МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов .____________ Протокол № от « » | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Протокол № от « » | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ Приказ № от « » |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)
Предмет: труд (технология)
Начальное общее образование: 1 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Фурс Е.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО для детей с ОВЗ, требованиями адаптированной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту: Роговцева Н. И. Технология. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М.: Просвещение.
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета «Труд (Технология)»
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
При работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра первоначально необходимо определить соответствие уровня знаний, умений, навыков по предмету требованиям примерной программы.
При оценке знаний, умений и навыков следует опираться на требования программы предыдущего года обучения, а также описывать конкретные проблемы по предмету.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся;
освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
интересами ребенка;
начало формирования навыков внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), контроль, коррекцию и оценку;
формирование умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета
«Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать мнения, умение высказываться отвечая на вопросы и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Труд (Технология)»
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде и пр.), выполнение элементарных расчетов, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций, природы как источника сырья, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Русский язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов с опорой на схемы, алгоритмы и др.).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных
и конструкторско - технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие основ коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование мотивации успеха, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно- конструкторской деятельности;
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Коррекционная направленность выражается в формировании, развитии и коррекции умений:
формирование точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений; умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
развитие восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений, ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда);
коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве.
Особенности реализации программы учебного предмета «Труд (Технология)»
Образовательный процесс по технологии организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
урок — место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок — презентация — место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок — диагностика — место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок — проектирования — место для решения проектных задач;
учебное занятие (практики) — место для индивидуальной работы учащихся над проблемами орфографического характера.
Самостоятельная работа обучающихся дома (как правило, с помощью родителей/ тьюторов) имеет следующие линии:
задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков на трех уровнях (формальном, рефлексивном, ресурсном);
творческие задания для обучающихся, которые хотят расширить свои знания и умения (задания выбираются и выполняются по желанию.
o
1 класс
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Труд (Технология)»
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях;
соблюдать границы взаимодействия;
умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач, умение использовать альтернативные средства коммуникации;
умение обращаться за помощью, в том числе, с использованием альтернативных средств коммуникации;
готовность и способность вести диалог с другими;
умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;
умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;
использование результатов собственной деятельности; наличие осознанного отношения к собственным поступкам;
наличие представлений о своей стране, государстве, разных национальностях, населяющих нашу страну, мир в целом;
представлений о национальных праздниках и традициях; представление о моделях поведения в разных социальных ситуациях;
представление о семье, правилах семейной жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение действовать по заданному алгоритму или образцу;
самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность;
умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;
умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;
умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
владение навыками смыслового чтения;
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
способность критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников;
способность представлять результаты исследования, включая составление текста и
презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Оценивание результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе Порядка оценивания результатов образования ОУ.
Место учебного предмета «Труд (Технология)» в учебном плане
Программа и материал рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Методические указания к организации обучения по разделам Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека происходит посредством бесед, анализа окружающих предметов, выделения их составных частей и обсуждения их назначения. Познание разнообразия предметов рукотворного мира на первом этапе проходит на предметах, окружающих ребенка в быту: посуда, мебель, игрушки, одежда, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
На уроках, исходя из темы, необходимо уделять время для ознакомления с профессиями людей связанными с изготовлением предметов обихода и быта. Обязательны краткие беседы с обучающимися о сфере деятельности родителей и их профессиях, обсуждение, в чем заключается их труд. Подобные беседы обязательно должны быть подготовлены заранее, т.е. родители и дети сориентированы в вопросах, которые будут заданы. Следует поощрять визуальные презентации профессиональной занятости родителей.
Рассматриваются особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий
декоративного искусства русского народа.
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов формируется через рациональные способы конструирования изделия и расходования материалов, демонстрируемых детям педагогом (с соответствующими словесными комментариями).
На занятиях педагогу необходимо показывать и формировать первоначальные способы анализа задания, слушать и слышать инструкцию. Инструкции следует делать краткими, четкими, понятными. В инструкциях недопустимы сложные обороты и многоступенчатость.
В формулировках инструкций глагол лучше ставить на последнее место, так как школьники часто его воспринимают как разрешение к действию. Если поставить глагол в начало инструкции, то последующие слова дети могут уже не слушать и выполнять инструкцию так как поняли сами, что может привести к искажению планируемого результата.
Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы формируются в ходе выполнения практических заданий. (Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.) Навыки контроля и корректировки хода работы формируются очень постепенно путем обучения сравниванию результата продукта собственной деятельности с эталонным образцом и последующей корректировке обнаруженных недочетов.
В начале учебного года, пока первоначальные умения только формируются, в занятия не рекомендуется включать работу в парах и группах сменного состава. Подобная организация урока возможна не ранее, чем во втором полугодии. Однако в последующем групповая работа совершенно необходима. Так осуществляется формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности, происходит обучение правильной коммуникации и правилам безопасной работы.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) сводится к подбору цвета узора, украшающего изделие.
