Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «__» августа 2020г. | | Утверждено: приказ № от «30» августа 2020г. Директор школы ___________(В.В.Милонов) |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Чтение»
для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 3 класса
уровень образования: начальное общее образование
Составитель:
Ермоленко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 год
Оглавление
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конституции Российской Федерации (1993 года).
3. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
5.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
7.Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
8.Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
9. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).
11. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
12. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
13. Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
14. Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
15. Санитарно-эпидемиологического правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
16. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
17. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
18. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год».
19. Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
20. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
21. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
22. Методических рекомендаций по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
23.Проектов адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
24. Устава МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова»
25. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.
26. Учебного плана для обучающихся, 2 класса в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.
Цели и задачи предмета
Обучение чтению направлено на достижение следующих целей: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются:
- научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире;
- формировать положительные личностные качества учеников;
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Тематика произведений для чтения в 3 классе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всём протяжении обучения в 3 классе читаются произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся постепенно переходят к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с третьего класса. С выразительностью речи обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Особое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часа в год, 4 часа в неделю (34 учебных недели). Продолжительность урока 40 мин.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные результаты:
- принимать образ «хорошего ученика»;
- уметь самостоятельно отвечать за свои поступки;
- выполнять правила личной гигиены;
- уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Планируемые результаты на конец учебного года:
Минимальный уровень:
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
6. Содержание учебного предмета, курса
№ | Раздел | Содержание |
1. | Техника чтения | Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. |
2. | Понимание читаемого | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. |
3. | Развитие устной речи | Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. |
4. | Внеклассное чтение | Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается. |
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме анализа техники чтения.
7.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционно-развивающая направленность |
1 | Здравствуй, школа! | 7 ч | Чтение небольших рассказов и стихотворений русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. | расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; |
2 | Осень наступила… | 11 ч | Чтение небольших рассказов и стихотворений писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений | коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
3 | Учимся трудиться | 14 ч | Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. | коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
4 | Ребятам о зверятах. | 13 ч | Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. | развитие артикуляционной моторики; |
5 | Чудесный мир сказок | 10ч | Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. | развитие высших психических функций; |
6 | Зимушка - зима | 24 ч | Рисование словарных картин. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. | расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; |
7 | Так нельзя, а так можно | 13 ч | Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение диалогов. | развитие речи, владение техникой речи; |
8 | Весна в окно стучится | 19 ч | Ответы на вопросы о прочитанном. Составление картинного плана. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. | развитие артикуляционной моторики |
9 | Веселые истории | 7 ч | Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». | формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; |
10 | Родина любимая | 9 ч | Составление картинного плана. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. | развитие высших психических функций; |
11 | Здравствуй, лето! | 9 ч | Формирование навыков выразительного чтения | коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; |
| Итого | 136ч | | |
8. Материально-техническое обеспечения образовательной деятельности
Технические средства:
1. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы, предметные картинки;
2. Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.ru.
3. Компьютер, проектор, мультимедиа, презентации.
4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение»,2011 год.
Технические средства обучения |
Магнитная классная доска. |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. |
Ноутбук учителя. |
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по чтению. |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). |
Оборудование класса |
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. |
Стол учительский с тумбой. |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Настенные доска для вывешивания иллюстративного материала. |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Список литературы:
1.Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
2.Учебное пособие для обучающихся:
Чтение 3 класс С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 2 частях (-М. :Просвещение» 2019 г).