СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа 1-4 классы, разработана для детей с умственной отсталостью  на основании АОП (Варинт 1).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа Русский язык»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астафьевская средняя общеобразовательная школа»



 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора школы
от _______ №_________

Директор ___________




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета "Русский язык"

предметная область "Язык и речевая практика "

для первого этапа обучения (1 - 4 классы)





Составитель Н.В. Сартакова

учитель начальных классов







с. Астафьевка



1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для первого этапа обучения (1-4 классы) разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Рабочая программа адаптирована для обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через создание специальных условий обучения, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и учитывает возможности, особенности психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости).

Обучение русскому языку с I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,

предложение, словосочетание);

-формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

-коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

-формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

-развитие навыков устной коммуникации;

-формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

2.Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого развития обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. На уроках корригируются дефекты произношения, формируются фонетико – фонематические представления. На уроках устраняются неправильность употребления грамматических форм, синтаксических конструкций, неточность и бедность словаря.

Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды. В течение этих периодов у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени коррегируются недостатки прошлого опыта, готовят их к усвоению последующих разделов программы.

Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени речевых навыков, на развитие и коррекцию речи.

При работе над программой учтено, что школьникам не доступны абстрактные понятия, поэтому программа включает только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность.

Практическая направленность обучения проявляется в том, что обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений, выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в предложениях.

3.Место учебного предмета "Русский язык" на первом этапе обучения (1-4 классы) в учебном плане

Учебный предмет "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практика ", относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет "Русский язык" отведено 3 часа в неделю. Место учебного предмета " Русский язык " в учебном плане для первого этапа обучения (1-4 классы) в соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице:


Класс

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

1 класс

33 учебные недели

3 часа

99

2 класс

34 учебные недели

3 часа

102

3 класс

34 учебные недели

3 часа

102

4 класс

34 учебные недели

3 часа

102




Всего: 405 часов


4. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык"

на первом этапе обучения (1-4 классы):

Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на первом этапе обучения (1-4 классы):

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Результаты освоения программы базовых учебных действий I -IV классы

Личностные учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия

с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное - схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на первом этапе обучения (1-4 классы):

Предметные результаты освоения образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметныхрезультатов по «Русскому языку» на конец обучения в младшихклассах (IV класс):
Минимальный уровень:

  • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударныхсогласных звуков;

  • оппозиционных согласных по звонкости-глухости,твердости-мягкости;

  • деление слов на слоги для переноса;

  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатноготекста с орфографическим проговариванием;

  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) сизученными орфограммами;

  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письмегласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,признаки;

  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядкаслов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • выделение из текста предложений на заданную тему;

  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
    Достаточный уровень:

  • различение звуков и букв;

  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец иопорную схему;

  • списывание рукописного и печатного текста целыми словами сорфографическим проговариванием;

  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученнымиорфограммами (30-35 слов);

  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу играмматическому значению (название предметов, действий и признаковпредметов);

  • составление и распространение предложений, установление связимежду словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в концепредложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

  • деление текста на предложения;

  • выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка изнескольких, подходящего по смыслу;

  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текстапосле его анализа.

5.Содержание учебного предмета "Русский язык" на первом этапе обучения (1-4 классы)

  • Основные задачи реализации содержания:

  • Предметная область: Язык и речевая практика.

  • Русский язык.

  • Развитиезрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.

  • Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук.

  • Усвоениегигиенических правил письма.

  • Подготовка к усвоению навыков письма.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • координации и точности движения руки.

  • Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

  • Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

  • Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

  • Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

  • Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем.

  • Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

  • Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением

  • На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

п/п

Раздел

Содержание


ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1 класс

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня.
Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы:
«Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемена в школе,
её назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности:
умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать
короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим
действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков
и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчётливо повторять
произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета
(зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых детям
предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.). Выработка у учащихся умения показывать и называтьизображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами
по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге
прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат,
треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на
доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая
палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.



Звуки и буквы

2 класс
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.Слова с буквами и ий, их различение.Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и послегласных.Согласные звонкие и глухие, артикулярносходные
(р л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этимисогласными.
Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух ив произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в концеслова.
Практические упражнения в чтении и написании словс разделительными ь и ъ.


3 класс

  Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, эв начале слова и после гласных. Перенос части слова при
письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и
мягких согласных при обозначении мягкости буквамии, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб — грибы)


4 класс

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова.
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи,ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и
середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных.
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода — воды) или подбора по образцу родственных слов (вода— водный).


