СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» (из опыта работы)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

О системе работы с детьми с РАС на уроке физическая культура.

Просмотр содержимого документа
««АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» (из опыта работы)»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ\

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы

(МБОУ СОШ № 27 г. Пензы)







«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» (из опыта работы)






Коновалова Полина Александровна











Пенза 2023 г.

Всем известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В свои школьные годы я занималась прыжками в воду, получила звание мастера спорта России, входила в команду Пензенской области и сборной России, победительница и призёр первенств России, неоднократный победитель и призёр Всероссийских соревнований. По окончании школы я поступила в ПГПУ им. В. Г. Белинского Пензенский Государственный Педагогический Университет им. В.Г. Белинского на факультет физической культуры.

Я осознанно сделала свой выбор и связала свою судьбу с физической культурой, да именно с физической культурой, т.к. спорт требует результатов. Занимаясь спортом лично, ставила перед собой задачу заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям физической культурой каждого школьника. Я, как и любой педагог стремлюсь научить детей тому, что знаю сама. Сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, получали информацию о спорте, чтобы с каждым уроком им было все интересней и интересней. Каждый день я вхожу в спортивный зал и вижу глаза детей - это настоящие, надеющиеся и ждущие чего-то интересного и увлекательного. Ведь приходя на урок, ребята как будто попадают в сказочную страну под названием СПОРТ, познают всё новое и новое. Забота о здоровье детей – проблема отнюдь, не ведомственная, не медицинская. Государственная! И она должна быть социально подкреплена. За культуру здоровья надо бороться серьезно на деле, а не на словах.

Для меня урок физической культуры - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей - именно этот принцип считаю самым важным. Урок физической культуры – это, прежде всего, позитивное настроение, улыбки на лицах детей, веселый смех и наслаждение от происходящего на уроке. Мне доставляет большое удовольствие следить за детьми на моих уроках, видеть радость, когда они играют в подвижные игры, счастье, когда получилось выполнить сложный акробатический элемент, лицо озаряется улыбкой победы, когда их команда приходит первой к финишу. Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудностей и гордиться его успехами – задача каждого учителя и лично моя.

Предмет физическая культура- вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия

Ещё одной из задач своей работы вижу изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. Как обидно слышать о том, что есть важные предметы и не очень, что физическая культура не относится к тем, самым «важным». И в самом деле, разве можно сравнить физкультуру с математикой или химией? Ведь ЕГЭ по этому предмету сдавать не нужно, да и в будущем от умения прыгать через «козла» ребенок не получит никакой выгоды. К большому сожалению, примерно так рассуждают родители, которые «идут на поводу» у своих детей и тем или иным способом освобождают их от занятий физкультурой. При этом они забывают, что занятия физкультурой - это, прежде всего, здоровье, от состояния которого зависит не только будущее школьника, но и его жизнь. Я считаю, что успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строится за счет ресурсов здоровья детей, а должен быть направлен на его сохранение и укрепление. Поэтому недооценивать значение физкультуры в жизни школьников недальновидно и опасно. Моя задача – переубедить, доказать, что постоянное посещение уроков физкультуры положительно сказывается на формировании таких важных для современного общества ценностей, как стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперникам, но и собственным слабостям.

Физическая культура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств. Но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель или тренер, а человек увлеченный своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность общения с ними. Именно такой стараюсь быть я.

На своих уроках я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными. Ведь именно в школе должны закладываться эти столь важные качества, которые помогут им не только в спорте, учебе, но и в будущей взрослой жизни.

В своей педагогической деятельности я стараюсь найти подход к каждому ребенку, помочь ему развить способности. Понимаю, что и самой нельзя стоять на месте, останавливаться на достигнутом. Я уверена, что учитель физической культуры – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты и красоту, таинство физической культуры. Это и есть смысл моей профессиональной деятельности.

Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, порой и огорчаться, но не отчаиваться.

Двигательный режим ребенка с РАС

Для развития двигательной рефлективности детей с РАС работаем над:

- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, мы стараемся на индивидуальных занятиях вместе с ребенком:

- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

- проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

- начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;

- растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.

В работе с детьми активно используем спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.


1. Фитбол гимнастика.

Упражнения на больших гимнастических мячах для детей с РАС мы используем в индивидуальной работе по физической культуре и для проведения общеразвивающих упражнений.

Иногда дети с РАС сами берут мяч поскакать на нем, чтобы снять с себя напряжение.

Фитбол – это мяч большого размера. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление), ball (мяч).

Суть метода: Фитбол – гимнастика предоставляет собой уникальное сочетание ритмичных движений на фитбол с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми и оздоровительными упражнениями. Развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, радость и удовольствие.

Оздоровительное влияние фитбол –гимнастики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов.

Занятия фитбол-гимнастикой способствует профилактике и коррекции различных заболевания опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей (силы, ловкости, гибкости, координации).

2. Мячи с массажными элементами.

Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности.

Занятия с массажными мячиками вызывают у детей восторг, радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.


3. Основные Виды Движения.

Приходя в физкультурный зал, детям нравится ползать по гимнастической стенке, по гимнастическим матам, ползать под дуги, пролезать по тоннелю, ходить по гимнастической скамейке.

