СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С  РАССТРОЙСТВОМ  АУТИСТИЧЕСКОГО  СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)

 

 

Предмет: литературное чтение

Начальное общее образование: 1 класс

Срок реализации: 1 год

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

.____________

Протокол №

от « »


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________

Протокол №

от « »


УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______

Приказ №

от « »




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)



Предмет: литературное чтение

Начальное общее образование: 1 класс

Срок реализации: 1 год


Составитель:

учитель начальных классов

Фурс Е.А.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ПрАООП НОО) для обучающихся с РАС (вариант 8.2) 2015 года, одобренной решением ФУМО по общему образованию и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ.

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область

«Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с РАС, формирует потребность в систематическом чтении.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

    • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

    • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

    • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

    • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;

    • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

    • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

    • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

    • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

    • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с РАС недостатков сферы жизненной компетенции;

    • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

    • учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково- символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

    • формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

    • учить элементам выразительного чтения;

    • учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;

    • учить использовать формы речевого этикета;

    • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с РАС, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;

    • учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;

    • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

    • воспитывать интерес к книгам и чтению;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета


Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с РАС. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

У детей с РАС часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с РАС не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с РАС освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.

Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с РАС с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно- следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего РАС.

В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с РАС для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.

Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с РАС осваивает чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебной книгой, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства.


Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет

«Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного

материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».

Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с РАС совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с РАС.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.


Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю обучения, включает в себя основное содержание всех разделов курса. На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»).


Общая характеристика организации учебного процесса Форма организации занятий: урок.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, словесно-иллюстративный, проблемный.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


По итогам обучения в 1 классе можно оценить успешность достижений первоклассников.

В конце 1 класса обучающийся должен:

  • выделяет последовательность звуков и слогов в словах;

  • владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

  • владеет элементами выразительного чтения;

  • понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;

  • использует формы речевого этикета;

  • узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;

  • создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;

  • проявляет интерес к книгам и чтению.


В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звукобуквенный анализ слов;

  • понимание содержания звучащей речи.

  • В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;

  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

  • В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

  • В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;

  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

  • В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;

  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;

  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

  • В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;

  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;

  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

  • развитие у детей интереса к художественной литературе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

    • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

    • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

    • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

    • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

    • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).


Метапредметные результаты для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-

временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.

Они обозначаются как:

    • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

    • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

    • понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

    • формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

    • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

    • формирование потребности в систематическом чтении;

    • выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Обучение грамоте

Развитие речи

Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,

В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;

  • понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;

  • ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

  • различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);

  • анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;

  • сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);

  • соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;

  • участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

  • пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий;

  • описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;

  • проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

  • с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • проявлять желание работать в парах, небольших группах;

  • проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.










Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь

1




2

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово

1




3

Моделирование состава предложения. Предложение и слово

1




4

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет"

1




5

Различение слова и обозначаемого им предмета

1




6

Слово и слог. Как образуется слог

1




7

Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове

1




8

Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове

1




9

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, Е.В. Серова "Мой дом"

1




10

Гласные и согласные звуки

1




11

Сравнение звуков по твёрдости-мягкости

1




12

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов

1




13

Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге

1




14

Отработка умения проводить звуковой анализ слова

1




15

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет"

1




16

Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а. Звук [а]

1




17

Функция буквы А, а в слоге-слиянии

1




18

Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]

1




19

Функция буквы О, о в слоге-слиянии

1




20

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]

1




21

Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

1




22

Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии

1




23

Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Звук [у]

1




24

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, И.С. Соколов-Микитов "Русский лес"

1




25

Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии

1




26

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы"

1




27

Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н’]

1




28

Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н

1




29

Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Звуки [с], [с’]

1




30

Проведение звукового анализа слов с буквами С, с

1




31

Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к’]

1




32

Проведение звукового анализа слов с буквами К, к

1




33

Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т’]

1




34

Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Согласные звуки [л], [л’]

1




35

Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л

1




36

Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Согласные звуки [р], [р’]

1




37

Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р

1




38

Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные звуки [в], [в’]

1




39

Проведение звукового анализа слов с буквами В, в

1




40

Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Звуки [й’э], [’э]

1




41

Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е

1




42

Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Согласные звуки [п], [п’]

1




43

Проведение звукового анализа слов с буквами П, п

1




44

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

1




45

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

1




46

Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з’]

1




47

Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з

1




48

Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’].

1




49

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]

1




50

Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д’]

1




51

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]

1




52

Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а]. Двойная роль букв Я, я

1




53

Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, В.Г.Сутеев "Дядя Миша". Чтение текстов с изученными буквами

1




54

Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]

1




55

Закрепление знаний о буквах Г, г. Сопоставление звуков [г] - [к].

