СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная программа учебного предмета "Литературное чтение" для детей с ЗПР 1 (Доп.) класса. Автор учебника Л, Ф. Климанова, М, В, Голованов, В. Г. Горецкий.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» для детей с задержкой психического развития
1А и 1Б дополнительный классы (вариант обучения – 7.2.)
2017ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературное чтение в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;
научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом принятых норм и правил;
расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через литературное слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.
Исходными документами для составления программы являются:
приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.);
примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР;
программа курса «Литературное чтение», автор – Л.Ф.Климанова, М.В.Голованов, В.Г. Горецкий;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Положение об адаптированных рабочих программах, разрабатываемых в рамках образовательных стандартов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Литературное чтение» является один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью чтения.
У детей с ЗПР, пришедшим в 1 дополнительный класс, могут наблюдаться недостатки техники чтения, несовершенство навыков выразительного чтения, трудности понимания прочитанного.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. Работа на уроках направлена на отработку навыков чтения. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
В процессе реализации данного учебного предмета в 1 дополнительном классе у младших школьников с ЗПР продолжается работа по совершенствованию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Умение различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Умение передавать различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный или краткий пересказ, умение построить текст-описание, рассказать о событии, выразить свою точку зрения – всё это является одним из необходимых условий успешного обучения.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР совершенствует навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, уточняет и обогащает словарный запас, учится анализировать содержание прочитанного текста, самостоятельно строить учебное высказывание.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».
Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку следует своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.
Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
литература как одна из важнейших основ формирования духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся;
литература как вид искусства, знакомящий учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества;
формирование личностных качеств, соответствующих национальным ценностям;
развитие техники чтения, качества чтения, осмысленности;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Литературное чтение» в 1 дополнительном классе отводится по 4 часа в неделю. Программа рассчитана на132 часа (33 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение предмета «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение предмета «Литературное чтение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
При изучении предмета «Литературное чтение» достигаются следующие предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ
Послебукварный период 18ч
Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:
• включающие слоги открытые и закрытые всех видов;
• включающие твердые и мягкие согласные;
• содержащие стечения согласных всех видов, й, твердый и мягкий (ъ, ь) знаки.
Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительными твердым и мягким (ъ, ь) знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух-четырех слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, умение отвечать на вопросы к ним.
Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слова из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.
Жили - были буквы 14ч
Знакомство с название раздела. Стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания
Литературная сказка И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Характер героя произведения.
C. Черный «Живая азбука». Выразительное чтение. Дополнение содержания текста.
Ф. Кривин. Почему «А» поется, а «Б» нет. Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания.
Г. Сапгир. «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Заголовок. Рифма. Звукопись как прием характеристики героя. Главная мысль произведения.
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Кто как кричит», «Живая азбука». Заголовок. Рифма. Звукопись как прием характеристики героя. Заучивание наизусть.
С. Маршак. Автобус номер двадцать шесть. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.
Сказки, загадки, небылицы 20ч
Знакомство с названием раздела. Народная сказка «Курочка Ряба». Восстановление последовательности сказки.
Русская народная сказка «Теремок». Главная мысль сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана
Русская народная сказка «Рукавичка». Главная мысль сказки. Герои сказки. Выразительное чтение диалогов из сказок.
Загадки, потешки, небылицы. Выразительные средства языка. Герои. Выразительное чтение. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок.
Сказки А. С. Пушкина. Герои сказки. Главная мысль сказки.
Произведения К. Ушинского Л. Толстого. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок.
Апрель, апрель. Звенит капель! 9ч
Знакомство с названием раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. Настроение. Средства художественной выразительности: сравнение.
Лирические стихотворения Т. Белозерова, С. Маршака. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение
Лирические стихи И. Токмаковой. Работать над выразительностью чтения и учить наизусть.
В.Берестов «Воробушки». Р.Сеф «Чудо» Сравнение стихов разных поэтов на одну тему.
Проект «Составляем сборник загадок»
Обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…»
И в шутку и всерьез 20ч
Знакомство с названием раздела. Веселые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Юмористические рассказы для детей. Я. Тайц «Волк», Н. Артюховой «Саша - дразнилка». Заголовок. Подбор заголовка. Чтение по ролям.
Веселые стихи для детей К. Чуковского и О. Дриза, О. Григорьева. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Заучивание наизусть
К. Чуковский «Телефон». Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности.
М. Пляцковский «Помощник». Заголовок. Подбор заголовка. Герои.
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»
Я и мои друзья 20ч
Знакомство с названием раздела. Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина. Подарок. Заголовок. План рассказа.
В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Тема. Главная мысль произведения. Выразительное чтение
Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова, И Пивоваровой. Нравственно–эстетические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Выразительное чтение
Я. Аким «Моя родня» Тема. Главная мысль произведения.
С. Маршак. Хороший день. Выразительное чтение и заучивание наизусть.
М. Пляцковский .«Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу». Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение.
Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
О братьях наших меньших 31ч
Знакомство с названием раздела. С. Михалков «Трезор». Выразительное чтение стихотворения.
В. Осеева «Собака яростно лаяла». Событие рассказа, Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.
И. Токмакова «Купите собаку» Выразительное чтение стихотворения.
Стихи о животных М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова. Сравнение художественного и научно-популярного текстов.
Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и ёж» События рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.
Примерная тематика уроков внеклассного чтения: Русские народные сказки; Сказки разных народов мира; Б. Житков «Рассказы о животных»; В. Чаплина «Мои животные», Пришвин М.М. «Лесные рассказы»; В. Бианки «Лесная газета»; Е. Пермяк «Сказки-несказки»; С. Маршак «Стихи, песенки, сказки»; И. Соколов-Микитов «В лесу и на реке»; Е. Чарушин «Томкины сны», «Никита-охотник»; И. Токмакова «Котята»; Ю. Мориц Стихи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем уроков | Характеристика возможных видов деятельности обучающихся | Дата | ||||
Послебукварный период 18ч |
| ||||||
| Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Чтение по ролям |
| | ||||
| К Ушинский «Наше Отечество». Анализ содержания текста. |
| | ||||
| В. Крупин «Первоучители словенские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. |
| | ||||
| В. Крупин «Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой. |
| | ||||
| А. С. Пушкин Сказки. |
| | ||||
| Л. Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. |
| | ||||
| К. Д. Ушинский Рассказы для детей |
| | ||||
| К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. |
| | ||||
| К. И. Чуковский «Путаница». Особенности стихотворения – небылицы. |
| | ||||
| В.В. Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста-рассказа. |
| | ||||
| С. Я. Маршак «Угомон». Чтение по ролям. |
| | ||||
| С. Я. Маршак «Дважды два». Приёмы заучивания стихотворения наизусть. |
| | ||||
| М. М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом-описанием.
|
| | ||||
| М. М. Пришвин. «Глоток молока». Герой рассказа. |
|
| ||||
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Барто. |
|
| ||||
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: В. А. Осеева. |
|
| ||||
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. Сравнение стихотворений и рассказов. |
|
| ||||
| Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Выразительное чтение стихотворений. |
|
| ||||
Жили-были буквы 14ч |
| ||||||
| Знакомство с учебником по литературному чтению |
|
| ||||
| В. Данько «Загадочные буквы»
|
|
| ||||
| В. Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания |
|
| ||||
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»
|
|
| ||||
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Характер героя произведения. |
|
| ||||
| С. Черный «Живая азбука»
|
|
| ||||
| Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет»
|
|
| ||||
| Г. Сапгир «Про медведя»
|
|
| ||||
| М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
|
|
| ||||
| И. Гамазкова «Кто как кричит?»
|
|
| ||||
| Е. Григорьева «Живая азбука». |
|
| ||||
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
|
| ||||
| Из старинных книг
|
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Жили-были буквы» |
|
| ||||
Сказки, загадки, небылицы 20ч |
| ||||||
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг.
|
|
| ||||
| Народная сказка «Курочка Ряба». Восстановление последовательности сказки |
|
| ||||
| Е. Чарушин «Теремок» |
|
| ||||
| Е. Чарушин «Теремок». Рассказывание сказки на основе картинного плана |
|
| ||||
| Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
| ||||
| Русская народная сказка «Рукавичка». Выразительное чтение диалогов из сказки |
|
| ||||
| Загадки
|
|
| ||||
| Песенки |
|
| ||||
| Русские народные потешки.
|
|
| ||||
| Небылицы
|
|
| ||||
| Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» |
|
| ||||
| Закрепление по теме «Произведения фольклора»
|
|
| ||||
| Сказки А.С. Пушкина.
|
|
| ||||
| Сказки
|
|
| ||||
| Русская народная сказка «Петух и собака»
|
|
| ||||
| Русская народная сказка «Петух и собака». Восстановление последовательности событий в тексте |
|
| ||||
| Из старинных книг. К. Ушинский «Гусь и журавль» |
|
| ||||
| Из старинных книг. К. Ушинский «Жалобы зайки» |
|
| ||||
| Разноцветные страницы. |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» |
|
| ||||
Апрель, апрель. Звенит капель!9ч |
| ||||||
| А. Плещеев «Сельская песенка». |
|
| ||||
| А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась».
|
|
| ||||
| А. Плещеев «Весна» |
|
| ||||
| Т. Белозеров «Подснежники».
|
|
| ||||
| С. Маршак «Апрель».
|
|
| ||||
| Стихи-загадки писателей |
|
| ||||
| Стихотворения
|
|
| ||||
| Из старинных книг. К. Ушинский «Лед тронулся» |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель!» |
|
| ||||
И в шутку, и всерьез 20 ч |
| ||||||
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг.
|
|
| ||||
| И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» |
|
| ||||
| Я. Тайц «Волк».
|
|
| ||||
| Г. Кружков «Ррры!»
