СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» для учащихся 4 класса (Вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир природы и человека 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) ориентирована на учебник: Матвеева Н.Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. «Мир природы и человека. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», Москва: Просвещение, 2019 г.


Место предмета в учебном плане


Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа за год.


Содержание учебного курса «Мир природы и человека»

в 1-4 классах

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным блоком.


Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.


Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.


Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.


Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 1-4 классах


Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека», реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих жизненных компетенций:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Таким образом, в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т. д. Задания на развитие жизненных компетенций отмечены специальным значком и представлены в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению базовых учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

- умением вступать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умением обращаться за помощью и принимать помощь;

- умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.


Просмотр содержимого документа
«мир природы и человека_тематическое планирование»

Тематическое планирование

п/п

урока в теме


Тема урока

Дата

проведения

План

Факт

Сезонные изменения в природе (9 ч)

1

1

Влияние Солнца на смену времён года. Признаки осени.



2

2

Растения и животные осенью.



3

3

Признаки зимы.



4

4

Растения и животные зимой.



5

5

Труд людей зимой.



6

6

Растения и животные весной.



7

7

Труд людей осенью и весной.



8

8

Растения и животные летом.



9

9

Труд людей осенью.



Неживая природа (4 ч)

10

1

Почва. Состав почвы.



11

2

Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом.



12

3

Песок и глина.



13

4

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.



Живая природа (21 ч)

Растения (6 ч)

14

1

Растения. Огород.



15

2

Лес. Ориентировка в лесу.



16

3

Сад. Растения культурные и дикорастущие.



17

4

Лекарственные растения. Красная книга.



18

5

Растения полей. Поле в разное время года.



19

6

Парки.



Животные (5 ч)

20

1

Домашние животные: лошадь, корова.



21

2

Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными.



22

3

Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы.



23

4

Дикие и домашние птицы.



24

5

Насекомые. Пчела. Насекомые – вредители.



Человек (6 ч)

25

1

Человек. Мозг человека.



26

2

Профилактика травм головного мозга.



27

3

Режим дня. Часы.



28

4

Профилактика переутомления.



29

5

Загрязнение воздуха, воды, почвы.



30

6

Заповедник. Зоопарк.



Безопасное поведение (4 ч)

31

1

Правила поведения в быту.



32

2

Правила поведения в школе.



33

3

ПДД. Дорога. Пешеходный переход.



34

4

Транспорт. Мы – пассажиры.