1




56

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Сочетания ЧА — ЧУ

1




57

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч

1




58

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь.

1




59

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, А.Л.Барто "В школу".

1




60

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

1




61

Отработка навыка чтения предложений с буквами Ш, ш. Слушание литературного произведения о животных. Произведение по выбору, например, М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

1




62

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

1




63

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ — ШИ

1




64

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Звуки [й’о], [’о]

1




65

Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё

1




66

Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й

1




67

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, В.К. Железников " История с азбукой".

1




68

Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х.Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

1




69

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у], [’у]

1




70

Отработка навыка чтения. На примере произведения Л.Н. Толстого "Ехали два мужика..."

1




71

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]

1




72

Слушание стихотворений о животных. Произведение по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик"

1




73

Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

1




74

Отработка техники чтения. На примере проивзедений В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

1




75

Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Звук [щ’]

1




76

Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

1




77

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Звук [ф]

1




78

Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ

1




79

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере сказки К. И. Чуковского «Телефон»

1




80

Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л.Барто "Помощница", "Зайка", "Игра в слова"

1




81

Резервный урок.Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

1




82

Резервный урок. Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти буквы заучи"

1




83

Резервный урок. Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев "Беспокойные соседки", "Познакомились"

1




84

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка К.Чуковского "Муха-Цокотуха"

1




85

Резервный урок.Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина

1




86

Резервный урок.Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова

1




87

Резервный урок. Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по содержанию произведения

1




88

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

1




89

Резервный урок. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях

1




90

Резервный урок. Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

1




91

Резервный урок. Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по содержанию произведения

1




92

Резервный урок. Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева "Когда это бывает?"

1




93

Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации

1




94

Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»

1




95

Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных. На примере сказок «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»

1




96

Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведений В.Г. Сутеева "Под грибом", "Кораблик"

1




97

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

1




98

Отражение сюжета произведения в иллюстрациях

1




99

Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.Ушинского «Петух и собака»

1




100

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица

1




101

Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности.

1




102

Игровой народный фольклор: потешки

1




103

Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире

1




104

Мир фантазий и чудес в произведениях Б. В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю. Мориц "Сто фантазий" и других

1




105

Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере стихотворений В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо»

1




106

Сравнение авторских и фольклорных произведений о чудесах и фантазии

1




107

Понимание пословиц как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил

1




108

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года

1




109

Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса

1




110

Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны

1




111

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года. Настроение, которое рождает стихотворение

1




112

Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе родного края. Любовь к Родине

1




113

Работа с детскими книгами. Отражении в иллюстрации эмоционального отклика на произведение.

1




114

Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей

1




115

Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере текста К. Д. Ушинского "Худо тому, кто добра не делает никому" и другие: сказка М.С. Пляцковского "Помощник"

1




116

Заголовок произведения, его значение для понимания содержания. Произведения о дружбе

1




117

Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»

1




118

Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три товарища», Е. А. Благининой "Подарок", В. Н. Орлова "Кто кого?"

1




119

Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения. На примере произведения Е.А. Пермяка «Торопливый ножик»

1




120

Рассказы о детях. На примере произведения Л.Н. Толстого «Косточка»

1




121

Стихотворения о детях. На примере произведений А.Л. Барто «Я – лишний», Р. С. Сефа "Совет", В. Н. Орлова "Если дружбой..."

1




122

Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь. На примере произведения М. С. Пляцковского "Сердитый дог Буль"

1




123

Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме: проявление любви и заботы о родных людях на примере произведений А.Л. Барто «Мама», С. Я. Маршака "Хороший день" и других

1




124

Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А. Благинина «Посидим в тишине» и других

1




125

Осознание отражённых в произведении понятий: чувство любви матери к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В. Митяева «За что я люблю маму», С. Я. Маршака "Хороший день"

1




126

Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге о животных

1




127

Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере произведений В.В. Бианки "Лис и Мышонок", С. В. Михалкова "Трезор"

1




128

Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведения М.М. Пришвина "Ёж" и других

1




129

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В. А. Осеевой "Плохо"

1




130

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного

1




131

Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий. На примере произведений Е.И. Чарушина «Про Томку», Сладкова "Лисица и Ёж"

1




132

Собаки — защитники Родины

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

0

0



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ


Курс «Литературное чтение» в 1 классе не оценивается.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


      1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП НОО) для обучающихся с РАС (вариант 8.2), одобренная решением ФУМО по общему образованию, 2015.


      1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях – М.: Просвещение, 2018. (Школа России)


      1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1-4. – М.: Просвещение, 2021.