МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол № 1 от ____________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ | «Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2019г. |
Адаптированная рабочая
программа учебного предмета
«Математика» 5 класс
2019 – 2020 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью, надомное обучение)
Программу составила Байда Ж.В.
Воспитатель в группе продленного дня
Пояснительная записка.
Программа по математике для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Программа рассчитана на 70 часов.
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 5 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» и приказа МБОУ « Ворминская СОШ» №_____ от 2 сентября 2019г.»
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.
Согласно учебному плану на изучение математики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 ч в неделю (136 часов за год). В индивидуальном учебном плане МБОУ « Ворминская СОШ» надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 2 часа в неделю (70 часов в год).
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в данном календарно-тематическом планировании, а также за счёт тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.
Данное распределение часов соответствует основным требованиям уровня подготовки обучающихся в 5 классе.
Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2019-2020 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5-9 классы в двух сборниках специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2011г.
Учебно-методический комплект(УМК)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика, учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2012 г
Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Перова М.Н., Яковлева И.М. – М: Просвещение, 2008
1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 5 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 ступень 5-9 под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2011 год.
Программа по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 4 классе и рассчитана на 70 часов в год, 2 ч в неделю.35 уч.недель
Срок реализации настоящей программы по предмету «Математика» - 1 учебный год.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цели обучения математике:
• создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи
Образовательные:
• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
• приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
• овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
• развивать пространственные представления учащихся;
• развивать память, воображение, мышление;
• развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, курса
В результате изучения курса математики учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц
- десятичный состав чисел в пределах 1000
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения
- римские цифры
- дроби, их виды
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон
Уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000
- разряды
- выполнять сравнение чисел в пределах 1000
- выполнять арифметические операции с числами до 1000
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби
- решать простые задачи
- уметь строить треугольник по заданным сторонам
- различать радиус и диаметр
Результаты изучения предмета :
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
раздел 2.Содержание курса
5 класс (2 часа в неделю, 70 часов)
Сотня (с повторением) – 5 ч
Геометрический материал (повторение) - 1 ч
Тысяча – 9 ч
Геометрический материал – 3 ч
Разностное и кратное сравнение чисел – 2 ч
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд – 4 ч
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа – 1 ч
Обыкновенные дроби – 5 ч
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100 - 2 ч
Меры стоимости, длины, массы, времени – 5 ч
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число – 2 ч
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд – 8 ч
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд – 11 ч
Геометрический материал – 3 ч
Повторение. Все действия в пределах 1000 – 5 ч
Повторение. Геометрический материал – 4 ч
.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Часы |
Сотня – 5 ч |
| Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 |
| Нахождение неизвестного вычитаемого | 1 |
| Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | 1 |
| Контрольная работа № 1 «Сотня» | 1 |
Геометрический материал – 1 ч |
| Линия, отрезок, луч. Углы | 1 |
Тысяча – 9 ч |
| Нумерация чисел в пределах 1000 | 1 |
| Округление чисел до десятков и сотен | 1 |
| Римская нумерация | 1 |
| Меры стоимости, длины и массы | 1 |
| Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости | 1 |
| Сложение и вычитание круглых сотен и десятков | 1 |
| Сложение и вычитание без перехода через разряд | 1 |
| Арифметические действия с числами в пределах 1000 | 1 |
| Контрольная работа № 2 «Арифметические действия с числами в пределах 1000» | 1 |
Геометрический материал – 3 ч |
| Периметр многоугольника | 2 |
| Треугольники | 1 |
| Контрольная работа № 3 «Треугольники» | 1 |
Разностное и кратное сравнение чисел – 2 ч |
| Разностное сравнение чисел | 1 |
| Кратное сравнение чисел | 1 |
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд – 4 ч |
| Сложение с переходом через разряд | 1 |
| Вычитание с переходом через разряд | 1 |
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 1 |
| Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» | 1 |
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа – 1 ч |
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа | 1 |
Обыкновенные дроби – 5 ч |
| Образование дробей | 1 |
| Сравнение дробей | 1 |
| Правильные и неправильные дроби | 1 |
| Обыкновенные дроби | |
| Контрольная работа № 5 «Обыкновенные дроби» | 1 |
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100 – 2 ч |
| Умножение чисел 10, 100 | 1 |
| Умножение и деление на 10, 100 | 1 |
Меры стоимости, длины, массы, времени – 5 ч |
| Замена крупных мер мелкими | 1 |
| Замена мелких мер крупными | 1 |
| Меры времени. Год. | 1 |
| Преобразование чисел, полученных при измерении | |
| Контрольная работа № 6 «Преобразование чисел, полученных при измерении» | 1 |
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число – 2 ч |
| Умножение и деление круглых десятков на однозначное число | 1 |
| Умножение и деление круглых сотен на однозначное число | 1 |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд – 8 ч |
| Умножение двузначных чисел на однозначное число | 1 |
| Деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
| Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
| Контрольная работа № 7 «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число» | 1 |
| Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Деление трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Проверка умножения и деления | 1 |
| Контрольная работа № 8 «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд» | 1 |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд – 11 ч |
| Умножение двухзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Умножение многозначных чисел на однозначное число | |
| Деление двухзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Деление трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
| Деление многозначных чисел на однозначное число | 1 |
| Нахождение части числа | 1 |
| Решение задач на нахождение части числа | 1 |
| Порядок действий в примерах с двумя-тремя арифметическими действиями | 1 |
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
| Контрольная работа № 9 «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд» | 1 |
Геометрический материал – 3 ч |
| Построение треугольников | 1 |
| Круг, окружность. Линии в круге | 1 |
| Масштаб | 1 |
Повторение. Все действия в пределах 1000 – 5 ч |
| Тысяча | |
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 1 |
| Обыкновенные дроби | 1 |
| Все действия в пределах 1000 | |
| Итоговая контрольная работа № 10 за курс 5 класса | 1 |
Повторение. Геометрический материал – 2 ч |
| Прямоугольник (квадрат) | 1 |
| Куб, брус, шар | 1 |
69-70 | Повторение | 2 |
Перечень обязательных контрольных работ
контрольная работа № 1 «Сотня»
контрольная работа № 2 «Арифметические действия с числами в пределах 1000»
контрольная работа № 3 «Треугольники»
контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»
контрольная работа № 5 «Обыкновенные дроби»
контрольная работа № 6 «Преобразование чисел, полученных при измерении»
контрольная работа № 7 « умножение и деление 2-хзначных чисел на однозначное число»
контрольная работа № 8 « умножение и деление 3-хзначных чисел на однозначное число»
контрольная работа № 9 « Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
контрольная работа№ 10 Итоговая контрольная работа за курс 5 класса