ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРЫШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Рисование и лепка
16675 Повар
г. Барыш
2023
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Рисование и лепка разработана в соответствии с профессиональным стандартом Повар; Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Министерства просвещения РФ, 11.02.2019г. №05-108); Методическими рекомендациями по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития). Утверждено на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30.08.2022 №12
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК Председатель ЦМК Е.М.Рулькова Протокол заседания ЦМК № ____от «______»________2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГБПОУ БИТТ Ю.В.Новикова «__»________2023г. |
Авторы-разработчики:
Зотова Ольга Васильевна – преподаватель профессионального цикла
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика адаптированной рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
ОБЩАЯ характеристика АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Рисование и лепка
1.1. Область применения программы
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы профессионального обучения предназначенной для профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по профессии 16675 Повар без получения среднего общего образования.
При реализации профессиональной образовательной программы допускается использование дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных серверов и платформ, работающих в онлайн – режиме.
1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной основной программы профессиональной подготовки: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Рисование и лепка» - развитие творческих способностей будущих поваров.
Задачи дисциплины «Рисование и лепка» - формирование знаний и умений обучающихся в области основ рисунка и лепки с целью решения задач профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины «Рисование и лепка» обучающийся должен уметь:
выполнять геометрические построения в рисунке;
выполнять рисунок с натуры, по образцу, по памяти и воображению;
выполнять рисунок пирожных и тортов в цвете;
выполнять элементы лепки;
выполнять макет торта.
В результате освоения учебной дисциплины «Рисование и лепка» обучающийся должен знать:
технику рисунка и основы композиции;
геометрические композиции в рисунке;
цветовую гармонию;
основы лепки.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
1.4. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В соответствии с изменениями статья 108 Федерального закона от 29.12.2012г №273 «Об образовании в Российской Федерации» дополнена пунктом следующего содержания: «При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части: реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны».
При реализации адаптированной рабочей программы допускается использование дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных серверов и платформ, работающих в онлайн - режиме.
Темы, выносимые на дистанционное обучение:
Тема 3. Геометрические композиции в рисунке - 5ч
Тема 6. Рисование с натуры – 6ч
1.5. Количество часов на освоение адаптированной рабочей программы по учебной дисциплине ОП.07 Рисование и лепка:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 58 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
В том числе: | |
теоретическое обучение | 6 |
практические занятия | 52 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.07 Рисование и лепка
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Введение. Основы рисунка | Раздел 1 РИСОВАНИЕ | 41 | |
1-е полугодие 1 курс | | |
Знать: понятие о технологии графики, необходимые принадлежности для рисования Уметь: организовать рабочее место, использовать принадлежности для рисования Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 1 | |
Общие сведения о дисциплине. Значение дисциплины для овладения профессией «Повар». Понятие о технологии графики. Материалы и принадлежности для рисунка. Организация рабочего места. Рисунок как основа художественного изображения. | 1 | 2 |
Тема 2 Техника рисунка и ее многообразие | Знать: оригинальные и печатные рисунки, определения штриховки и тушевки Уметь: выполнять прямолинейные и криволинейные линии Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 2 | |
2.1.Техника рисунка | 1 | 2 |
2.2.Тон. Штриховка. Тушевка. | 1 | 2 |
Тема 3 Геометрические композиции в рисунке | Знать: определение понятия композиция, характер линий Уметь: выполнять ломанные линии, строить прямой угол, плоские геометрические фигуры Формируемые компетенции: ОК 01,ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 5 | |
3.1. Понятие о композиции | 1 | 2 |
3.2. Простейшие упражнения по рисованию | 1 | 2 |
3.3. Рисование плоских геометрических фигур | 1 | 2 |
3.4. Рисование плоского рисунка геометрическим методом | 1 | 2 |
3.5. Выполнение выпуклого рисунка геометрическим методом | 1 | 2 |