Буквенный период

1 класс

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство
с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произношение изучаемых
звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа,
ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из
этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик). Чтение предложений из двух-трёх слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх
слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки
слов из трёх-четырёх букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.


СЛОВО

2 класс

Изучение слов, обозначающих предметы:называние предметов и различение их по вопросамк т о? ч т о?;называние одного предмета и нескольких одинаковых
предметов (стол — столы; рама — рамы);различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовымкатегориям (игрушка, одежда, обувь и др.).Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках
животных.Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам ч т о д ел а е т? ч т о д е л а ю т?;
группировка действий по признаку их однородности(к т о как голос подаёт, к т о как передвигается);различение предметов по их действиям (птица летает,
а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из,
на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями
в корне, взятых из словаря учебника.



3 класс

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия
предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о? ч т о? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о? ч е г о? к о м у?ч е м у? и др.).Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия,
умения находить их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т? ч т о д е л а л? что с д е л а л? ч т о б у д е т д ел а т ь? ч т о с д е л а е т?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: к а к о й? к а к а я?

к а к о е? к а к и е?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества),
в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данногопредмета и определение предмета по ряду признаков( качеств), сравнение двух предметов по их качествам
(снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата
мягкая
);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над,
о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.Правописание слов с непроверяемыми написаниями
в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике.



4 класс

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именахсобственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное
написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниямив корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.



ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2 класс

Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, натему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужнойформе вразбивку;выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и
точки в конце предложения. Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устногоразбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.



3 класс

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о? или ч т о?), родительного падежа (к о г о? или ч е г о? нет у к о г о?), дательного падежа (к о м у?

ч е м у?), предложного падежа (г д е?с предлогами в и на, о к о м? о ч ё м?), творительногопадежа (к е м? ч е м?).
Выделение в тексте или составление предложений назаданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его поодному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.



4 класс

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о к о м или о ч ё м говорится, ч т о говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словамив предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).




Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

2 класс

  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Э.В.Якубовская, Н.В. Павлова, М.: Просвещение, 2017.

  2. Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, Н.В. Павлова, М.: Просвещение, 2017.

  3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.

3 класс

  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 3 класс. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение, 2016.

  2. Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение, 2016.

  3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.




Календарно-тематическое планирование

2 класс (3 часа в неделю)


№ п\п

Тема урока


Вид деятельности (развитие речи, контрольное списывание, диктант)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Повторение.

Предложение.




1



2.

Предложение и его схема.


1



3.

Распространение предложений.


1



4.

Слово.


1



5.

Составление предложений с данным словом.


1



6.

Звуки и буквы.


1



7.

Контрольное списывание по теме «Повторение».

Контрольное списывание №1

1



8.

Звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы.




1



9.

Согласные звуки и буквы.


1



10.

Слова, которые различаются одним звуком.


1



11.

Слова, которые различаются количеством звуков.


1



12.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.


1



13.

Ударение в словах.


1



14.

Выделение ударного гласного в слове.


1



15.

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы».

Контрольное списывание №2

1



16.

Слог.

Деление слов на слоги.




1



17.

Гласные в образовании слогов.


1



18.

Перенос слов по слогам.


1



19.

Деление слов со звуками и-й на слоги.


1



20.

Различие звуков Л-Р.


1



21.

Контрольное списывание по теме «Слог».

Контрольное списывание №3

1



22.

Парные звонкие и глухие согласные.

Различие звуков Б-П.




1



23.

Различие звуков В-Ф.


1



24.

Различие звуков Г-К.


1



25.

Различие звуков Д-Т.


1



26.

Различие звуков Ж-Ш.


1



27.

Различие звуков З-С.


1



28.

Различие звонких и глухих согласных.


1



29.

Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

Контрольное списывание №4

1



30.

Шипящие и свистящие согласные.

Шипящие согласные.




1



31.

Свистящие согласные


1



32.

Различие шипящих и свистящих согласных.


1



33.

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

Буква е в начале слова или слога.



1



34.

Буква ё в начале слова или слога.


1



35.

Буква ю в начале слова или слога.


1



36.

Буква я в начале слова или слога.


1



37.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.


1



38.

Контрольное списывание по теме «Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога».

Контрольное списывание №5

1



39.

Твердые и мягкие согласные.

Гласные ы-и после твердых и мягких согласных.



1



40.

Гласные о-ё после твердых и мягких согласных.


1



41.

Гласные у-ю после твердых и мягких согласных.


1



42.

Гласные а-я после твердых и мягких согласных.


1



43.

Гласная е после мягких согласных.


1



44.

Различие твердых и мягких согласных.


1



45.

