СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Рисование и лепка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по профессии 16675 Повар

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Рисование и лепка"»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАРЫШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 07 Рисование и лепка


16675 Повар





















г. Барыш

2023

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Рисование и лепка разработана в соответствии с профессиональным стандартом Повар; Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Министерства просвещения РФ, 11.02.2019г. №05-108); Методическими рекомендациями по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития). Утверждено на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30.08.2022 №12



РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК

Председатель ЦМК

Е.М.Рулькова

подпись

Протокол заседания ЦМК

____от «______»________2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ БИТТ

Ю.В.Новикова

подпись

«__»________2023г.










Авторы-разработчики:

Зотова Ольга Васильевна – преподаватель профессионального цикла











СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общая характеристика адаптированной рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15







































  1. ОБЩАЯ характеристика АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Рисование и лепка

1.1. Область применения программы

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы профессионального обучения предназначенной для профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования.

При реализации профессиональной образовательной программы допускается использование дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных серверов и платформ, работающих в онлайн – режиме.

1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной основной программы профессиональной подготовки: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Рисование и лепка» - развитие творческих способностей будущих поваров.

Задачи дисциплины «Рисование и лепка» -         формирование знаний и умений обучающихся в области основ рисунка и лепки с целью решения задач профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины  «Рисование и лепка» обучающийся должен уметь:

  • выполнять геометрические построения в рисунке;

  • выполнять рисунок с натуры, по образцу, по памяти и воображению;

  • выполнять рисунок пирожных и тортов в цвете;

  • выполнять элементы лепки;

  • выполнять макет торта.

        В результате освоения учебной дисциплины «Рисование и лепка» обучающийся должен знать:

  • технику рисунка и основы композиции;

  • геометрические композиции в рисунке;

  • цветовую гармонию;

  • основы лепки.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

1.4. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В соответствии с изменениями статья 108 Федерального закона от 29.12.2012г №273 «Об образовании в Российской Федерации» дополнена пунктом следующего содержания: «При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части: реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны».

При реализации адаптированной рабочей программы допускается использование дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных серверов и платформ, работающих в онлайн - режиме.

Темы, выносимые на дистанционное обучение:
Тема 3. Геометрические композиции в рисунке - 5ч
Тема 6. Рисование с натуры – 6ч



1.5. Количество часов на освоение адаптированной рабочей программы по учебной дисциплине ОП.07 Рисование и лепка:

максимальной учебной нагрузки обучающихся - 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 58 часов;











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)



58

В том числе:



теоретическое обучение


6

практические занятия


52




2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.07 Рисование и лепка


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4



Тема 1
Введение.
Основы рисунка

Раздел 1 РИСОВАНИЕ


41



1-е полугодие 1 курс



Знать: понятие о технологии графики, необходимые принадлежности для рисования
Уметь: организовать рабочее место, использовать принадлежности для рисования

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


1


Общие сведения о дисциплине. Значение дисциплины для овладения профессией «Повар». Понятие о технологии графики. Материалы и принадлежности для рисунка. Организация рабочего места. Рисунок как основа художественного изображения.

1

2

Тема 2

Техника рисунка и ее многообразие

Знать: оригинальные и печатные рисунки, определения штриховки и тушевки

Уметь: выполнять прямолинейные и криволинейные линии

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


2


2.1.Техника рисунка

1


2


2.2.Тон. Штриховка. Тушевка.

1


2

Тема 3

Геометрические композиции в рисунке








Знать: определение понятия композиция, характер линий

Уметь: выполнять ломанные линии, строить прямой угол, плоские геометрические фигуры

Формируемые компетенции: ОК 01,ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


5


3.1. Понятие о композиции

1

2

3.2. Простейшие упражнения по рисованию

1

2

3.3. Рисование плоских геометрических фигур

1

2

3.4. Рисование плоского рисунка геометрическим методом


1

2

3.5. Выполнение выпуклого рисунка геометрическим методом

1

2

Тема 4
Орнамент

Знать: определение орнамент, виды орнамента

Уметь: выполнять ленточный, сетчатый, растительный, геометрический орнамент

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


5




4.1. Из истории орнамента

1

2

4.2. Изобразительные средства орнамента

1

2

4.3. Геометрические построения орнаментов по образцу и воображению

1

2

4.4. Плоский, ленточный и сетчатый орнамент в оформлении кондитерских изделий


1

2

4.5. Растительный, геометрических и смешанный орнамент в оформлении кондитерских изделий