Тема 4 Орнамент | Знать: определение орнамент, виды орнамента Уметь: выполнять ленточный, сетчатый, растительный, геометрический орнамент Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 5 | |
4.1. Из истории орнамента | 1 | 2 |
4.2. Изобразительные средства орнамента | 1 | 2 |
4.3. Геометрические построения орнаментов по образцу и воображению | 1 | 2 |
4.4. Плоский, ленточный и сетчатый орнамент в оформлении кондитерских изделий | 1 | 2 |
4.5. Растительный, геометрических и смешанный орнамент в оформлении кондитерских изделий | 1 | 2 |
Тема 5 Цвет в композиции рисунка | Знать: понятие цвет, основные и составные группы цвета, теплую и холодную гамму цвета Уметь: получать дополнительные цвета, работать в технике акварель и гуашь Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 5 | |
5.1. Понятие о цвете | 1 | 2 |
5.2. Ахроматические и хроматические группы цветов | 1 | 2 |
5.3. Колорит и цветовая гармония | 1 | 2 |
5.4. Виды смешивания цветов 2-е полугодие 1 курс | 1 | 2 |
5.5. Техника работы акварелью и гуашью | 1 | 2 |
Тема 6 Рисование с натуры | Знать: понятие о рисунке с натуры и натюрморте, понятие о правилах перспективы, композиции, пропорций, линейный и светотеневой рисунок, их роль в натурном рисовании Уметь: выполнять рисунок с натуры Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 6 | |
6.1. Понятие о рисунке с натуры | 1 | 2 |
6.2. Восприятие пространства | 1 | 2 |
6.3. Законы перспективы | 1 | 2 |
6.4. Понятие о натюрморте | 1 | 2 |
6.5. Понятие о пропорции | 1 | 2 |
6.6. Светотеневой рисунок | 1 | 2 |
Тема 7 Рисование с натуры геометрических фигур и предметов быта | Знать: геометрические тела Уметь: выполнять рисунки геометрических тел и предметов быта Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 3 | |
7.1. Рисование объемных предметов геометрической формы | 1 | 2 |
7.2. Рисование с натуры предметов быта | 1 | 2 |
7.3. Рисование натюрморта из предметов быта | 1 | 2 |
Тема 8 Рисование с натуры овощей, фруктов, растений | Знать: формы овощей, фруктов, растений Уметь: выполнять рисунки с натуры фруктов, овощей, растений в цвете Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 4 | |
8.1. Рисование с натуры фруктов | 1 | 2 |
8.2. Рисование с натуры овощей | 1 | 2 |
8.3. Рисование с натуры растений | 1 | 2 |
8.4. Рисование натюрморта из плодов, растений, фруктов, овощей | 1 | 2 |
Тема 9 Рисование с натуры животных и птиц | Знать: строение и характерные повадки животных Уметь: выполнять рисунки с натуры фруктов, овощей, растений в цвете Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 3 | |
9.1. Наброски и зарисовки с натуры рыб | 1 | 2 |
9.2. Наброски и зарисовки с натуры птиц, животных | 1 | 2 |
9.3. Рисунки по мотивам русских народных сказок | 1 | 2 |
Тема 10 Рисование пирожных, тортов | Знать: особенности рисования с натуры пирожных и тортов различных форм Уметь: выполнять рисунки с натуры рисунки пирожных и тортов Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 4 | |
10.1. Рисование с натуры пирожных прямоугольной формы | 1 | 2 |
10.2. Рисование с натуры пирожных круглой и овальной формы | 1 | 2 |
10.3. Рисование с натуры тортов прямоугольной формы | 1 | 2 |
10.4. Рисование с натуры тортов круглой и овальной формы | 1 | 2 |
Тема 11 Композиция тортов | Знать: выразительные средства композиции, использование законов композиции для декоративного оформления тортов. Уметь: выполнять рисунки с натуры композиции пирожных и тортов различных форм Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 3 | |
11.1. Композиция торта круглой формы | 1 | 2 |
11.2. Композиция торта квадратной формы | 1 | 2 |
11.3. Композиция торта фигурной формы | 1 | 2 |
Раздел 2 ЛЕПКА | 17 | |
1-е полугодие 2 курс | | |
Тема 12 Основы лепки | Знать: Язык скульптуры и динамика объема. Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Приемы лепки. Уметь: выполнять лепные изделия Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 12 | |
12.1. Введение. Содержание и задачи лепки | 1 | 2 |
12.2. Инструменты и материалы для лепки | 1 | 2 |
12.3. Приемы и техника лепки | 1 | 2 |
12.4. Лепка овощей | 1 | 2 |
12.5. Лепка фруктов | 1 | 2 |
12.6. Лепка растений | 1 | 2 |
12.7. Лепка грибов | 1 | 2 |
12.8. Лепка птиц | 1 | 2 |
12.9. Лепка животных | 1 | 2 |
12.10. Лепка цветов | 1 | 2 |
12.11. Лепка элементов рельефного растительного орнамента | 1 | 2 |
12.12. Лепка рельефного растительного орнамента | 1 | 2 |
Тема 13 Изготовление макетов пирожных и тортов | Знать: особенности изготовления макетов пирожных и тортов, материалы и приемы работы. Уметь: выполнять лепные макеты пирожных и тортов Формируемые компетенции: ОК 01, ОК 02, ОК 06 Содержание учебного материала | 5 | |
13.1. Особенности изготовления макетов тортов и пирожных | 1 | 2 |
13.2. Макет пирожных | 1 | 2 |
13.3. Макет торта круглой формы | 1 | 2 |
13.4. Макет торта квадратной формы | 1 | 2 |
13.5. Макет многоярусного торта | 1 | 2 |
| Всего | 58 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Рисование и лепка
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предусматривает использование учебного кабинета «Рисование и лепка».
