СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "изобразительное искусство" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С  РАССТРОЙСТВОМ  АУТИСТИЧЕСКОГО  СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)

 

 

Предмет: изобразительное искусство

 

Начальное общее образование: 1 класс

Срок реализации: 1 год

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "изобразительное искусство" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

.____________

Протокол №

от « »


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________

Протокол №

от « »


УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______

Приказ №

от « »




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)



Предмет: изобразительное искусство

Начальное общее образование: 1 класс

Срок реализации: 1 год


Составитель:

учитель начальных классов

Фурс Е.А.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», адаптированной основной общеобразовательной программыГБОУ ЛНР «Беловодский лицей «Лидер».

Цели изучения курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство;

Основные задачи курса:

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.


Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей с РАС в качестве достаточно понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность

  • это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа с использованием собственных фотографий, поиском разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными


условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Коррекционные возможности учебного предмета «Изобразительное искусство»

Настоящая рабочая программа учитывает особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в специфике речевого развития. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. Контингент учащихся неоднороден по уровню сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.


1 класс


Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Учебный предмет Изобразительное искусство изучается в рамках предметной области Искусство обязательной части учебного плана в объеме: 1 час в неделю (33 часа в год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

знание основ изобразительной культуры;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на


самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (с помощью педагога);

формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своей деятельности

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

понимать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

способы и приёмы обработки различных материалов;

организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; составлять композиции с учётом замысла;

конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; конструировать из природных материалов;

пользоваться простейшими приёмами лепки


Обучающийся получит возможность:

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними;

приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

анализировать произведения искусства с помощью учителя;

приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 КЛАСС

Модуль «Графика»

Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.

Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).

Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.

Модуль «Живопись»

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.

Эмоциональная выразительность цвета, способы выражения настроения в изображаемом сюжете.

Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

Модуль «Скульптура»

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика, зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.

Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

Модуль «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.

Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач – установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта обучающихся и оценка эмоционального содержания произведений.

Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

















Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»


п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Все дети любят рисовать: рассматриваем детские рисунки и рисуем радостное солнце

1




2

Изображения вокруг нас: рассматриваем изображения в детских книгах

1




3

Мастер изображения учит видеть: создаем групповую работу «Сказочный лес»

1




4

Короткое и длинное: рисуем животных с различными пропорциями

1




5

Изображать можно пятном: дорисовываем зверушек от пятна или тени

1




6

Изображать можно в объеме: лепим зверушек

1




7

Изображать можно линией: рисуем ветви деревьев, травы

1




8

Разноцветные краски. Рисуем цветные коврики (коврик-осень / зима или коврик-ночь / утро)

1




9

Изображать можно и то, что невидимо: создаем радостные и грустные рисунки

1




10

Художники и зрители: рассматриваем картины художников и говорим о своих впечатлениях

1




11

Мир полон украшений: рассматриваем украшения на иллюстрациях к сказкам

1




12

Цветы: создаем коллективную работу «Ваза с цветами»

1




13

Узоры на крыльях: рисуем бабочек и создаем коллективную работу – панно «Бабочки»

1




14

Красивые рыбы: выполняем рисунок рыб в технике монотипия

1




15

Украшения птиц создаем сказочную птицу из цветной бумаги

1




16

Узоры, которые создали люди: рисуем цветок или птицу для орнамента

1




17

Нарядные узоры на глиняных игрушках: украшаем узорами фигурки из бумаги

1




18

Как украшает себя человек: рисуем героев сказок с подходящими украшениями

1




19

Мастер Украшения помогает сделать праздник: создаем веселые игрушки из цветной бумаги

1




20

Постройки в нашей жизни: рассматриваем и обсуждаем

1




21

Дома бывают разными: рисуем домики для героев книг

1




22

Домики, которые построила природа: рассматриваем, как они устроены

1




23

Снаружи и внутри: создаем домик для маленьких человечков

1




24

Строим город: рисуем и строим город из пластилина и бумаги

1




25

Все имеет свое строение: создаем изображения животных из разных форм

1




26

Строим вещи: создаем из цветной бумаги веселую сумку-пакет

1




27

Город, в котором мы живем: фотографируем постройки и создаем панно «Прогулка по городу»

1




28

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу: рассматриваем и обсуждаем

1




29

Праздник птиц: создаем декоративные изображения птиц из цветной бумаги

1




30

Разноцветные жуки и бабочки: создаем аппликацию из цветной бумаги жука, бабочки или стрекозы

1




31

Азбука компьютерной графики: знакомство с программами Paint или Paint net. Создание и обсуждение фотографий

1




32

Времена года: создаем рисунки о каждом времени года

1




33

Здравствуй, лето! Рисуем красками «Как я буду проводить лето»

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0


Учебно методическое и материально техническое обеспечение

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • учебно-методические комплекты к программе по выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

    • Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение

    • Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

    • Методические журналы по искусству

    • Учебно-наглядные пособия

    • Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

    • Энциклопедии по искусству, справочные пособия

    • Альбомы по искусству

    • Книги о художниках и художественных музеях

  • Печатные пособия

    • Портреты русских и зарубежных художников

    • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

    • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

    • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

    • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству

    • Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

  • Технические средства обучения

    • Ноутбук

    • Мультимедиа проектор

    • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

    • Экран навесной

  • Экранно-звуковые пособия

    • Видеофильмы:

      • по памятникам архитектуры

      • по художественным музеям

      • по видам изобразительного искусства

      • по творчеству отдельных художников

      • по народным промыслам

      • по декоративноприкладному искусству

      • по художественным технология

  • Модели и натурный фонд

    • Муляжи фруктов

    • Муляжи овощей

    • Гербарии

    • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

    • Гипсовые геометрические тела

    • Драпировки

    • Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

    • Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)