1

2


Тема 5
Цвет в композиции рисунка













Знать: понятие цвет, основные и составные группы цвета, теплую и холодную гамму цвета

Уметь: получать дополнительные цвета, работать в технике акварель и гуашь

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


5


5.1. Понятие о цвете

1

2

5.2. Ахроматические и хроматические группы цветов

1

2

5.3. Колорит и цветовая гармония


1

2

5.4. Виды смешивания цветов


2-е полугодие 1 курс


1

2

5.5. Техника работы акварелью и гуашью


1

2

Тема 6

Рисование с натуры

Знать: понятие о рисунке с натуры и натюрморте, понятие о правилах перспективы, композиции, пропорций, линейный и светотеневой рисунок, их  роль в натурном рисовании

Уметь: выполнять рисунок с натуры

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


6


6.1. Понятие о рисунке с натуры


1

2

6.2. Восприятие пространства

1

2

6.3. Законы перспективы

1

2

6.4. Понятие о натюрморте

1

2

6.5. Понятие о пропорции

1

2

6.6. Светотеневой рисунок

1

2

Тема 7

Рисование с натуры геометрических фигур и предметов быта

Знать: геометрические тела

Уметь: выполнять рисунки геометрических тел и предметов быта

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала

3


7.1. Рисование объемных предметов геометрической формы

1

2

7.2. Рисование с натуры предметов быта

1

2

7.3. Рисование натюрморта из предметов быта

1

2

Тема 8

Рисование с натуры овощей, фруктов, растений





Знать: формы овощей, фруктов, растений

Уметь: выполнять рисунки с натуры фруктов, овощей, растений в цвете

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


4


8.1. Рисование с натуры фруктов

1

2

8.2. Рисование с натуры овощей

1

2

8.3. Рисование с натуры растений

1

2

8.4. Рисование натюрморта из плодов, растений, фруктов, овощей

1

2

Тема 9
Рисование с натуры животных и птиц


Знать: строение и характерные повадки животных

Уметь: выполнять рисунки с натуры фруктов, овощей, растений в цвете

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


3


9.1. Наброски и зарисовки с натуры рыб

1

2

9.2. Наброски и зарисовки с натуры птиц, животных

1

2

9.3. Рисунки по мотивам русских народных сказок

1

2

Тема 10
Рисование пирожных, тортов


Знать: особенности рисования с натуры пирожных и тортов различных форм

Уметь: выполнять рисунки с натуры рисунки пирожных и тортов

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


4


10.1. Рисование с натуры пирожных прямоугольной формы


1

2

10.2. Рисование с натуры пирожных круглой и овальной формы


1

2

10.3. Рисование с натуры тортов прямоугольной формы


1

2

10.4. Рисование с натуры тортов круглой и овальной формы

1

2

Тема 11

Композиция тортов





Знать: выразительные средства композиции, использование законов композиции для декоративного оформления тортов.

Уметь: выполнять рисунки с натуры композиции пирожных и тортов различных форм

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


3


11.1. Композиция торта круглой формы


1

2

11.2. Композиция торта квадратной формы


1

2

11.3. Композиция торта фигурной формы


1

2


Раздел 2 ЛЕПКА



17


1-е полугодие 2 курс




Тема 12

Основы лепки





















Знать: Язык скульптуры и динамика объема. Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Приемы лепки.

Уметь: выполнять лепные изделия

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


12


12.1. Введение. Содержание и задачи лепки


1

2

12.2. Инструменты и материалы для лепки


1

2

12.3. Приемы и техника лепки


1

2

12.4. Лепка овощей


1

2

12.5. Лепка фруктов


1

2

12.6. Лепка растений


1

2

12.7. Лепка грибов


1

2

12.8. Лепка птиц


1

2

12.9. Лепка животных


1

2

12.10. Лепка цветов


1

2

12.11. Лепка элементов рельефного растительного орнамента


1

2

12.12. Лепка рельефного растительного орнамента


1

2

Тема 13

Изготовление макетов пирожных и тортов

Знать: особенности изготовления макетов пирожных и тортов, материалы и приемы работы.