Оборудование учебного кабинета:
1. Учебная доска.
2. Рабочие столы для обучающихся.
3. Подставки для лепки.
4. Рабочий стол для педагога.
5. Рабочие шкафы для хранения методического обеспечения и принадлеж-ностей для обучающихся.
6. Методические стенды.
7. Уголок техники безопасности.
8. Подсобное помещение.
Методическое обеспечение и технические средства обучения:
1. Учебно-программная документация.
2. Методические таблицы по всем темам программы.
3. Учебник для поваров «Рисование и лепка».
4. Книги по методике рисунка.
5. Методические пособия по рисованию.
6. Дидактический материал по всем работам программы.
7. Методические таблицы по рисованию.
8. Графические работы педагога и обучащихся.
9. Фотоальбомы и демонстрационные книги по искусству повара и кондитера.
10. Макеты геометрических фигур.
11. Муляжи овощей и фруктов.
12. Предметы быта для натюрморта.
13. Принадлежности для рисования (бумага, карандаши, акварель).
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине «РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА»
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Иванова И.Н. «Рисование и лепка». М.: Изд. центр «Академия», 2019г.
2. Коева В.А. Рисование и лепка кондитерских изделий. – Ростов н/д «Феникс», 2020-160с. и цв. вкл.
3. Шембель А.Ф. Рисование и лепка для кондитеров. Учебник для профессиональных учебных заведений – 4 изд., стер.- М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2020. – 111 с.: ил.
Дополнительные источники:
1. Кенгис Р.П. Домашнее приготовление тортов, пирожных, печенья, пряников, пирогов – 4-е изд., стер.- М.: Изд-во «Колос», 2019. – 239 с.: ил.
2. Меджитова Э. Все из теста. М.: Эксмо. 2018.
3. Хананова И.Н. «Соленое тесто». Москва, 2020. : 3.Беляева. С. Е. Основы изобразительного искусства. – Академия,2019.
4.Бутейскис Н.Г., Жукова А.А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий – М.: Издательский центр Академия, 2019.
5.Усов В.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: Издательский центр Академия, 2019.
6.Шембель А. Ф. Рисование и лепка.- М.: Издательский центр Академия, 2020. Интернет-ресурсы:
1. Лепка элементов торта [Электронные ресурсы]
2. Hlebopechka.ru
3. Оформление торта [Электронные ресурсы]
4. Hlebopechka.ru, Мастер-классы 5.http://knigakulinara.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st009.shtml 6.https://edu.tatar.ru/upload/images/files/
http://nacherchy.ru/; http://www.cherch.ru/; http://cherchenye.ru/; http://altenhof.ucoz.ru/index/cherchenie/0-9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 07 Рисование и лепка
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕНИЯ: выполнять упражнения по рисованию; рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы; рисовать с натуры предметы домашнего обихода; рисовать фрукты и овощи; рисовать с натуры пирожные и торты различных форм; рисовать торты различной конфигураций, используя выразительные средства композиции; выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции | - выполнение практических работ |
ЗНАНИЯ: техника рисунка и ее многообразие; техника выполнения рисунка с натуры; техника выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком; законы композиции, выразительные средства композиции; композиция тортов; техника лепки элементов украшения для тортов; техника лепки макетов различной формы | - тестовый контроль |