школа-интернат № 2 имени В.И. Воропаева»
Воспитатель: Загузина Л.В.
г. Улан-Удэ
2024 г.
Образовательная деятельность ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №2 им. В.И. Воропаева» регламентируется Законом РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20. Утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г.№28Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599)
Приказ «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» № 10 26 от 24 ноября 2022г.
Рабочей программой воспитания школы на 2024-2025 учебный год.
Программа разработана на основе программы воспитательной работы в коррекционной школе с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей воспитанников.
Для обеспечения высокого качества организации воспитательного процесса современный педагог-воспитатель не может не использовать в своей работе по формированию основных компетенций современные образовательные технологии. Постоянно совершенствуя воспитательный процесс, всемерно внедряя новые приёмы, используя их в сочетании с традиционными. Данная программа является комплексной программой, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Эти игры и упражнения на каждом занятии должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков или разукрашивания, отражающих решение той или иной задачи. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания этических и формирования трудовых навыков, коррекции мелкой моторики у учащихся и обучения правилам безопасного поведения.
Творческо-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Творческо-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Академик Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Одним из главных направлений воспитательной работы является творческо-эстетическое развитие учащихся, это не только созерцание прекрасного, но и развитие моторики рук. Как известно, при развитии моторики, развивается мышление, отрабатывается точность движений.
Что очень важно для моих воспитанников, потому как у всех учащихся умеренного класса есть проблемы с развитием мелкой моторики, вниманием, эмоционально – волевой сферы.
№ | Раздел Тема | Цели и задачи | Методы | Форма | Коррекционая работа |
I | Блок «Патриотическое воспитание» Разговоры о важном | Цель: формирование у детей патриотизма | | | |
1. | Образ будущего | Формировать понятие слово будущее | Обсуждение | Рисование | Развивать память, творческие способности |
2. | Век информаций. | Учить детей запоминать информацию | Объяснение | | Развивать доброжелательность, чувство взаимопомощи |
3. | Дорогами России | Учить детей уважительно относиться к Родине | Объяснение | | Развивать память, речь, выражать свои эмоции |
4. | Путь зерна | Развивать понятие о том, как выращивают хлеб | Беседа | | Развивать мышление, память, речь |
5. | День учителя | Формировать знания об профессии учитель | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
6. | Легенды о России | Формировать знания об правде и не правде | | Рисование | Развивать память, мышление, речь |
7. | Что значит быть взрослым? | Формировать знания о поведении взрослого человека | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
8. | Как создать крепкую семью? | Формировать знания о дружбе | Беседа | | Развивать трудолюбие, взаимопомощь, мышление |
9. | Гостеприимная Россия. Ко дню народного единства. | Формировать знания о празднике | Беседа | р | Развивать мышление, речь, память |
10. | Твой вклад в общее дело | Формировать дружелюбие, взаимопомощь | Беседа | Рисование | Развивать мышление, моторику рук |
11. | С заботой к себе и окружающим | Формировать заботливое отношение | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мышление |
12. | День матери | Формировать знания о празднике | Беседа | Работа с бумагой | Развивать мышление, память, мелкую моторику . |
13. | Миссия – Милосердия | Формировать доброту и жалость | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
14. | День Героев Отечества | Формировать знания о героях | Беседа | Рисование | Развивать Память, мышление, речь |
15. | Одна страна – одни традиции | Формировать знания о признаках зимы | Беседа | Игры | Развивать память, интерес, мышление, речь |
II | Полугодие | | | | , |
1 | Грамотность в магазине | Формировать умение положительному поведению. | Беседа | | Развивать память мышление, речь |
2 | Татьянин день | Формировать знания о празднике | Беседа | | Развивать мышление, память, речь |
3 | Мой друг собака | Формировать у детей положительные качества | | Рисование | Развивать Любовь, заботу, к домашним животным |
4 | Арктика | Формировать у детей знания об территории Арктики | Беседа | | Развивать мышление, память, речь |
5 | Праздник Белого месяца | Формировать знания о празднике | Беседа | Рисование | Развивать фантазию, творческие способности |