Уметь: выполнять лепные макеты пирожных и тортов

Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06

Содержание учебного материала


5


13.1. Особенности изготовления макетов тортов и пирожных


1

2

13.2. Макет пирожных


1

2

13.3. Макет торта круглой формы


1

2

13.4. Макет торта квадратной формы


1

2

13.5. Макет многоярусного торта


1

2


Всего

58


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07
Рисование и лепка



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предусматривает  использование учебного кабинета  «Рисование и лепка».

Оборудование учебного кабинета:

1. Учебная доска.

2. Рабочие столы для обучающихся.

3. Подставки для лепки.

4. Рабочий стол для педагога.

5. Рабочие шкафы для хранения методического обеспечения и принадлеж-ностей для обучающихся.

6. Методические стенды.

7. Уголок техники безопасности.

8. Подсобное помещение.

Методическое обеспечение и технические средства обучения:

1. Учебно-программная документация.

2. Методические таблицы по всем темам программы.

3. Учебник для поваров «Рисование и лепка».

4. Книги по методике рисунка.

5. Методические пособия по рисованию.

6. Дидактический материал по всем работам программы.

7. Методические таблицы по рисованию.

8. Графические работы  педагога и обучащихся.

9. Фотоальбомы и демонстрационные книги по искусству повара и кондитера.

10. Макеты геометрических фигур.

11. Муляжи овощей и фруктов.

12. Предметы быта для натюрморта.

13. Принадлежности для рисования (бумага, карандаши, акварель).


 3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

         по дисциплине «РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА»

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Иванова И.Н. «Рисование и лепка». М.: Изд. центр «Академия», 2019г.

2. Коева В.А. Рисование и лепка кондитерских изделий. – Ростов н/д «Феникс», 2020-160с. и цв. вкл.

3. Шембель А.Ф. Рисование и лепка для кондитеров. Учебник для профессиональных учебных заведений – 4 изд., стер.- М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2020. – 111 с.: ил.

Дополнительные источники:

1. Кенгис Р.П. Домашнее приготовление тортов, пирожных, печенья, пряников, пирогов – 4-е изд., стер.- М.: Изд-во «Колос», 2019. – 239 с.: ил.

2. Меджитова Э. Все из теста. М.: Эксмо. 2018.

3. Хананова И.Н. «Соленое тесто». Москва, 2020. : 3.Беляева. С. Е. Основы изобразительного искусства. – Академия,2019.

4.Бутейскис Н.Г., Жукова А.А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий – М.: Издательский центр Академия, 2019.

5.Усов В.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: Издательский центр Академия, 2019.

6.Шембель А. Ф. Рисование и лепка.- М.: Издательский центр Академия, 2020. Интернет-ресурсы:

1. Лепка элементов торта [Электронные ресурсы]

2. Hlebopechka.ru

3. Оформление торта [Электронные ресурсы]

4. Hlebopechka.ru, Мастер-классы 5.http://knigakulinara.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st009.shtml 6.https://edu.tatar.ru/upload/images/files/

http://nacherchy.ru/;  http://www.cherch.ru/http://cherchenye.ru/http://altenhof.ucoz.ru/index/cherchenie/0-9



















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 07 Рисование и лепка

Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


УМЕНИЯ:

выполнять упражнения по рисованию;
рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы;
рисовать с натуры предметы домашнего обихода;
рисовать фрукты и овощи;
рисовать с натуры пирожные и торты различных форм;
рисовать торты различной конфигураций, используя выразительные средства композиции;
выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента;
выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции





- выполнение практических работ


ЗНАНИЯ:
техника рисунка и ее многообразие; техника выполнения рисунка с натуры; техника выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов;
композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком;
законы композиции, выразительные средства композиции;
композиция тортов;
техника лепки элементов украшения для тортов;
техника лепки макетов различной формы






- тестовый контроль