Ползание – первичный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно.

Обучение ползанию – это корректировка первичных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

При ползании в положении стоя на четвереньках, дети должны опираться на всю ладонь, пальцы – широко расставлены и направлены вперед.

В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая как известно, еще продолжает формироваться. Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Применяется эта техника так же в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, на пример ползание на четвереньках с подлезанием под дуги.

Примеры нашей работы.

Мы делаем некую полосу препятствий, детям очень нравится.

Сначала раскладываем ортопедические коврики, ставим дуги, после дуг гимнастическая скамейка или другое вариантов много. Предлагаем детям, проползти по ортопедическим коврикам, проползти под дугой, встать на гимнастическую скамью и пройти по ней, выполнить с нее прыжок.


4. Игра с мыльными пузырями.

Развивают эмоциональное общение ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Мыльные пузыри – это забава, от которой каждый ребенок приходит в настоящий восторг. Они переливаются на солнце и играют всеми цветами радуги, поднимаются ввысь и опускаются вниз и там лопаются.

Иры с мыльными пузырями развивают артикуляционный аппарат, вентилирует легкие, развивает воображение, световосприятие.


5. Ортопедические коврики (дорожки)

Использование массажных ковриков при работе с детьми ОВЗ и РАС на физкультурном занятии.

Инструктор по физической культуре включает коррекционно- логопедическую работу, для развития мелкой моторики пальцев рук и стопы, а также с целью общего укрепления организма.

Предложу некоторые варианты направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы оказывает наибольший терапевтический эффект, и еще активней стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.

Для данного вида работы нам понадобятся массажные коврики с неровными поверхностями.

Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.

1. Различные шаги (топание всей стопой; топание на носочках, топание на пятках; топание на внешней поверхности стопы «как мишка»; движение «вытираем ножки»; легкие подпрыгивания; приседания; стоя на одной и другой ноге поочередно;)

2. Чередование движений (правая нога на пятке, левая на носке; правая нога как «мишка» левая на пятке; левая нога как «мишка» правая на носке;)

3. Задания, направленные на совершенствование навыков пространственной ориентации, развития памяти, внимания:

- 2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни

- 1 раз встань на пятки, 1 раз присядь

- 2 раза покружись в лево, 1 раз в право

- потопай 6 раз похлопай 4 раза

-поднимись на носочки, потом встань на пятки дотронься правой рукой носа.

Так же стоя на коврике можно добавить игры с жестами и движениями.


6. Балансировочная доска.

Балансировочная доска используется как мозжечковая стимуляция, которая улучшает:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи;

- анализ и синтез информации;

- работу эмоционально-волевой сферы;


Результат занятий на балансировочной доске Беламетрикс:

1.Улучшается моторно- зрительная координация;

2. Двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;

3. Улучшается концентрация внимания;

4. Развитие пространственного воображения;

5. Повышения уровня интеллекта;


Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Включает в себя упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно- моторной координации.

Во время занятия ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Задания постепенно становятся сложнее.

В структуру занятия можно включать следующие атрибуты как: мешочки с песком; мячи с различными поверхностями и размера; массажные мячи; су - джок; и т.д.

Самые простейшие упражнения, например:

Ребенок стоит на балансировочной доске, упражнения с мешочками, они разных размеров и весов, цветные. Ведущий кидает ребенку, а он принимает их сначала двумя руками, потом усложняем нужно, поймать одной рукой, затем двумя, поочередно.


7. Нейроскакалка

Нейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность.

Нейроскакалка, что это? В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее.

Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие).


8. Мягкий модуль

Мягкие модули помогают разнообразить и совершенствовать работу по физическому воспитанию детей и организации двигательной активности. Соразмерность модулей позволяет выстроить из них единый физкультурно-игровой комплекс, который может трансформироваться в зависимости от задач занятия.

Мягкие модули используются не только на физкультурных занятиях, но и в комплексах общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике, в подвижных играх, аттракционах и эстафетах.

В ходе проведения игровых упражнений («По мостику», «Через ручей», «Попади в цель») дети также преодолевают препятствия, сооруженные из модульных конструкций. В этом случае каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его двигательных возможностей.

Использование мягких модулей в физическом развитии детей способствует формированию у них самостоятельности, фантазии, творчества, самоконтроля. Старшие дошкольники способны самостоятельно соорудить из модульных конструкций полосу препятствий и пройти ее.


Положительным результатом проделанной работы является повышение двигательной активности детей. Увеличилась моторная плотность физкультурных занятий — от 80 % и больше. Наши воспитанники владеют базовыми элементами техники всех основных видов движения. У них развиты физические качества и двигательные способности: быстрота реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей. Таким образом, использование мягких модульных конструкций в физическом развитии детей помогает сделать наших воспитанников здоровыми, самостоятельными, уравновешенными!


9. Разноцветные бусины

От стенки до стенки спортивного зала, натянуты две лески, на них продеты по 10-20 разноцветных шариков, которые можно передвигать. Длина лесок 6 метров. Передвигаются шары при помощи гимнастической малки, либо обруча.

Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие координации.