6 | День защитника Отечества | Формировать желание делать подарки | | Работа с бумагой | Развивать глазомер, мышление, мелкую моторику рук |
7 | Рассказ о смелых | Формировать знания о смелых людях | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
8 | Международный женский день | Формировать умение работать с бумагой | Беседа | Работа с бумагой | Развивать память, мышление, мелкую моторику кисти |
9 | Спорт в России | Формировать знания о спорте | Беседа | | Развивать умения различать по признакам, мышление, память |
10 | Времена года | Формировать знания о времени года | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
11 | Моя малая Родина | Формировать знания о Малой Родине | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
| | | | | |
12 | Герои космической отрасли | Формировать знания об космосе | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
13 | Русские писатели | Формировать знания о писателях | | Работа с пласти-ом | Развивать память, мелкую моторику кисти |
14 | Экология для земли | Формировать знания о том как беречь деревья | Беседа | Рисование | Развивать память, мышление, речь |
15 | Труд круто | Закрепить знания о деревьях | Беседа | Рисование | Развивать память, мышление, мелкой моторики кисти |
16 | 80летие - ВОВ | Формировать умение трудиться | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
17 | Жизнь в движении | Формировать знания об интересах людей | Беседа | | Развивать память, мышление, желание двигаться |
18 | Ценности, которые нас объединяют | Формировать знания о дружбе | Беседа | | Развивать любовь, дружбу, мышление |
II | «Художественно- эстетическое воспитание» | Цель: учить познавать себя | | | |
1. | Мой дом | Закрепит знания о своём жилье, адрес | Беседа | Работа с пластилином | Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику кисти |
2. | Я и школа | Закрепить знания о месте нахождения школы | Беседа | | Развивать память, мышление, любовь к своему дому |
3. | Правила дорожного движения | Соблюдать ПДД | Беседа | Игра | Развивать образное мышление |
4. | Как меня зовут | Формировать знания о именах | Беседа | Игра | Развивать память, мышление, аккуратность |
5. | Мои друзья | Формировать уважение к друзьям | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мышление, мелкую моторику кисти |
6 | Правила пожарной безопасности | Формировать знания о пожарной безопасности | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
7 | Моё настроение | Формировать знания о разном настроении | Беседа | Рисование | Развивать внимательность, память, речь |
8 | Что я делаю дома | Формировать навыки трудолюбия | Беседа | | Развивать память, мышление, заботу о доме |
9 | Наступил Ноябрь | Формировать знания о в названиях осенних месяцах | Беседа | Рисование | Развивать мышление, речь, мелкую моторику кисти |
10 | Мои ФИО | Формировать знания о ФИО | Беседа | | Развивать память, речь |
11 | Как зовут родителей | Формировать знания о семье | Беседа | | Развивать речь, мышление, память |
12 | Герб Бурятии | Формировать знания о Гербе Бурятии | Беседа | Раскрашивание | Развивать память, мышление, речь, мелкую моторику кисти |
13 | Мои руки | Формировать знания о способностях своих рук | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мелкую моторику кисти |
14 | Зимние узоры | Формировать умение создавать праздник | | Рисования | Развивать внимание, мышление, мелкую моторику кисти |
15 | Готовимся к НГ | Формировать умение видеть красоту | | Рисование | Развивать мышление, память, речь |
16 | Огни Города | Учить рисовать огни | | Рисование | Развивать мышление, речь, мелкую моторику |
II | Полугодие | | | | |
1 | Где я был на каникулах | Формировать память о мероприятиях | Беседа | Рисование | Развивать внимательность, память, речь |
2 | Зимние развлечения | Формировать знания о развлечениях | Беседа | Игра | Развивать память, речь, мышление |
3 | Мой друг собака | Формировать знания о дружбе с животными | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, любовь к животным |
4 | Профессия | Формировать знания о профессиях | Беседа | | Развивать мышление, память. |
5 | Дома нашего Города | Формировать знания о жилых домах | | Рисование | Развивать память, речь, мышление |
6 | Поздравление папам | Формировать знания о празднике | Беседа | Работа с бумагой | Развивать память, речь, желание делать подарки |
7 | Строим дом | Формировать умение и знания о строительстве домов | Беседа | Конструктор | Развивать внимание, мышление, речь |
8 | Открытки мамам | Формировать знания о празднике | Беседа | Работа с бумагой | Развивать память, речь, мышление |
9 | Весна пришла | Формировать знания о временах года | Беседа | Рисование | Развивать память, мелкую моторику |
