Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астафьевская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы от _______ №_________ Директор ___________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Русский язык"
предметная область "Язык и речевая практика "
для первого этапа обучения (1 - 4 классы)
Составитель Н.В. Сартакова
учитель начальных классов
с. Астафьевка
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для первого этапа обучения (1-4 классы) разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа адаптирована для обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через создание специальных условий обучения, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и учитывает возможности, особенности психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости).
Обучение русскому языку с I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
-формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
-коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
-развитие навыков устной коммуникации;
-формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого развития обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. На уроках корригируются дефекты произношения, формируются фонетико – фонематические представления. На уроках устраняются неправильность употребления грамматических форм, синтаксических конструкций, неточность и бедность словаря.
Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды. В течение этих периодов у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени коррегируются недостатки прошлого опыта, готовят их к усвоению последующих разделов программы.
Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени речевых навыков, на развитие и коррекцию речи.
При работе над программой учтено, что школьникам не доступны абстрактные понятия, поэтому программа включает только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность.
Практическая направленность обучения проявляется в том, что обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений, выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в предложениях.
3.Место учебного предмета "Русский язык" на первом этапе обучения (1-4 классы) в учебном плане
Учебный предмет "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практика ", относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет "Русский язык" отведено 3 часа в неделю. Место учебного предмета " Русский язык " в учебном плане для первого этапа обучения (1-4 классы) в соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 класс | 33 учебные недели | 3 часа | 99 |
2 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
3 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
4 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
| | | Всего: 405 часов |
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык"
на первом этапе обучения (1-4 классы):
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на первом этапе обучения (1-4 классы):
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Результаты освоения программы базовых учебных действий I -IV классы
Личностные учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное - схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на первом этапе обучения (1-4 классы):
Предметные результаты освоения образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметныхрезультатов по «Русскому языку» на конец обучения в младшихклассах (IV класс):
Минимальный уровень:
оппозиционных согласных по звонкости-глухости,твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатноготекста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) сизученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письмегласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядкаслов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец иопорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами сорфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученнымиорфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу играмматическому значению (название предметов, действий и признаковпредметов);
составление и распространение предложений, установление связимежду словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в концепредложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка изнескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текстапосле его анализа.
5.Содержание учебного предмета "Русский язык" на первом этапе обучения (1-4 классы)
Основные задачи реализации содержания:
Предметная область: Язык и речевая практика.
Русский язык.
Развитиезрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук.
Усвоениегигиенических правил письма.
Подготовка к усвоению навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
№ п/п | Раздел | Содержание |
| ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | 1 класс 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемена в школе, её назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир». 2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). 6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.). Выработка у учащихся умения показывать и называтьизображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). 7. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. |
| Звуки и буквы | 2 класс Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э.Слова с буквами и ий, их различение.Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и послегласных.Согласные звонкие и глухие, артикулярносходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этимисогласными. Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух ив произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в концеслова. Практические упражнения в чтении и написании словс разделительными ь и ъ.
|
| 3 класс Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, эв начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквамии, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб — грибы) |
| 4 класс Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи,ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода — воды) или подбора по образцу родственных слов (вода— водный). |
| Буквенный период | 1 класс Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-ma, ко-тик). Чтение предложений из двух-трёх слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трёх-четырёх букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. |
| СЛОВО | 2 класс Изучение слов, обозначающих предметы:называние предметов и различение их по вопросамк т о? ч т о?;называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовымкатегориям (игрушка, одежда, обувь и др.).Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам ч т о д ел а е т? ч т о д е л а ю т?; группировка действий по признаку их однородности(к т о как голос подаёт, к т о как передвигается);различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. |
| | 3 класс Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о? ч т о? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о? ч е г о? к о м у?ч е м у? и др.).Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т? ч т о д е л а л? что с д е л а л? ч т о б у д е т д ел а т ь? ч т о с д е л а е т?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данногопредмета и определение предмета по ряду признаков( качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике. |
| | 4 класс Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именахсобственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниямив корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике. |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 2 класс Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, натему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужнойформе вразбивку;выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устногоразбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. |
| | 3 класс Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о? или ч т о?), родительного падежа (к о г о? или ч е г о? нет у к о г о?), дательного падежа (к о м у? ч е м у?), предложного падежа (г д е?с предлогами в и на, о к о м? о ч ё м?), творительногопадежа (к е м? ч е м?). Выделение в тексте или составление предложений назаданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его поодному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. |
| | 4 класс Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о к о м или о ч ё м говорится, ч т о говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словамив предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности 2 класс
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Э.В.Якубовская, Н.В. Павлова, М.: Просвещение, 2017.
Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, Н.В. Павлова, М.: Просвещение, 2017.
Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.
3 класс
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 3 класс. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение, 2016.
Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение, 2016.
Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (3 часа в неделю)
№ п\п | Тема урока | Вид деятельности (развитие речи, контрольное списывание, диктант) | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Повторение. Предложение. | | 1 | | |
2. | Предложение и его схема. | | 1 | | |
3. | Распространение предложений. | | 1 | | |
4. | Слово. | | 1 | | |
5. | Составление предложений с данным словом. | | 1 | | |
6. | Звуки и буквы. | | 1 | | |
7. | Контрольное списывание по теме «Повторение». | Контрольное списывание №1 | 1 | | |
8. | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | | 1 | | |
9. | Согласные звуки и буквы. | | 1 | | |
10. | Слова, которые различаются одним звуком. | | 1 | | |
11. | Слова, которые различаются количеством звуков. | | 1 | | |
12. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | | 1 | | |
13. | Ударение в словах. | | 1 | | |
14. | Выделение ударного гласного в слове. | | 1 | | |
15. | Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы». | Контрольное списывание №2 | 1 | | |
16. | Слог. Деление слов на слоги. | | 1 | | |
17. | Гласные в образовании слогов. | | 1 | | |
18. | Перенос слов по слогам. | | 1 | | |
19. | Деление слов со звуками и-й на слоги. | | 1 | | |
20. | Различие звуков Л-Р. | | 1 | | |
21. | Контрольное списывание по теме «Слог». | Контрольное списывание №3 | 1 | | |
22. | Парные звонкие и глухие согласные. Различие звуков Б-П. | | 1 | | |
23. | Различие звуков В-Ф. | | 1 | | |
24. | Различие звуков Г-К. | | 1 | | |
25. | Различие звуков Д-Т. | | 1 | | |
26. | Различие звуков Ж-Ш. | | 1 | | |
27. | Различие звуков З-С. | | 1 | | |
28. | Различие звонких и глухих согласных. | | 1 | | |
29. | Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные». | Контрольное списывание №4 | 1 | | |
30. | Шипящие и свистящие согласные. Шипящие согласные. | | 1 | | |
31. | Свистящие согласные | | 1 | | |
32. | Различие шипящих и свистящих согласных. | | 1 | | |
33. | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буква е в начале слова или слога. | | 1 | | |
34. | Буква ё в начале слова или слога. | | 1 | | |
35. | Буква ю в начале слова или слога. | | 1 | | |
36. | Буква я в начале слова или слога. | | 1 | | |
37. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | | 1 | | |
38. | Контрольное списывание по теме «Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога». | Контрольное списывание №5 | 1 | | |
39. | Твердые и мягкие согласные. Гласные ы-и после твердых и мягких согласных. | | 1 | | |
40. | Гласные о-ё после твердых и мягких согласных. | | 1 | | |
41. | Гласные у-ю после твердых и мягких согласных. | | 1 | | |
42. | Гласные а-я после твердых и мягких согласных. | | 1 | | |
43. | Гласная е после мягких согласных. | | 1 | | |
44. | Различие твердых и мягких согласных. | | 1 | | |
45. | Контрольное списывание по теме «Твердые и мягкие согласные». | Контрольное списывание №6 | 1 | | |
46. | Мягкий знак на конце слова. Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | | 1 | | |
47. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | | 1 | | |
48. | Различие твердых и мягких согласных на конце слова. | | 1 | | |
49. | Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | | 1 | | |
50. | Контрольное списывание по теме « Мягкий знак на конце слова». | Контрольное списывание №7 | 1 | | |
51. | Название предметов. Предмет и его название. | | 1 | | |
52. | Название предметов, отвечающих на вопрос что? | | 1 | | |
53. | Названия частей предмета. | | 1 | | |
54. | Различие сходных предметов и их названия. | | 1 | | |
55. | Контрольное списывание по теме «Название предметов». | Контрольное списывание №8 | 1 | | |
56. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | 1 | | |
57-58 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | | 2 | | |
59. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | 1 | | |
60. | Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | | 1 | | |
61. | Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | | 1 | | |
62. | Большая буква в именах людей. | | 1 | | |
63. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | | 1 | | |
64. | Большая буква в кличках животных | | 1 | | |
65. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных | | 1 | | |
66. | Названия действий. Действие и его название. | | 1 | | |
67. | Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | | 1 | | |
68. | Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | | 1 | | |
69. | Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подает?» | | 1 | | |
70. | Кто как передвигается? | | 1 | | |
71. | Одушевленные предметы и их действия. | | 1 | | |
72. | Неодушевленные предметы и их действия. | | 1 | | |
73. | Различие названия предметов и названия действий по вопросам | | 1 | | |
74. | Предлоги. Предлог как отдельное слово. | | 1 | | |
75. | Употребление предлогов в предложении. | | 1 | | |
76. | Выделение «трудной» гласной в словах. | | 1 | | |
77. | Написание гласных в словах-родственниках. | | 1 | | |
78. | Предложение. Выделение предложения из текста. | | 1 | | |
79. | Правила записи предложения. | | 1 | | |
80. | Контрольное списывание по теме «Правила записи предложения». | Контрольное списывание №9 | 1 | | |
81. | Предложение и его схема. | | 1 | | |
82. | Различие набора слов и предложения. | | 1 | | |
83. | Порядок слов в предложении. | | 1 | | |
84. | Завершение начатого предложения | | 1 | | |
85. | Контрольное списывание по теме «Предложение» | | 1 | | |
86. | Составление предложений по предметной картинке. | | 1 | | |
87. | Составление предложений по сюжетной картинке. | | 1 | | |
88. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | | 1 | | |
89. | Повторение. Звонкие и глухие согласные. | | 1 | | |
90. | Твердые и мягкие согласные. | | 1 | | |
91. | Мягкий знак на конце слов. | | 1 | | |
92-93 | Названия предметов. | | 2 | | |
94-95 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | | 2 | | |
96. | Контрольное списывание по теме «Повторение». | Контрольное списывание №10 | 1 | | |
97. | Названия действий. | | 1 | | |
98-99 | Предложение. | | 2 | | |
100 | Контрольный диктант за год. | Контрольный диктант | 1 | | |
101. | Работа над ошибками. | | 1 | | |
102. | Обобщение изученного материала. | | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОЛВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 класс
№ п/п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Дата проведения занятия |
План | Факт |
1-2 | Предложение (повторение) | 2 | | |
3-4 | Предложение. Выборочное написание предложений о предмете | 2 | | |
5 | Проверочная работа (диагностическая) | 1 | | |
6-8 | Схема предложений | 3 | | |
9-10 | Дополнение предложений подходящими по смыслу словами | 2 | | |
11-12 | Работа с деформированным предложением | 2 | | |
13-14 | Составление предложений по опорным картинкам | 2 | | |
15-16 | Расчленение сплошного текста на предложения | 2 | | |
17-18 | Составление предложений, используя вопросы | 2 | | |
19-20 | Составление предложений по картинке | 2 | | |
21 | Контрольная работа «Предложение» | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. Деление текста на предложения | 1 | | |
23-25 | Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. | 3 | | |
26-28 | Гласные и согласные звуки и буквы | 3 | | |
29-31 | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | 3 | | |
32-34 | Ударение в слове | 3 | | |
35-37 | Слог как часть слова | 3 | | |
38-39 | Перенос слов при письме | 2 | | |
40-41 | Твердые и мягкие согласные | 2 | | |
42-44 | Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова | 3 | | |
45 | Контрольная работа «Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова» | 1 | | |
46 | Работа над ошибками | 1 | | |
47-49 | Гласные после шипящих | 3 | | |
50-52 | Парные звонкие и глухие согласные | 3 | | |
53-55 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | 3 | | |
56-58 | Разделительный мягкий знак (ь) | 3 | | |
59-61 | Слово. Названия предметов | 3 | | |
62-64 | Большая буква в именах людей | 3 | | |
65-67 | Большая буква в кличках животных | 3 | | |
68-70 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц | 3 | | |
71-73 | Названия действий | 3 | | |
74-76 | Названия признаков | 3 | | |
77-79 | Предлоги | 3 | | |
80 | Словарный диктант «Слово» | 1 | | |
81 | Работа над ошибками. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. | 1 | | |
82-83 | Правописание предлогов. | 2 | | |
84-85 | Предложение. Составление предложений по деформированному тексту. | 2 | | |
86-88 | Правильное употребление предлогов в речи. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. | 3 | | |
89-91 | Согласование слов в предложении. | 3 | | |
92-94 | Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением. | 3 | | |
95-97 | Составление предложений по вопросам. | 3 | | |
98-99 | Повторение. Звуки и буквы. | 2 | | |
100 | Итоговая контрольная работа «Предложение» | 1 | | |
101 | Работа над ошибками | 1 | | |
102 | Повторение. Слово. | 1 | | |
Итого | 102 | | |