СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физкультура

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физкультура»


Адаптивная физкультура.

Программа предмета «Адаптивная физкультура» в 1 дополнительном классе составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Адаптивная физкультура» обозначен как самостоятельный, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 2 часа в неделю, 66 часов в год, 33 учебные недели (из них 0,25 ч - занятие с учителем и 1,75 часа - самостоятельное изучение).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Общая характеристика учебного предмета:

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов:

«Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. В 1- м дополнительном классе все 6 разделов реализовать не представляется возможным в силу недостаточного материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.

В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.




1)  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура».

Предметные результаты:

- готовятся к уроку физкультуры;

- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;

- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;

- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);

- знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

- знают приемы правильного дыхания (по показу учителя);

- выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя;

- выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;

- умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);

- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;

- метают, бросают и ловят мяч;

- ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

- преодолевают различные препятствия;

- выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;

- формируется восприятие собственного тела;

- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;

- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и др.;

- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.

Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- принимать цели деятельности;

- следовать предложенному плану и работать в нужном темпе;

- передвигаться , находить свое рабочее место, другие необходимые помещения.

Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.

«Чувства, желания, взгляды»

- различает эмоции людей на картинках;

- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.

«Социальные навыки»

- учится устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- принимает новые знания (на начальном уровне);

- отзывается на просьбы о помощи.

Биологический уровень

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


2)  Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура».

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде

(6 часов).

Знакомство с физкультурным залом, знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры.

Построение и перестроения (10 часов).

Упражнения в построении парами, ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами, правильное построение и знание своего места в строю, упражнения в построении в колонну друг за другом, правильное построение и знание своего места в строю.

. Ходьба и упражнения в равновесии (15 часов).

Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке), ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами,выполнять простейшие упражнения в определённом ритме.

Бег (7 часов).

Бег вслед за учителем, бег в различных направлениях , движения в различных пространственных направлениях. Бег между объемными модулями

Прыжки (6 часов).

Прыжки на месте на двух ногах, координация толчка двумя ногами, м.ягкое приземление в прыжках. Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку).

Катание, бросание, ловля округлых предметов (9 часов).

Прокатывание мяча двумя руками друг другу, ловля мяча, упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами, упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу.

Ползание и лазанье (13 часов).

Ползание на четвереньках по прямой линии, упражнения в проползании на четвереньках под дугой, ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя.


3)  Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1 четверть (16 часов)




Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде

2

1

Знакомство с предметом физкультура

1ч –с учителем

2

Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры

1ч –с учителем


Построение и перестроения

1

3

Упражнения в построении парами

1ч-самостоятельно


Ходьба и упражнения в равновесии

3

4

Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке)

1ч-самостоятельно

5

Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами

1ч-самостоятельно

6

Ходьба стайкой за учителем держась за руки: по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 метра)

1ч-самостоятельно


Бег

1

7

Бег вслед за ….

1ч-самостоятельно


Прыжки

1

8

Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку)

1ч-самостоятельно


Катание, бросание, ловля округлых предметов

1

9

Прокатывание мяча двумя руками друг другу

1ч-самостоятельно


Ползание и лазанье

1

10

Ползание на четвереньках по прямой линии

1ч-самостоятельно


Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде

2

11

Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий

1ч-с учителем,

12

Совместные с каждым учащимся игры с мячом

1ч-самостоятельно


Построение и перестроения

1

13

Упражнения в построении по одному в ряд

1ч-самостоятельно


Ходьба и упражнения в равновесии

2

14

Упражнения в ходьбе в заданном направлении

1ч-самостоятельно

15

Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки

1ч-самостоятельно


Бег

1

16

Бег в различных направлениях

1ч-самостоятельно

2 четверть (16 часов)


Катание, бросание, ловля округлых предметов

2

17-18

Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю)

1ч-с учителем,

1ч-самостоятельно


Ползание и лазанье

2

19

Упражнения в проползании на четвереньках под дугой

1ч-самостоятельно

20

Упражнения в проползании на четвереньках в ворота

1ч-самостоятельно


Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде

2

21-22

Совместные с учащимся игры с мячом

2ч-самостоятельно


Построение и перестроения

2

23-24

Упражнения в построении в колонну друг за другом

2ч-самостоятельно


Ходьба и упражнения в равновесии

2

25-26

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью учителя

2ч-самостоятельно


Катание, бросание, ловля округлых предметов

2

27

Упражнения в прокатывании мяча двумя руками под дуги

1ч-самостоятельно

28

Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами

1ч-самостоятельно


Ползание и лазанье

2

29-30

Ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя

2ч-самостоятельно


Построение и перестроения

2

31-32

Упражнения в построении парами

2ч-самостоятельно

3 четверть (18 часов)


Ходьба и упражнения в равновесии

2

33-34

Упражнения в перешагивании из круга в круг

2ч-самостоятельно


Бег

2

35-36

Бег между объемными модулями

2ч-самостоятельно


Прыжки

2

37-38

Прыжки на месте на двух ногах

2ч-самостоятельно


Катание, бросание, ловля округлых предметов

2

39-40

Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу

2ч-самостоятельно


Ползание и лазанье

2

41

Ползание на четвереньках по прямым линиям

1ч-самостоятельно

42

Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя

1ч-с учителем


Построение и перестроения

1

43

Упражнения в построении по одному в ряд

1ч-самостоятельно


Ходьба и упражнения в равновесии

2

44

Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде

1ч-с учителем

45

Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках

1ч-самостоятельно


Прыжки

3

46-47

Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед

2ч-самостоятельно

48

Упражнения прыжкам на месте с мячем в руках

1ч-самостоятельно


Катание, бросание, ловля округлых предметов

2

49

Упражнения ловить мяч брошенный учителем

1ч-с учителем

50

Упражнения бросать мяч учителю

1ч-самостоятельно

4 четверть (16 часов)


Ползание и лазанье

4

51-52

Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели

2ч-самостоятельно

53-54

Упражнения в проползании на четвереньках под дугой

2ч-самостоятельно


Построение и перестроения

3

55-57

Упражнения простейшим перестроениям: из колонны по одному в колонну по двое

1ч-с учителем,

2ч-самостоятельно


Ходьба и упражнения в равновесии

4

58-59

Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки

2ч-самостоятельно

60-61

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия

2ч-самостоятельно


Бег

3

62-64

Упражнения в беге в заданном направлении с предметом в руках

2,75ч - самостоятельно


Ползание и лазанье

2

65

Упражнения в ползании на четвереньках с перелезанием через незначительные препятствия

1ч-самостоятельно

66

Упражнения в лазании по гимнастической стенке на несколько ступенек

1,25 ч-с учителем,



Всего часов:

66