68











Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Часы

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Диагностика - 2 часа

1

03.09.2025

04.09.2025

Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий.

Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя.

Выполняют большинство заданий самостоятельно.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков - 10 часов

2

10.09.2025

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

1

Развитие крупной моторики, координации движений.

Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие.

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики.

3

11.09.2025

Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

Выявление уровня развития графомоторных навыков.

Дорисовывают симметричную половину изображения по образцу.

Формируют умения определять и рисовать симметричную половинку изображения.

4

17.09.2025

Вычерчивание геометрических фигур.

1

Выявление уровня развития графомоторных навыков.

Вычерчивают геометрические фигуры по образцу.

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики.

5

18.09.2025

Упражнения

«Речь – ритм – движение».

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Выполняют рече-двигательные упражнения по инструкции учителя.

Синхронизируют произнесение и движение.

6

24.09.2025

Выполнение графических работ под диктовку «Транспортные средства».

1

Выполнение графических работ под диктовку.

Выполнять графические работы по зрительному образцу.

Выполняют графических работ под диктовку.

7

25.09.2025

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений).

1

Совершенствование мелких движений.

Собирают мелкую мозаику, выкладывать узоры из семян растений с опорой на образец.

Целенаправленно выполняют действия и движения по инструкции педагога. Выкладывают геометрические фигуры из мозаики по опорным точкам.

8

01.10.202502.10.2025

Аппликация из разного материала.

2

Работа с ножницами и разным материалом, выполнение аппликации.

Выполняют аппликации из разного материала по образцу.

Выполняют аппликации из разного материала самостоятельно.

9

08.10.2025

09.10.2025

Игра «Сочиняем сказку сами» используя технику «рваной аппликации».

2

Выполнение аппликации по сюжету сказки.

Выполняют аппликации по сюжету сказки по образцу.

Выполняют аппликации по сюжету сказки самостоятельно.

Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа

10

15.10.2025

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие).

1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств.

Определяют предметы на ощупь, выделять разных свойств и качеств с помощью учителя.

Осуществляют доступным способом практическое исследование объектов.

11

16.10.2025

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

1

Дифференцировка предметов на ощупь с мелкими предметами.

Определяют на ощупь качества и свойства различных предметов с помощью учителя.

Узнают на ощупь знакомые предметы, дифференцируют предметы на ощупь по разным качествам и свойствам.

12

22.10.2025

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Работают с глиной по инструкции учителя.

Выделяют функцию предмета и использовать предмет по назначению.

13

23.10.2025

Игры с мелкой мозаикой, составление сложного узора.

1

Работа с мелкой мозаикой.

Работают с мелкой мозаикой по образцу.

Правильно складывают фишки и составляют самостоятельно узор.

Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа

14

05.11.2025

06.11.2025


Движения и позы верхних и нижних конечностей, головы (упражнения по инструкции учителя).

2

Работа с собственным телом в пространстве.

Выполнение действий по инструкции. Тренировочные упражнения.

Работают с собственным телом в пространстве по показу.

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики.


15

12.11.2025


Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

Расслабление и снятие мышечных зажимов.

Выполняют упражнения на расслабление по инструкции учителя.

Расслабляют зажимы в теле с помощью растяжки самостоятельно.

16

13.11.2025


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё).

1

Выполнение подвижных игр, имитация упражнений, игры на восприятие предметов в движении.

Выполняют подвижные игры, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении по показу.

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 10 часов

17

19.11.2025


Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначение словом.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам.

Сравнивают предметы по форме, величине и цвету по образцу.

Группируют предметы по самостоятельно выделенным двум признакам.

18

20.11.2025

26.11.2025


Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

2

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Составляют сериационные ряды из 2-3 предметов по образцу.

Составляют сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 2-3 предметов.

19

27.11.2025

03.12.2025


Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

2

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов по инструкции учителя.

Осуществляют доступным способом практическое исследование объектов.

20

04.12.2025

Цветовой спектр.

Смешение цветов (оттенки).

1

Развитие сенсорных эталонов цвета.

Развивают сенсорные эталоны цвета с помощью учителя.

Работают со смешением цвета самостоятельно.

21

10.12.2025

Определение постоянных цветов.

1

Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета.

Определяют постоянные цвета с помощью учителя.

Определяют постоянные цвета и оттенки самостоятельно.

22

11.12.2025

17.12.2025

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

2

Развитие сенсорных эталонов величины.

Сравнивают величины предметов путем наложения.

Сравнивают величины предметов путем наложения и зрительного соотнесения.

23

18.12.2025

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

1

Конструирование сложных форм предметов.

Конструируют сюжет из форм предметов по образцу.

Конструируют из сложных форм предметов самостоятельно.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 7 часов

24

24.12.2025

Профилактика и коррекция зрения.

1

Проведение профилактики и коррекции зрения.

Выполняют упражнения для профилактике зрения по инструкции учителя.

