СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (вариант 2.СИПР) обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «ИЗО»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г. (Вариант 2); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (Вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (вариант 2.СИПР) обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «ИЗО»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»


РАССМОТРЕНО

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования»_30.08.2019

Протокол № _1

от «30» августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Г.Д.Дугаржапова

«30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования»

______С.П.Новокрещенных

Приказ №118а «31» августа 2019г.








АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(вариант2.СИПР)

для обучения

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «ИЗО»

8 «к» класс

2019-2020 учебный год



















Составитель: Бугланова А.М.,

учитель первой квалификационной категории





Улан-Удэ

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы - осуществление комплексного подхода к развитию личности школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.


Задачи программы:

  • учить находить в изображённом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина);

  • корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;

  • развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т. д);

  • обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;

  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;

  • воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.



Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий


для дистанционного обучения детей -инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009;

- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;

-АООП О у/о ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учителя ГБОУ «Республиканский центр образования» ФГОС НОО;

-учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;

-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой– М.: Просвещение, 2011;

-учебника «Изобразительное искусство».3 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.

-согласия родителей.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Особенностью учащегося является неустойчивое внимание, мышление и память. Он с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Вместе с тем знает основные цвета, может поддержать беседу по картине. Сложность изучения данного предмета состоит в том, что ученик не владеет руками, есть нарушения пространственного восприятия. Основной метод работы-беседа по увиденному.


В связи с выше перечисленным, в Программе предусмотрены методы работы с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения:

1.Индивидуальный подход к ученику с учетом индивидуальных образовательных возможностей;

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;

4. Систематическое поощрение обучающегося за малейшие успехи, оказание своевременной помощи и развитие веры в собственные силы и возможности.

Обучение строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок - виртуальная экскурсия, урок-диалог, видеоурок.

Формы текущего контроля:

  • субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ);

  • объективные методы (анализ устных ответов, анализ работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключи­тельно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторы­ми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задача­ми в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков пси­хического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся



Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Формы работы:  индивидуальная работа.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) Cпециальные методы коррекционно – развивающего обучения):

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

включение в уроки современных реалий


  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа реализуется в условиях дистанционного обучения и разработана с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.

На реализацию программы по математике в учебном плане предусмотрено 17 часов (0,5 часа в неделю):

1 четверть – 4 ч.

2 четверть – 4 ч.

3 четверть – 5 ч.

4 четверть – 4 ч.


Ввиду заболевания обучающегося, осложнённого параличом верхних конечностей, уроки ИЗО будут строиться как приобщение к миру прекрасного для развития наглядно-образного мышления, воображения, развития словарного запаса и активизации познавательной деятельности.


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.



Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

        Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.



Предметные результаты



Минимальный уровень



Достаточный уровень.

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

с помощью  распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

различать и называть цвета;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.


правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.




Базовые учебные действия.

Основная  цель  реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности которая обеспечивает одно из направлений его подготовки

к самостоятельной жизни  в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.


Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;


  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Разделы

Краткое содержание раздела

Введение

Изобразительное искусство , его роль в жизни человека.

Осень золотая наступает.

И. Левитан «Золотая осень»,

К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». 

Наблюдай цвет. Различай цвет.

Радуга как явление природы

Изображение

Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде».

Лепка. «Фрукты».

Рисование линий, точек.

И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске», И. Левитан «Березовая роща», «Деревня».

Аппликация




Аппликация-занимательный вид творчества детей

Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «На севере диком», А. Герасимов «Пионы». 

Красота и богатство народного творчества России


Дымковская игрушка

Жостовская роспись

Хохлома

Палехская миниатюра

Гжель

НРК. Знакомство с бурятскими художниками

Что нам даёт изобразительное искусство?


Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия



формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.


Тематическое планирование





Наименование раздела



Кол-во часов



НРК

ИЗО

1

Введение.

5


2

Изображение

4


3

Аппликация

2


4

Красота и богатство народного творчества России

7

Знакомство с бурятскими художниками



Тематический контроль.

Количество контрольных и проверочных работ.

Период обучения

Предмет

КР

ПР

СР


Диктант

Тест

ДР



ИЗО











+












+




Виды контрольно-измерительных материалов .

№ урока

Дата проведения урока

Вид работы

По теме







Тест.2 четверть








Тест.4 четверть



Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, с учётом требований СанПиН 2.4.2.3286-15, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению имеющихся нарушений.

Сроки: программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели: пятницу с соблюдением щадящего зрительного режима: 15-20 мин-работа на компьютере, 5 мин- физминутки , остальное время-беседы и др. возможные виды работ ввиду физических нарушений учащегося. В некоторых случаях уроки проводятся в сокращенном варианте из-за быстрой утомляемости учащегося, вследствие слабого зрения, невозможности владеть своим телом, руками, кресла, не отвечающего требованиям.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Темы




Кол-во

часов

Дата



Коррекционная работа

По плану

По факту

Введение(5 часов)

1

Изобразительное искусство , его роль в жизни человека.

1



Коррекция словарного запаса

2

Осень золотая наступает.


1



Коррекция воображения


3

И. Левитан «Золотая осень»,

 К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». 

1



Коррекция  зрительного восприятия

4

Наблюдай цвет. Различай цвет.

1



Коррекция мышления







5

Радуга как явление природы

1



Коррекция воображения

Изображение(4 часа)

6

Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде».

Лепка. «Фрукты».

1



Коррекция восприятия формы

7

Рисование линий, точек.


1



Коррекция  пространственного восприятия


8

И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске», И. Левитан «Березовая роща», «Деревня».

1



Коррекция  зрительного восприятия

Аппликация(2 часа)

9

Аппликация-занимательный вид творчества детей

1



Коррекция мышления







10

Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «На севере диком», А. Герасимов «Пионы». 

1



Коррекция  зрительного восприятия

Красота и богатство народного творчества России(7 часов)

11

Дымковская игрушка

1



Коррекция  зрительного восприятия


12

Жостовская роспись

1



Коррекция  зрительного восприятия

13

Хохлома

1



Коррекция  зрительного восприятия

14

Палехская миниатюра

1



Коррекция  пространственного восприятия


15

Гжель

1



Коррекция воображения

16

НРК. Знакомство с бурятскими художниками.

1



Коррекция психики


17

Итоговый урок: Что нам дали уроки ИЗО?

1



Коррекция мышления




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Литература

1

Основная литература

Дополнительная литература


«Изобразительное искусство».3 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И. М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г.

Грошенков  И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.

Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006.

Оборудование

2

Компьютер

3

Проектор

4

Принтер

5

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6

Стол учительский

7

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

ЦОРы

8

Интернет – ресурсы


Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки. Инструменты.    Спортивный инвентарь).

Набор «Геометрические тела».

Муляжи овощей и фруктов.

Предметы: Доска разделочная, шахматная доска, будильник,  мяч, тарелка с узором.

Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос».