Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «30»августа 2019г. | | Утверждено: приказ №1-245 от «30» августа 2019г. Директор школы ___________(В.В.Милонов) |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Речевая практика»
для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 2 класса
уровень образования: начальное общее образование
Составитель:
Ермоленко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Оглавление
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.13. №1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010, зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011. №19993;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №38528;
Адаптированная основная образовательная программа начального образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2» на 2017-2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи учебного предмета «Речевая практика»:
- ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- помочь обучающимся ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
- улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Характерное для обучающихся с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год (34 учебные недели). Продолжительность урока не должна превышать 40 мин.
4. Ценностные ориентиров содержания учебного предмета, курса
На уроках следует уделять внимание развитию артикуляционной моторики, формированию правильного речевого дыхания. (Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых песен, произнесение небольших стихотворений в сопровождении движения, перечисление предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы.)
Для развития эмоциональной выразительности можно выполнять упражнение на изменение силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, обращать внимание на использование мимики и жестов в разговоре. Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение выражения лица с соответствующим символическим рисунком, речевой ситуацией.
При составлении диалогов следует сначала выявить представления детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстрированный материал. Определить тему ситуации, обсудить содержание высказывания. Можно использовать атрибуты речевой ситуации. Ролевая игра не только поможет детям при воспроизведении диалогов, но и создаст положительный эмоциональный настрой. При обучении нужно использовать игры на развитие речи детей младшего школьного возраста. Можно так же использовать коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение.
При работе на уроке нельзя забывать про основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы, употребление «вежливых» слов. Использовать этикетные формы общения как в различных смоделированных речевых ситуациях, так и при непосредственном общении детей. При этом обращать внимание на использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к товарищу).
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
- проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей;
- положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний;
- положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
- пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
- участвовать в ролевых играх ( пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
6.Содержаниеучебного предмета, курса
№ п\п | Название раздела | Содержание раздела |
1 | Аудирование | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию. Выполнение действий с предлогами. Выполнение действий или заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии ( «Что ты делал?»). Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова - «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы. |
2 | Дикция и выразительность речи | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения. Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях. Пение слов и слогов на мотивы детских песен. Громкая, тихая речь и шепот. Быстрая и медленная речь. Упражнения на использование нормального темпа речи. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. |
3 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мир природы», «Ура, каникулы!» Выявление представлений детей о теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов. Узнавание предметов по их частям или признакам. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. |
4 | Культура общения | Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. |
7.Тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционно-развивающая направленность |
1 | Школьная жизнь | 8 | Активное слушание. Беседа. Ролевая игра. Построение самостоятельных высказываний. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Ролевая игра «Я дежурный». Экскурсия. Беседа. Рассматривание книг. Активное слушание. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Практическая работа в тетради. Беседа. Игровая деятельность. Беседа. Практическая работа «Собери портфель». Построение самостоятельных высказываний. | Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. |
2 | Игры и игрушки | 5 | Выполнение упражнения на изменение силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, обращать внимание на использование мимики и жестов в разговоре. Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение выражения лица с соответствующим символическим рисунком, речевой ситуацией. | Выполнение упражнения на изменение силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, обращать внимание на использование мимики и жестов в разговоре. Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение выражения лица с соответствующим символическим рисунком, речевой ситуацией. |
3 | Играем в сказку | 7 |
4 | Я дома | 4 | Составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. | Составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. |
5 | Мои товарищи в школе | 4 | Составление рассказа с опорой на данные слова Использование в речи прилагательных | Составление рассказа с опорой на данные слова Использование в речи прилагательных |
6 | Мы встречаем Новый год | 3 | Выполнение упражнения на изменение силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, обращать внимание на использование мимики и жестов в разговоре. Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение выражения лица с соответствующим символическим рисунком, речевой ситуацией. | Выполнение упражнения на изменение силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, обращать внимание на использование мимики и жестов в разговоре. Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение выражения лица с соответствующим символическим рисунком, речевой ситуацией. |
7 | Зимняя прогулка | 4 | Составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. | Составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. |
8 | Мойдодыр | 12 |
9 | Я за порогом дома | 10 |
10 | Мир природы | 3 |
11 | Наши любимые животные | 3 | Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. | Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинного плана, схематического изображения или закрепленные за каким-либо высказыванием движение. |
12 | Ура, каникулы! | 5 |
Итого | 68 | |
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме тестового контроля.
8. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности
УМК: Учебник «Устная речь. 2 класс» С.В.Комарова для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь «Устная речь. 2 класс», С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян, Москва, Просвещение, 2014. Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под ред. Н.М. Бгажноковой для 0-4 классов – М.:
Просвещение, 2011.
1. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы/ автор-составитель Л. О. Бакисова.- Волгоград: Учитель, 2015.
2. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида – М.:
Просвещение, 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование; магнитная и интерактивная доски.
Наглядные пособия:
Демонстрационный материал: Семья (Весна-дизайн) 2014г ;
Карточки дидактические "Головные уборы. Обувь";
Карточки дидактические "Одежда" ;
Комплект карточек: Времена года. Рассказы по картинкам;
Комплект карточек: Мой дом. Рассказы по картинкам;
Комплект карточек: Распорядок дня. Рассказы по картинкам;
Комплект карточек: Родная природа. Рассказы по картинкам;
Развивающая игра "Кто что делает" В мире слов-5;
Расскажите детям о домашних животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
Расскажите детям о домашних питомцах. Карточки д/занятий в д/саду и дома.
Календарно-тематическое планирование уроков речевая практика (2 часа в неделю, всего 68 часов).