|
|
| ||||
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
|
|
| ||||
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Чтение по ролям. |
|
| ||||
| К. Чуковский «Федотка» |
|
| ||||
| О. Дриз «Привет».
|
|
| ||||
| Веселые стихи для детей О. Григорьева, И. Токмаковой . |
|
| ||||
| И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». |
|
| ||||
| И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». |
|
| ||||
| К.И. Чуковский «Телефон». |
|
| ||||
| К.И. Чуковский «Телефон». Герои произведения. |
|
| ||||
| К.И. Чуковский «Телефон». Чтение по ролям |
|
| ||||
| М. Пляцковский «Помощник». |
|
| ||||
| М. Пляцковский «Помощник». |
|
| ||||
| Из старинных книг. К. Ушинский «Ворон и сорока» |
|
| ||||
| Из старинных книг. К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Туго тому, кто добра не делает никому» |
|
| ||||
| Разноцветные страницы.
|
|
| ||||
| Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьез» |
|
| ||||
Я и мои друзья 20 ч |
| ||||||
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг.
|
|
| ||||
| Ю. Ермолаев «Лучший друг»
|
|
| ||||
| Ю. Ермолаев «Лучший друг». План рассказа. |
|
| ||||
| Е. Благинина «Подарок». |
|
| ||||
| В. Орлов «Кто первый?» |
|
| ||||
| С. Михалков «Бараны». |
|
| ||||
| С. Михалков «Бараны». Восстановление последовательности событий. |
|
| ||||
| Стихотворения разных авторов о дружбе |
|
| ||||
| И. Пивоварова «Вежливый ослик» |
|
| ||||
| Я. Аким «Моя родня» |
|
| ||||
| Я. Аким «Моя родня». Составление рассказа по плану |
|
| ||||
| С. Маршак «Хороший день» |
|
| ||||
| С. Маршак «Хороший день». Составление рассказа по плану |
|
| ||||
| М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» |
|
| ||||
| М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Чтение по ролям |
|
| ||||
| Ю. Энтин «Про дружбу» |
|
| ||||
| Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки» |
|
| ||||
| Из старинных книг. Д. Тихомиров «Находка»
|
|
| ||||
| Разноцветные страницы
|
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
|
| ||||
О братьях наших меньших 31 ч |
| ||||||
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг. |
|
| ||||
| Мой домашний питомец. Составление рассказа по плану |
|
| ||||
| С. Михалков «Трезор». |
|
| ||||
| С. Михалков «Трезор». Заучивание стихотворения наизусть |
|
| ||||
| Р. Сеф «Кто любит собак». |
|
| ||||
| Р. Сеф «Кто любит собак». Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
| ||||
| В. Осеева «Плохо». |
|
| ||||
| В. Осеева «Плохо». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя |
|
| ||||
| В. Осеева «Плохо». Пересказ на основе иллюстрации |
|
| ||||
| И. Токмакова «Купите собаку» |
|
| ||||
| «Собаки» (текст из энциклопедии) |
|
| ||||
| И. Токмакова «Купите собаку», «Собаки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. |
|
| ||||
| М. Пляцковский «Цап Царапыч». |
|
| ||||
| Г. Сапгир «Кошка» |
|
| ||||
| «Кошки» (текст из энциклопедии) |
|
| ||||
| Г. Сапгир «Кошка», «Кошки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. |
|
| ||||
| В. Берестов «Лягушата» |
|
| ||||
| «Лягушки» (текст из энциклопедии) |
|
| ||||
| В. Берестов «Лягушата», «Лягушки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. |
|
| ||||
| В.Лунин «Никого не обижай» |
|
| ||||
| С. Михалков «Важный совет» |
|
| ||||
| Д. Хармс «Храбрый ёж» |
|
| ||||
| Д. Хармс «Храбрый ёж». Пересказ на основе иллюстрации |
|
| ||||
| Н. Сладков «Лисица и Ёж» |
|
| ||||
| Н. Сладков «Лисица и Ёж». Чтение по ролям |
|
| ||||
| Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо» |
|
| ||||
| Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». Восстановление последовательности событий в тексте |
|
| ||||
| Составление рассказа по плану |
|
| ||||
| Разноцветные страницы |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». |
|
| ||||
| Урок-обобщения за курс 1 дополнительного класса |
|
| ||||
Итого 132 ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Библиотечный фонд
УМК:
Литературное чтение. 1класс. Поурочные разработки – М.: ВАКО, 2013.
Литературное чтение. 1 класс. Учебник (авторы:Климанова Л.Ф. и др.) – М.: Просвещение, 2017.
Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь (автор:Климанова Л.Ф. и др.) – М: Просвещение, 2017.
Литературное чтение. 1класс. Электронное приложение к учебнику.
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР;
Программа курса «Литературное чтение», автор – Л.Ф.Климанова, М.В.Голованов, В.Г. Горецкий;
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению.
Технические средства обучения
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Слайды, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др..
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставка для книг, держатели для карт и т.п..