ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_30.08.2019 Протокол № _1 от «30» августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных Приказ №118а «31» августа 2019г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант2.СИПР)
для обучения
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «ИЗО»
8 «к» класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Бугланова А.М.,
учитель первой квалификационной категории
Улан-Удэ
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы - осуществление комплексного подхода к развитию личности школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи программы:
учить находить в изображённом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина);
корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т. д);
обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — Стандарт НОО для детей с ОВЗ) ;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий
для дистанционного обучения детей -инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009;
- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;
-АООП О у/о ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;
- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учителя ГБОУ «Республиканский центр образования» ФГОС НОО;
-учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования»;
-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой– М.: Просвещение, 2011;
-учебника «Изобразительное искусство».3 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018.
-согласия родителей.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Особенностью учащегося является неустойчивое внимание, мышление и память. Он с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Вместе с тем знает основные цвета, может поддержать беседу по картине. Сложность изучения данного предмета состоит в том, что ученик не владеет руками, есть нарушения пространственного восприятия. Основной метод работы-беседа по увиденному.
В связи с выше перечисленным, в Программе предусмотрены методы работы с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения:
1.Индивидуальный подход к ученику с учетом индивидуальных образовательных возможностей;
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;
4. Систематическое поощрение обучающегося за малейшие успехи, оказание своевременной помощи и развитие веры в собственные силы и возможности.
Обучение строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок - виртуальная экскурсия, урок-диалог, видеоурок.
Формы текущего контроля:
субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ);
объективные методы (анализ устных ответов, анализ работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Формы работы: индивидуальная работа.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) Cпециальные методы коррекционно – развивающего обучения):
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализуется в условиях дистанционного обучения и разработана с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
На реализацию программы по математике в учебном плане предусмотрено 17 часов (0,5 часа в неделю):
1 четверть – 4 ч.
2 четверть – 4 ч.
3 четверть – 5 ч.
4 четверть – 4 ч.
Ввиду заболевания обучающегося, осложнённого параличом верхних конечностей, уроки ИЗО будут строиться как приобщение к миру прекрасного для развития наглядно-образного мышления, воображения, развития словарного запаса и активизации познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Предметные результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень. |
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; с помощью распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; анализировать с помощью учителя строение предмета; с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); различать и называть цвета; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; различать и называть цвета и их оттенки; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. |
Базовые учебные действия.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности которая обеспечивает одно из направлений его подготовки
к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы | Краткое содержание раздела |
Введение | Изобразительное искусство , его роль в жизни человека. Осень золотая наступает. И. Левитан «Золотая осень», К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». Наблюдай цвет. Различай цвет. Радуга как явление природы |
Изображение | Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде». Лепка. «Фрукты». Рисование линий, точек. И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске», И. Левитан «Березовая роща», «Деревня». |
Аппликация | Аппликация-занимательный вид творчества детей Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «На севере диком», А. Герасимов «Пионы». |
Красота и богатство народного творчества России | Дымковская игрушка Жостовская роспись Хохлома Палехская миниатюра Гжель НРК. Знакомство с бурятскими художниками Что нам даёт изобразительное искусство? |
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | НРК |
ИЗО |
1 | Введение. | 5 | |
2 | Изображение | 4 | |
3 | Аппликация | 2 | |
4 | Красота и богатство народного творчества России | 7 | Знакомство с бурятскими художниками |
Тематический контроль.
Количество контрольных и проверочных работ.
Период обучения | Предмет | КР | ПР | СР | Диктант | Тест | ДР |
1ч | ИЗО | | | | | | |
2ч | | | | | + | |
3ч | | | | | | |
4ч | | | | | + | |
Виды контрольно-измерительных материалов .
№ урока | Дата проведения урока | Вид работы | По теме |
| | | |
| | Тест.2 четверть | |
| | | |
| | Тест.4 четверть | |
Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, с учётом требований СанПиН 2.4.2.3286-15, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению имеющихся нарушений.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели: пятницу с соблюдением щадящего зрительного режима: 15-20 мин-работа на компьютере, 5 мин- физминутки , остальное время-беседы и др. возможные виды работ ввиду физических нарушений учащегося. В некоторых случаях уроки проводятся в сокращенном варианте из-за быстрой утомляемости учащегося, вследствие слабого зрения, невозможности владеть своим телом, руками, кресла, не отвечающего требованиям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы | Кол-во часов | Дата | Коррекционная работа |
По плану | По факту |
Введение(5 часов) |
1 | Изобразительное искусство , его роль в жизни человека. | 1 | | | Коррекция словарного запаса |
2 | Осень золотая наступает. | 1 | | | Коррекция воображения |
3 | И. Левитан «Золотая осень», К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
4 | Наблюдай цвет. Различай цвет. | 1 | | | Коррекция мышления |
| | | | | |
5 | Радуга как явление природы | 1 | | | Коррекция воображения |
Изображение(4 часа) |
6 | Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде». Лепка. «Фрукты». | 1 | | | Коррекция восприятия формы |
7 | Рисование линий, точек. | 1 | | | Коррекция пространственного восприятия |
8 | И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске», И. Левитан «Березовая роща», «Деревня». | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
Аппликация(2 часа) |
9 | Аппликация-занимательный вид творчества детей | 1 | | | Коррекция мышления |
| | | | | |
10 | Б. Кустодиев «Масленица», И. Шишкин «На севере диком», А. Герасимов «Пионы». | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
Красота и богатство народного творчества России(7 часов) |
11 | Дымковская игрушка | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
12 | Жостовская роспись | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
13 | Хохлома | 1 | | | Коррекция зрительного восприятия |
14 | Палехская миниатюра | 1 | | | Коррекция пространственного восприятия |
15 | Гжель | 1 | | | Коррекция воображения |
16 | НРК. Знакомство с бурятскими художниками. | 1 | | | Коррекция психики |
17 | Итоговый урок: Что нам дали уроки ИЗО? | 1 | | | Коррекция мышления |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Литература |
1 | Основная литература | Дополнительная литература |
| «Изобразительное искусство».3 класс.Учебник для о/образ.организаций, реализующих АООП/М.Ю.Рау,М.А.Зыкова-М.: «Просвещение», 2018. | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И. М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г. Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006. |
Оборудование |
2 | Компьютер |
3 | Проектор |
4 | Принтер |
5 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев |
6 | Стол учительский |
7 | Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. |
ЦОРы |
8 | Интернет – ресурсы Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь). Набор «Геометрические тела». Муляжи овощей и фруктов. Предметы: Доска разделочная, шахматная доска, будильник, мяч, тарелка с узором. Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос». |