Выполняют комплекс упражнений на коррекцию зрения с усложненными заданиями.

25

25.12.2025

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Нахождение «нелепиц» на картинках.

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Находят отличительные и общие признаки на наглядном материале с помощью учителя.

Находят отличительные и общие признаки на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок) самостоятельно.

26

14.01.2026

Тренировка зрительной памяти.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

1

Нахождение изменений на картинке.

Тренировка зрительной памяти.

Находят изменения на картинки с опорой на образец.

Находят изменения на картинке 3-5 предметов самостоятельно.

27

15.01.2026

«Чтение» сложного смыслового изображения.

1

Тренировка определения фона и силуэта.

Определяют фон и силуэт с опорой на образец.

Определяют фон и силуэт самостоятельно.

28

21.01.2026

Формирование восприятия целостности образа в графических и абстрактных изображениях.

1

Формирование восприятия целостности образа в графических и абстрактных изображениях.

Определяют целостность образа в графических и абстрактных изображениях с помощью учителя.

Определяют целостность образа в графических и абстрактных изображениях самостоятельно.

29

22.01.2026

Упражнения и игры на увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения.

1

Тренировочные игры на увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения.

Выполняют упражнения увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения с помощью учителя.

Выполняют упражнения увеличения объема восприятия на плоскости самого изображения самостоятельно.

30

28.01.2026

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

1

Развитие зрительного восприятия.

Ориентируются на листе бумаги с помощью учителя.

Ориентируются на листе бумаги самостоятельно.

Восприятие особых свойств предметов - 8 часов

31

29.01.2026

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное-мокрое) их словесное обозначение

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений.

Дифференцируют осязательные ощущения с помощью учителя.

Дифференцируют осязательные ощущения (сухое, влажное - мокрое) их словесное обозначение.

32

04.02.2026

05.02.2026

Температура.

Градусники для измерения тела, воды, воздуха.

2

Исследование назначения градусника, правила пользование им. Тренировочные упражнение использования градусника.

Используют приборы по назначению по инструкции учителя.

Выделяют функцию предмета и использовать предмет по назначению самостоятельно.

33

11.02.2026


Игры «Определи предмет по запаху»,

«Баночка с запахом».

1

Определение предметов по запаху.

Определяют предмет по запаху с помощью учителя.

Определяют несколько предметов по запаху самостоятельно.

34

12.02.2026



Игра «Вспомни, как пахнет».

1

Узнавание запахов.

Узнают запахи с помощью учителя.

Дифференцируют несколько запахов самостоятельно.

35

18.02.2026


Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

Дифференцировка предметов по весу.

Измеряют предмет на весах по инструкции учителя.

Дифференцируют предметы по весу самостоятельно.

36

19.02.2026


Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый).

1

Дифференцировка предметов по качеству.

Определяют противоположные качества с помощью учителя.

Определяют противоположные качества нескольких предметов.

37

25.02.2026


Игры «Вкусовые банки», «Назови вкус продуктов».

1

Ощущение и узнавание вкусов.

Определяют продукты на вкус с помощью учителя.

Узнают вкус продуктов самостоятельно.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов

38

26.02.2026



Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

1

Дифференцировка звуков.

Имитируют звуки окружающей среды по инструкции учителя.

Подражают неречевым и речевым звукам самостоятельно.

39

04.03.2026



Дидактические игры «Кто внимательный?», «Угадай, что делать».

1

Выполнение заданий на внимание.

Выполняют задания на внимание с опорой на образец.

Выполняют действия по сигналу без опоры на образец.

40

05.03.2026

11.03.2026


Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов).

Дидактическая игра «Запомни слова».

2

Развитие слуховой памяти. Тренировочные упражнения.

Воспроизводят звуки при называть определенные слова-сигналы по инструкции учителя.

Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно.

41

12.03.2026


Дидактическая игра «Угадай, кто сказал».

Прослушивание сказки.

1

Распознавание и называния голоса.

Распознают и называют героев на слух с помощью учителя.

Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти.

42

18.03.2026


Различение мелодий, прослушивание музыкальных отрывков.

1

Различение мелодий, прослушивание музыкальных отрывков.

Распознают и называют музыкальные отрывки с помощью учителя.

Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти.

Восприятие пространства – 7 часов

43

19.03.2026

01.04.2026


Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

2

Развитие восприятия пространства. Тренировочные упражнения.

Строят комбинации из плоскостных или объемных геометрических фигур по образцу.

Строят сложные комбинации из плоскостных или объемных геометрических фигур самостоятельно.

44

02.04.2026

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

Определение расположения предметов в пространстве.

Определяют расположения предметов в пространстве с опорой на образец.



Ориентируются в пространстве самостоятельно.

45

08.04.202609.04.2026


Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

2

Определение расположения предметов в пространстве.

Определяют расположение предметов в пространстве с помощью учителя.

Ориентируются в пространстве самостоятельно.