Контрольное списывание по теме «Твердые и мягкие согласные».

Контрольное списывание №6

1



46.

Мягкий знак на конце слова.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.




1



47.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.


1



48.

Различие твердых и мягких согласных на конце слова.


1



49.

Различие слов с твердыми и мягкими согласными

на конце.


1



50.

Контрольное списывание по теме « Мягкий знак на конце слова».

Контрольное списывание №7

1



51.

Название предметов.

Предмет и его название.




1



52.

Название предметов, отвечающих на вопрос что?


1



53.

Названия частей предмета.


1



54.

Различие сходных предметов и их названия.


1



55.

Контрольное списывание по теме «Название предметов».

Контрольное списывание №8

1



56.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.


1



57-58

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?


2



59.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.


1



60.

Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?


1



61.

Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.


1



62.

Большая буква в именах людей.


1



63.

Большая буква в именах и фамилиях людей.


1



64.

Большая буква в кличках животных


1



65.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных


1



66.

Названия действий.

Действие и его название.



1



67.

Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?


1



68.

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?


1



69.

Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подает?»


1



70.

Кто как передвигается?


1



71.

Одушевленные предметы и их действия.


1



72.

Неодушевленные предметы и их действия.


1



73.

Различие названия предметов и названия действий по вопросам


1



74.

Предлоги.

Предлог как отдельное слово.



1



75.

Употребление предлогов в предложении.


1



76.

Выделение «трудной» гласной в словах.


1



77.

Написание гласных в словах-родственниках.


1



78.

Предложение.

Выделение предложения из текста.



1



79.

Правила записи предложения.


1



80.

Контрольное списывание по теме «Правила записи предложения».

Контрольное списывание №9

1



81.

Предложение и его схема.


1



82.

Различие набора слов и предложения.


1



83.

Порядок слов в предложении.


1



84.

Завершение начатого предложения


1



85.

Контрольное списывание по теме «Предложение»


1



86.

Составление предложений по предметной картинке.


1



87.

Составление предложений по сюжетной картинке.


1



88.

Предложения – вопросы и предложения – ответы.


1



89.

Повторение.

Звонкие и глухие согласные.



1




90.

Твердые и мягкие согласные.


1



91.

Мягкий знак на конце слов.


1



92-93

Названия предметов.


2



94-95

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.


2



96.

Контрольное списывание по теме «Повторение».

Контрольное списывание №10

1



97.

Названия действий.


1



98-99

Предложение.


2



100

Контрольный диктант за год.

Контрольный диктант

1



101.

Работа над ошибками.


1



102.

Обобщение изученного материала.


1


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОЛВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс

п/п

Тема раздела/урока


Кол-во часов


Дата проведения занятия

План

Факт

1-2

Предложение (повторение)


2



3-4

Предложение. Выборочное написание предложений о предмете


2



5

Проверочная работа (диагностическая)


1



6-8

Схема предложений


3



9-10

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами


2



11-12

Работа с деформированным предложением


2



13-14

Составление предложений по опорным картинкам


2



15-16

Расчленение сплошного текста на предложения


2



17-18

Составление предложений, используя вопросы


2



19-20

Составление предложений по картинке


2



21

Контрольная работа «Предложение»


1



22

Работа над ошибками. Деление текста на предложения


1



23-25

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке.


3



26-28

Гласные и согласные звуки и буквы


3



29-31

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я


3



32-34

Ударение в слове


3



35-37

Слог как часть слова


3



38-39

Перенос слов при письме

2



40-41

Твердые и мягкие согласные


2



42-44

Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова


3



45

Контрольная работа «Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова»


1



46

Работа над ошибками


1



47-49

Гласные после шипящих

3



50-52

Парные звонкие и глухие согласные


3



53-55

Звонкие и глухие согласные на конце слова


3



56-58

Разделительный мягкий знак (ь)


3



59-61

Слово. Названия предметов


3



62-64

Большая буква в именах людей


3



65-67

Большая буква в кличках животных


3



68-70

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц


3



71-73

Названия действий


3



74-76

Названия признаков


3



77-79

Предлоги


3



80

Словарный диктант «Слово»


1



81

Работа над ошибками. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.


1



82-83

Правописание предлогов.



2



84-85


Предложение. Составление предложений по деформированному тексту.


2



86-88

Правильное употребление предлогов в речи. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.


3



89-91

Согласование слов в предложении.


3



92-94

Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.


3



95-97

Составление предложений по вопросам.


3



98-99

Повторение. Звуки и буквы.


2



100

Итоговая контрольная работа «Предложение»


1



101

Работа над ошибками


1



102

Повторение. Слово.

1



Итого

102





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!