10 | Знакомство с комнатными растениями | Формировать знания о комнатных растениях | Беседа | Рисование | Развивать Внимание, память, речь, мелкую моторику кисти |
11 | Городской транспорт | Формировать знания о транспорте | Беседа | | Развивать память, мышление, пользу |
12 | Фигурки зверюшек | Формировать знания о зверятах | Беседа | Раскрашивание | Развивать память, речь, мышление, мелкую моторику |
13 | Музыка весны | Формировать знания о весенних месяцах | Беседа | Слушать | Развивать внимание, память, речь. |
14 | Наш Город | Формировать знания о родном городе | Беседа | | Развивать умение наблюдать за одуванчиком |
15 | По лесным дорожкам | Формирование знаний о лесных дарах | Беседа | | Развивать память, речь |
16 | Украсим наш город цветами | Формировать чувство красоты | | Работа с бумагой | Развивать память, речь, мышление, мелкую моторику кисти |
17 | Экскурсия по городу | Формировать знания о нашем городе | Беседа | Экскурсия | Развивать память, речь |
18 | Зелёный город | Формировать умение озеленять город | Беседа | Рисование | Развивать любовь и бережное отношение к природе |
III | «ЗОЖ и физическое воспитание» | Цель: развивать бережное отношение к себе и природе | | | |
1. | Лес наш дом | Учить детей беречь лес | Беседа | | Развивать уважительное отношение к природе |
2. | Чистая вода | Формировать знания о чистой воде | Беседа | | Развивать память, мышление. |
3. | Как дышат растения | Формировать знания о растениях | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мышление |
4. | Чистые руки | Формировать знания о гигиене рук | Беседа | | Развивать память, бережное отношение к здоровью |
5. | Здравствуй осень золотая | Формировать знания о времени года осень | Беседа | Рисование | Развивать мелкую моторику кисти |
6. | Путешествие по экологической тропе | Закрепить знания о музее | Беседа | Экскурсия | Развивать образное мышление, память. |
7 | Что такое заповедник? | Формировать знаний о заповеднике | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
8 | Полезное питание | Формировать знания о полезных продуктах | Беседа | | Развивать внимание, речь, заботу о здоровье |
9 | Птицы поздней осени | Формировать знания о птицах | Беседа | Рисование | Развивать память, внимание, мелкую моторику кисти |
10 | Зимующие птицы | Формировать знаний о здоровье зубов | Беседа | | Развивать мышление, память. |
11 | Здоровые зубы | Формировать знания о семье | Беседа | | Развивать Внимание, память |
12 | В лесу звери готовятся к зиме | Формировать знания о животных | Беседа | Рисование | Развивать мышление, речь, память |
13 | Зелёная ёлочка – живая иголочка | Формировать знания о дереве ель | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мелкую моторику кисти |
14 | Деревья зимой | Формировать знания о деревьях | Беседа | Рисование | Развивать мелкую моторику кисти. |
15 | Зимняя одежда | Формировать знания об тёплой одежде | Беседа | | Развивать внимание, мышление, мелкую моторику кисти |
16 | Зимние узоры | Формировать эстетическое восприятие | | Рисование | Развивать мышление, творческую фантазию |
II | Полугодие | | | | |
1 | Человек природа | Формировать положительное отношение к природе | Беседа | | Развивать память, мышление, внимательность |
2 | Что создано природой, а что человеком | Формировать знания о природе | Беседа | | Развивать память, речь, мышление |
3 | Как человек охраняет природу | Формировать знания о бережном отношении к природе | Беседа | Игра | Развивать память, речь, любовь к природе |
4 | Узнай растения | Формировать знания об растениях | Беседа | Рисования | Развивать память, мышление, мелкую моторику кисти |
5 | Сбор макулатуры | Формировать знания об экономии бумаги | Беседа | | Развивать память, мышление, внимание |
6 | Как вырастить дерево | Формировать знания о посадке деревьев | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
7 | Для чего нам мыло | Формировать знания о строительстве | Беседа | Игра | Развивать память, мышление |
8 | Берегите деревья | Формировать умение ухаживать за деревьями | Беседа | | Развивать память, мышление. |
9 | Как поссорились февраль и март | Формировать умение понимать причину ссоры | Беседа | Игра | Развивать речь, мышление, память |
10 | Бывает – не бывает | Формировать умение слушать | Беседа | Игра | Развивать память, речь |
11 | Кому нужна вода | Формировать знания кому нужна вода | Беседа | | Развивать мышление, речь, бережное отношение к воде |
12 | Чистая одежда | Формировать умение сохранять одежду чистой | Беседа | | Развивать внимание, речь, мышление, аккуратность |
13 | Весенние заботы птиц | Формировать умение наблюдать за птицами | Беседа | Рисование | Развивать память, речь, мелкую моторику кисти |
14 | Хитрый одуванчик | Формировать знания о цветке | Беседа | Игра | Развивать мышление, речь, наблюдение за одуванчиком |
