Адаптивная физкультура.
Программа предмета «Адаптивная физкультура» в 1 дополнительном классе составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Адаптивная физкультура» обозначен как самостоятельный, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 2 часа в неделю, 66 часов в год, 33 учебные недели (из них 0,25 ч - занятие с учителем и 1,75 часа - самостоятельное изучение).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов:
«Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. В 1- м дополнительном классе все 6 разделов реализовать не представляется возможным в силу недостаточного материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура».
Предметные результаты:
- готовятся к уроку физкультуры;
- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;
- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;
- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
- знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- знают приемы правильного дыхания (по показу учителя);
- выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
- умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;
- метают, бросают и ловят мяч;
- ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- преодолевают различные препятствия;
- выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
- формируется восприятие собственного тела;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и др.;
- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принимать цели деятельности;
- следовать предложенному плану и работать в нужном темпе;
- передвигаться , находить свое рабочее место, другие необходимые помещения.
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
2) Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура».
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде
(6 часов).
Знакомство с физкультурным залом, знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры.
Построение и перестроения (10 часов).
Упражнения в построении парами, ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами, правильное построение и знание своего места в строю, упражнения в построении в колонну друг за другом, правильное построение и знание своего места в строю.
. Ходьба и упражнения в равновесии (15 часов).
Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке), ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами,выполнять простейшие упражнения в определённом ритме.
Бег (7 часов).
Бег вслед за учителем, бег в различных направлениях , движения в различных пространственных направлениях. Бег между объемными модулями
Прыжки (6 часов).
Прыжки на месте на двух ногах, координация толчка двумя ногами, м.ягкое приземление в прыжках. Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку).
Катание, бросание, ловля округлых предметов (9 часов).
Прокатывание мяча двумя руками друг другу, ловля мяча, упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами, упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу.
Ползание и лазанье (13 часов).
Ползание на четвереньках по прямой линии, упражнения в проползании на четвереньках под дугой, ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя.
3) Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по каждому разделу |
1 четверть (16 часов) | | |
| Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде | 2 |
1 | Знакомство с предметом физкультура | 1ч –с учителем |
2 | Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры | 1ч –с учителем |
| Построение и перестроения | 1 |
3 | Упражнения в построении парами | 1ч-самостоятельно |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 3 |
4 | Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке) | 1ч-самостоятельно |
5 | Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами | 1ч-самостоятельно |
6 | Ходьба стайкой за учителем держась за руки: по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 метра) | 1ч-самостоятельно |
| Бег | 1 |
7 | Бег вслед за …. | 1ч-самостоятельно |
| Прыжки | 1 |
8 | Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку) | 1ч-самостоятельно |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов | 1 |
9 | Прокатывание мяча двумя руками друг другу | 1ч-самостоятельно |
| Ползание и лазанье | 1 |
10 | Ползание на четвереньках по прямой линии | 1ч-самостоятельно |
| Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде | 2 |
11 | Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий | 1ч-с учителем, |
12 | Совместные с каждым учащимся игры с мячом | 1ч-самостоятельно |
| Построение и перестроения | 1 |
13 | Упражнения в построении по одному в ряд | 1ч-самостоятельно |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 2 |
14 | Упражнения в ходьбе в заданном направлении | 1ч-самостоятельно |
15 | Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки | 1ч-самостоятельно |
| Бег | 1 |
16 | Бег в различных направлениях | 1ч-самостоятельно |
2 четверть (16 часов) |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов | 2 |
17-18 | Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю) | 1ч-с учителем, 1ч-самостоятельно |
| Ползание и лазанье | 2 |
19 | Упражнения в проползании на четвереньках под дугой | 1ч-самостоятельно |
20 | Упражнения в проползании на четвереньках в ворота | 1ч-самостоятельно |
| Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде | 2 |
21-22 | Совместные с учащимся игры с мячом | 2ч-самостоятельно |
| Построение и перестроения | 2 |
23-24 | Упражнения в построении в колонну друг за другом | 2ч-самостоятельно |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 2 |
25-26 | Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью учителя | 2ч-самостоятельно |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов | 2 |
27 | Упражнения в прокатывании мяча двумя руками под дуги | 1ч-самостоятельно |
28 | Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами | 1ч-самостоятельно |
| Ползание и лазанье | 2 |
29-30 | Ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя | 2ч-самостоятельно |
| Построение и перестроения | 2 |
31-32 | Упражнения в построении парами | 2ч-самостоятельно |
3 четверть (18 часов) |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 2 |
33-34 | Упражнения в перешагивании из круга в круг | 2ч-самостоятельно |
| Бег | 2 |
35-36 | Бег между объемными модулями | 2ч-самостоятельно |
| Прыжки | 2 |
37-38 | Прыжки на месте на двух ногах | 2ч-самостоятельно |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов | 2 |
39-40 | Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу | 2ч-самостоятельно |
| Ползание и лазанье | 2 |
41 | Ползание на четвереньках по прямым линиям | 1ч-самостоятельно |
42 | Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя | 1ч-с учителем |
| Построение и перестроения | 1 |
43 | Упражнения в построении по одному в ряд | 1ч-самостоятельно |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 2 |
44 | Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде | 1ч-с учителем |
45 | Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках | 1ч-самостоятельно |
| Прыжки | 3 |
46-47 | Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед | 2ч-самостоятельно |
48 | Упражнения прыжкам на месте с мячем в руках | 1ч-самостоятельно |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов | 2 |
49 | Упражнения ловить мяч брошенный учителем | 1ч-с учителем |
50 | Упражнения бросать мяч учителю | 1ч-самостоятельно |
4 четверть (16 часов) |
| Ползание и лазанье | 4 |
51-52 | Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели | 2ч-самостоятельно |
53-54 | Упражнения в проползании на четвереньках под дугой | 2ч-самостоятельно |
| Построение и перестроения | 3 |
55-57 | Упражнения простейшим перестроениям: из колонны по одному в колонну по двое | 1ч-с учителем, 2ч-самостоятельно |
| Ходьба и упражнения в равновесии | 4 |
58-59 | Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки | 2ч-самостоятельно |
60-61 | Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия | 2ч-самостоятельно |
| Бег | 3 |
62-64 | Упражнения в беге в заданном направлении с предметом в руках | 2,75ч - самостоятельно |
| Ползание и лазанье | 2 |
65 | Упражнения в ползании на четвереньках с перелезанием через незначительные препятствия | 1ч-самостоятельно |
66 | Упражнения в лазании по гимнастической стенке на несколько ступенек | 1,25 ч-с учителем, |
| Всего часов: | 66 |