СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Чтение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области.



Принято на

заседании педагогического

совета

протокол №1

от «__» августа 2020г.


Утверждено:

приказ №

от «30» августа 2020г.

Директор школы

___________(В.В.Милонов)






Адаптированная рабочая программа

учебного предмета (курса)

«Чтение»

для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 3 класса

уровень образования: начальное общее образование







Составитель:

Ермоленко Е.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











2020 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

  5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

  6. Содержание учебного предмета, курса

  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса








































1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

1. Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конституции Российской Федерации (1993 года).

3. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

5.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

7.Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

8.Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

9. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

11. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

12. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

13. Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

14. Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Санитарно-эпидемиологического правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

16. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

17. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

18. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год».

19. Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

20. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

21. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

22. Методических рекомендаций по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

23.Проектов адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).

24. Устава МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова»

25. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.

26. Учебного плана для обучающихся, 2 класса в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.


Цели и задачи предмета

Обучение чтению направлено на достижение следующих целей: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются:

- научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире;

- формировать положительные личностные качества учеников;

- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Тематика произведений для чтения в 3 классе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всём протяжении обучения в 3 классе читаются произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.    Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся постепенно переходят к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с третьего класса. С выразительностью речи обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Особое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


3.Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 136 часа в год, 4 часа в неделю (34 учебных недели). Продолжительность урока 40 мин.



4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.

Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.


5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные результаты:

- принимать образ «хорошего ученика»;

- уметь самостоятельно отвечать за свои поступки;

- выполнять правила личной гигиены;

- уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Предметные результаты:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Планируемые результаты на конец учебного года:

Минимальный уровень:

  • осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.


6. Содержание учебного предмета, курса


Раздел

Содержание

1.

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

  • Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

  • Чтение про себя простых по содержанию текстов.

2.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

3.

Развитие устной речи


Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

4.

Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается.



Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме анализа техники чтения.



7.Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Основные виды учебной

деятельности

Коррекционно-развивающая направленность

1

Здравствуй, школа!

7 ч

Чтение небольших рассказов и стихотворений русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

2

Осень наступила…

11 ч

Чтение небольших рассказов и стихотворений писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3

Учимся трудиться

14 ч

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

4

Ребятам о зверятах.

13 ч

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

развитие артикуляционной моторики;

5

Чудесный мир сказок

10ч

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

развитие высших психических функций;

6

Зимушка - зима

24 ч

Рисование словарных картин.

  Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

7

Так нельзя, а так можно

13 ч

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение диалогов.

развитие речи, владение техникой речи;

8

Весна в окно стучится

19 ч

Ответы на вопросы о прочитанном.

Составление картинного плана. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.

развитие артикуляционной моторики

9

Веселые истории

7 ч

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя».

формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

10

Родина любимая

9 ч

Составление картинного плана. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.

развитие высших психических функций;

11

Здравствуй, лето!

9 ч

Формирование навыков выразительного чтения

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;


Итого

136ч






8. Материально-техническое обеспечения образовательной деятельности

Технические средства:

1. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы, предметные картинки;

2. Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.ru.

3. Компьютер, проектор, мультимедиа, презентации.

4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение»,2011 год.

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Ноутбук учителя.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по чтению.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доска для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.




Список литературы:

1.Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.

2.Учебное пособие для обучающихся:

Чтение 3 класс С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 2 частях (-М. :Просвещение» 2019 г).