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты начинают создаваться также не ранее, чем во второй половине года. Но в начале, на этапе формирования первоначальных навыков проектной деятельности, конечно же ведущую роль в организации, контроле действий осуществляет учитель.
Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды) происходит на каждом занятии. Учитель обращает внимание детей на эти характеристики предметов, дает возможность самостоятельного сравнения по заданным признакам. Необходимо следить, чтобы обучающиеся, описывая предметы, обращали внимание на перечисленные свойства, а обозначающие их слова появлялись в активном словаре.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
В первом классе происходит знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека). Дети обучаются приемам их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).
Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание, складывание, скатывание), лишь затем включаются задания, предполагающие использование инструментов. Изобразительно-иллюстративный материал может быть представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметно-операционных планов, которые должны характеризоваться четкостью, легкостью понимания, быть эстетичными и привлекающими внимание обучающихся, мотивировать на выполнение задания.
Благодаря этому формируются и автоматизируются такие операции как сравнение (образца с изделием, с выделением критериев сравнения), анализ (определение составных частей и деталей, выделение существенных признаков предмета: форма, цвет, размер, материал, свойства).
Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань) предпочтительно формировать в игровой деятельности, с опорой на практические действия, направленные на подтверждение изученных свойств и качеств материала. Последнее производится путем исследования элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов (хрупкость, прочность, промокаемость, изменение формы и т.п.). Дается понятие и обозначается сфера применения таких материалов как бумага, ткань, пластилин.
Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей) осуществляется преимущественно репродуктивным путем (по подражанию заданному учителем). Вместе с тем допустимо использование поисковых действий (поэкспериментировать как лучше расположить шаблон на листе). В 1 классе сначала происходит обучение выбору материалов для изготовления изделия по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Когда способы усвоены, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала по какому-либо параметру (например, выбор цвета или формы будущего изделия). На уроке путем практического взаимодействия постигается общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Причем знакомство с каждой составляющей происходит рекомендательно очень подробно на отдельных занятиях. В 1 классе осваиваются наименования и способы
выполнения основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу);
выделение деталей (отрывание, резание ножницами);
формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.);
сборка изделия (клеевое соединение);
отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация).
Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема) происходит на уровне механического запоминания: узнавание с последующим называнием.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий так же носит ознакомительный характер. Дети должны отличать целое изделие от его деталей. Осваивается клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий осуществляется по образцу, рисунку.
Практика работы на компьютере
Работа с компьютером носит также практикоознакомительный характер. Осуществляется знакомство с функциями разных частей компьютера. Осваивается включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. В обязательном порядке изучаются правила работы, соблюдения безопасности, формируется бережное отношение к техническим устройствам. Содержательно обучающиеся осваивают работу с рисунками (преобразование, удаление).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Труд (Технология)»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Мир вокруг нас (природный и рукотворный) | 1 | | | |
2 | Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде) | 1 | | | |
3 | Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи | 1 | | | |
4 | Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания | 1 | | | |
5 | Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания | 1 | | | |
6 | Семена разных растений. Составление композиций из семян | 1 | | | |
7 | Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них | 1 | | | |
8 | Способы соединения природных материалов | 1 | | | |
9 | Понятие «композиция». Центровая композиция. Точечное наклеивание листьев. | 1 | | | |
10 | «Орнамент». Разновидности композиций, Композиция в полосе | 1 | | | |
11 | Материалы для лепки (пластилин, пластические массы). Свойства пластических масс | 1 | | | |
12 | Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» | 1 | | | |
13 | Формообразование деталей изделия из пластилина | 1 | | | |
14 | Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект | 1 | | | |
15 | Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги | 1 | | | |
16 | Картон. Его основные свойства. Виды картона | 1 | | | |
17 | Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) | 1 | | | |
18 | Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригами и их преобразование) | 1 | | | |
19 | Складывание бумажной детали гармошкой | 1 | | | |
20 | Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования | 1 | | | |
21 | Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям | 1 | | | |
22 | Резаная аппликация | 1 | | | |
23 | Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону | 1 | | | |
24 | Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги | 1 | | | |
25 | Преобразование правильных форм в неправильные | 1 | | | |
26 | Составление композиций из деталей разных форм | 1 | | | |
27 | Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона | 1 | | | |
28 | Общее представление о тканях и нитках | 1 | | | |
29 | Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка | 1 | | | |
30 | Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани) | 1 | | | |
31 | Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы | 1 | | | |
32 | Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка | 1 | | | |
33 | Выставка работ. Итоговое занятие | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Труд (Технология)»
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Оценивание результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе Порядка оценивания результатов образования ОУ.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при наличии - интерактивные доски.
Интернет-ресурсы
Электронная версия газеты «Начальная школа». - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki- tehnol ogii_1kl/index.html
ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/ca t_id,1275/
Технология. Начальная школа. - Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.