15 | Хлеб всему голова | Формировать знания о хлебе | Беседа | | Развивать память, речь |
16 | Собери букет | Формировать знания о цветах | Беседа | Рисование | Развивать мышление, речь |
17 | Строим экологический город | Формировать знания об экологии | Беседа | | Развивать память, речь |
18 | Посадка куста смородины | Формировать умение садить кустарники | Беседа | Практика | Развивать память, мышление. Любовь к природе |
IV | «Трудовое воспитание» | | | | |
1. | График дежурства | Учить соблюдать график | Беседа | | Развивать память, трудолюбие |
2. | Дежурство в столовой | Учить выполнять поручения по столовой | | Практическая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
3. | Дежурство в классе | Учить детей соблюдать порядок в классе | | Практическая работа | Развивать аккуратность, взаимопомощь |
4. | Дежурство в интернате | Учить детей соблюдать порядок и правила поведения | | Практическая работа | Развивать умение уважительного отношения друг-другу |
5. | Правила влажной уборки | Учить детей делать влажную уборку | | Практическая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
6. | Уборка территории вокруг школы | Учить детей соблюдать чистоту вокруг школы | | Практическая работа | Развивать умение работать инвентарём |
7. | Уборка в шкафах | Учить детей соблюдать порядок в шкафах | | Практическая работа | Развивать аккуратность, бережное отношения к вещам |
8. | Уход за одеждой | Учить детей бережно обращаться с одеждой | | Практическая работа | Развивать аккуратность, заботливость |
9. | Уход за обувью | Учить детей ухаживать за обувью | | Практическая работа | Развивать аккуратность, заботливость |
10. | Уход за цветами | Учить детей ухаживать за комнатными цветами | | Практическая | Развивать любовь к живому, бережное отношение |
11. | Уборка снега | Учить детей убирать снег с дорожки | | Практическая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь, работу с инвентарём |
12. | Зимние работы | Учить детей выполнять поручения в зимнее время (кормление птиц и т.д.) | | Практическая работа | Развивать трудолюбие, заботу, взаимопомощь |
13. | Уход за волосами | Учить детей ухаживать за волосами | | Практическая работа | Развивать самообслуживание, трудолюбие |
14 | Уход за телом | Учить детей соблюдать чистоту тела | Убеждение | | Развивать аккуратность, заботу о себе |
15 | Открытка к НГ | Учить детей выполнять совместную работу | | Рисование | Развивать мелкую моторику кисти, мышление, речь |
16. | Лепим снежки | Учить детей делать форму шара из снега | | Лепка | Развивать кисть, мышление, память |
II | Полугодие | | | | |
1 | Уход за цветами | Формировать навыки ухода за растениями | Наглядный | Практическая работа | Развивать трудолюбие |
2 | Учимся складывать одежду | Формировать навыки умения ухаживать за одеждой | Наглядный | Практическая работа | Развивать трудолюбие |
3 | Дежурство в столовой | Формировать навыки умения дежурить в столовой | Наглядный | Практическая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
4 | Уход за телом | Формировать навыки ухода за телом | | Практический | Развивать умение пользоваться мылом, зубной пастой |
5 | Уборка снега | Формировать навыки уборки снега | Наглядный | Практический | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
6 | Уборка в шкафах | Формировать навыки аккуратности | Наглядный | Практический | Развивать уважение к чужому труду |
7 | Уход за обувью | Формировать навыки ухода за обувью | Наглядный | Практический | Развивать аккуратность |
8 | Дежурство по интернату | Формировать навыки умения дежурить | Наглядный | Практический | Развивать взаимопомощь |
9 | Уход за вещами | Формировать аккуратность | Наглядный | Практический | Развивать умение следить за своими вещами |
10 | Поливка цветов | Формировать навыки ухода за цветами | Наглядный | Практический | Развивать бережное отношение к растениям |
11 | Влажная уборка | Формировать навыки трудолюбия | Наглядный | Практический | Развивать ответственность |
12 | Уход за волосами | Формировать навыки аккуратности | Наглядный | Практический | Развивать умение ухода за волосами |
13 | Уход за деревьями на территории школы | Формировать навыки ухода за деревьями | Наглядный | Практический | Развивать любовь, бережное отношение к живому |
14 | Посадка рассады | Формировать умение садить рассаду | Наглядный | Практический | Развивать трудолюбие |
15 | Уборка территории | Формировать навыки взаимопомощи | Наглядный | Практический | Развивать трудолюбие |
16 | Уборка рабочих материалов | Формировать навыки бережного отношения | Наглядный | Практический | Развивать умение убирать за собой вещи |
17 | Уход за кустарника-и | Формировать умение ухаживать за кустарниками | Наглядный | Практический | Развивать любовь к живой природе |