46

15.04.202616.04.2026


Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

2

Определение направления на листе бумаги.

Ориентируются на листе бумаги разного формата по образцу.

Ориентируются на бумаги по-разному расположенной самостоятельно.

Восприятие времени - 4 часа

47

22.04.2026


Определение времени по часам

1

Определение времени по часам

Определяют время по часам с помощью учителя

Ориентируются в пространстве и во времени

48

23.04.2026

29.04.2026


Последовательность основных жизненных событий.

Работа с календарем и моделью календарного года

2

Работа с календарем и моделью календарного года. Тренировочные упражнения.

Определяют последовательность жизненных событий с помощью учителя.

Работают с календарем и моделью календарного года.

49

30.04.2026

Длительность временных интервалов.

1

Определение длительности временных интервалов.

Определяют временные интервалы с опорой на образец.

Ориентируются во временных интервалах самостоятельно.

Развитие мыслительных операций - 4 часа

50

06.05.2026


Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

1

Называние парных картинок, недостающие картинки.

Находят парные картинки с помощью учителя.

Выполняют задания на развитие мышления.


07.05.2026


Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

1

Называние лишних предметов.

Определяют 4-ый лишний с помощью учителя.

Выполняют задания на развитие мышления.


13.05.2026


Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

1

Обучение систематизировать «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

Систематизируют предметы по образцу.

Систематизируют предметы самостоятельно.


14.05.2026


Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

1

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенное звено.

Выстраивают серии сюжетных картинок с опорой на образец.

Находят серии сюжетных картинок самостоятельно.

Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа


20.05.2026


Диагностика графомоторных навыков

1

Выполнение графических заданий (зрительные и на слух).


Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа.

Выполняют графические задания без опоры на образец.


21.05.2026

Диагностика познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций.

Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя.

Выполняют большинство заданий самостоятельно.

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование:

  • фонотека;

  • настольные игры;

  • предметные игрушки;

  • пластилин;

  • карандаши;

  • пуфы-модули;

  • аромо лампа;

  • пузырьковая колонна;

  • звуковые плакаты;

  • массажные мячи;

  • соляная лампа;

  • специальный раздаточный материал для изотерапии;

  • цветные шнуры;

  • мозаика;

  • вкладки;

  • доски Сегена;

  • рамки Монтессори;

  • таблицы, схемы-опоры;

  • листы в клетку;

  • индивидуальные карточки-задания;

  • дидактические, развивающие игры;

  • тесты;

  • псикейсы;

  • презентации;

  • мультимедийные тесты и тренажеры, Логознайка, Мобизнайка;

  • комюпьтер;

  • сенсорный пол;

  • интерактивная доска.

Учебно-методический комплекс оборудования:

  1. Антонова С.Л. «Движение тела - движение мысли». Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. [Текст] /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – с.4-6.

  2. Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития». – М., 2016 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

  3. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития». Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2018.

  4. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. «Развитие восприятия у ребенка». – М: Школа-Пресс 1, 2011.

  5. Дробинская О.А. «Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь». М: Школьная Пресса, 2015.

  6. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи». – Иркутск: Национальный книжный центр, 2022.

  7. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития». - «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019.

  8. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». - М.: Аркти, 2014.

  9. Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков». Руководство для специалистов и родителей Санкт-Петербург: Речь 2017.

  10. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2013.

  11. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». - Ярославль: Академия развития, 2016.

  12. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019.

  13. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2014.

  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – М: Питер, 2013.

  15. Локалова Р.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М: «Ось-89», 2016.

  16. Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2016.

  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - М: Питер, 2019.

  18. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство «Экзамен», 2023 (серия « Учебно-методический комплекс»).

  19. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.

  20. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты». Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Владос, 2011.

  21. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». Санкт-Петербург: Речь, 2015.

Литература для родителей:

1. Архипов Б.А. «Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей» сборник статей /Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. - Москва: Диалог-МИФИ, 2011.

2. Бейлезон С. «Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды». М.: Центр «Нарния», 2007.

3. Граш Н.Е., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. , Анисимова Н.В. «Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Ингерлейб М. Б. «Особенные дети: что нужно знать родителям и педагогам о проблемах особенных детей». - Москва: Эксмо, 2010.

5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники». 2-е изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.

6. «Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми». / Сост. М. С. Дименштейн. – 3-е изд. – Москва: Теревинф, 2015.

7. Романчук О.И. «Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом». - Москва: Генезис, 2012.

8. Шипицына Л. М. «Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте» / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2019.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем пространственное мышление». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Учимся решать задачки». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «30 занятий для успешного развития ребенка». Рабочая тетрадь - Ростов-на-Дону «Феникс», 2022.

  4. Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь для занятий». – М. Издательство ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», 2018.

Интернет-ресурсы:

Портал развивающих и обучающих игр «Играемся». URL: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat

QIша URL: https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-goda

Сайт-игра «Разумейкин». URL: https://www.razumeykin.ru/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок». URL: http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml