СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа 6.2

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа 6.2»























Адаптированная рабочая программа

учебного курса «Математика» (надомное обучение для детей с ОВЗ, вариант 6.2) в
6 « В » классе на 2024 - 2025 учебный год

ученика Тихтилова Евгения Игоревича











Составила : Глушко Наталья Николаевна





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая адаптированная основная образовательная программа по математике обучающихся с НОДА (вариант 6.2) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 (зарегистрировано МЮРФ от 05.06.2021, регистрационный № 64101) "Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования";

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31

марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года № 1677, приказом Минобрнауки от 08 июня 2017 года № 535, приказом Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581, приказом Минобрануки от 05 июля 2017 года № 629);

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  2. Концепция духовно-нравственного гражданина России;

  3. Концепция преподавания Распоряжением правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637-р.

  4. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

  5. Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об

индивидуальном обучении больных детей на дому»;

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с Содержательным наполнением учебных государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва).

Адаптированная программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике.

В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться. Адаптированная общеобразовательная программа (вариант 6.2) предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию

обучающихся с НОДА, а так же направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Целью изучения курса математики в 6 классах является: систематическое развитие понятий числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Задачи курса:

-развивать представление о месте и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

-научить владеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

-развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

-дать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

-развивать логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-формировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Целью адаптированной рабочей программы по математике является обеспечение прочных и сознательных математических знаний, умений и навыков, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих коррекционных задач:

  1. развивать общеучебные умения и знания;

  2. через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся с ОВЗ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

  3. способствовать развитию и коррекции мыслительных процессов, включающих сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификацию;

  4. развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление и воображение, точность и глазомер;

  5. способствовать развитию и коррекции речи учащихся, обогащая словарный запас математическими терминами;

  6. формировать умение использовать в речи новую лексику;

  7. воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность;

  8. прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Для реализации намеченной цели и задач, обеспечения качественного усвоения материала, для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического мышления, речи, применяются различные методы и приёмы личностно - ориентированного, развивающего, коррекционно-развивающего, деятельностного, диалогического обучения, а также ИКТ.

Методы и приемы:

•Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

•Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.

•Практические методы.

•Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).

•Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).

•Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения).

•Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы). •Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

•Создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа

Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся с НОДА обеспечивают эффективное обучение. Под этим понимается непросто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие и коррекция их личности.

В основу разработки адаптированной рабочей программы по математике обучающихся с НОДА заложены дифференцированный, деятельностный, компетентностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Системно-деятельностный подход предполагает развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно - познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

В основу рабочей программы по математике обучающихся с НОДА положены следующие принципы:

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения

Связан с необходимостью формирования у учащегося нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе и содействия их общему психическому и физическому развитию и требует создания особых условий и «педагогизацию» среды учащегося, повышения качества коррекционно - педагогической работы, путем включения учащегося в активную учебную деятельность и развития у него познавательной активности и самостоятельности.

Принцип связи обучения с жизнью

Отражает обусловленность обучения общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся. Реализуется в организации учебно - воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью.

Принцип сознательности и активности учащегося в обучении

Означает понимание учащимся изучаемого учебного материала и успешное применение его в практической деятельности.

Принцип научности и доступности обучения

Предполагает отражение современных достижений науки, реальной действительности в содержании учебных предметов и построение обучения учащегося на уровне реальных учебных возможностей.

Принцип систематичности и последовательности в обучении

Заключается в необходимости формирования у учащегося не разрозненных сведений и понятий, а стройной логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей. Предполагает линейно-концентрическое расположение учебного материала и преемственность в процессе обучения, когда изучение одного материала строится на основе предыдущих знаний и связывается с последующими, реализуется в планировании последовательности прохождения учебного материала и в повторении ранее изученного.

Принцип опоры на сохранные анализаторы

Предполагает обогащение учащегося чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями, и означает привлечение различных наглядных средств в процессе обучения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Связан с необходимостью всестороннего изучения учащегося и учета его индивидуальных особенностей (индивидуальный подход), а также с выявлением типических особенностей, присущих определенной группе школьников (дифференцированный подход).

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков

Связан с принципом сознательности и активности учащегося в обучении и предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение их в умениях и навыки. Обеспечивается систематическим и вариативным повторением материала, использованием системы специальных упражнений, применением сформированных знаний и умений на практике.

Принцип коррекционной направленности обучения

Заключается в исправлении или ослаблении недостатков психофизического развития подростка в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Предполагает знание и учет структуры дефекта учащегося, опору на сохранные и положительные стороны психики и поведения, индивидуализацию содержания, темпа и сроков пропедевтического периода и собственно обучения. Направлен на формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развитие самостоятельности учащегося.

Принцип создания здоровой среды в обучении

Предполагает создание условий сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся.

Заключается в оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности на уроке; позволяет использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Помогает преодолевать отчуждение научного знания от субъектов, то есть ученика, обеспечивает личностно-значимый смысл собственно предметному математическому знанию, понимание и принятие учащимся содержание учебного материала.

Создание специальных педагогических условий

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка.

Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.

Специальными педагогическими условиями являются:

Коррекционная работа по нормализации познавательной деятельности обучающихся данной категории осуществляется на всех уроках математики.

Создается благоприятная обстановка на уроках, щадящий режим через акцентирование внимания на хороших оценках; ориентировку более на позитивное, чем негативное; использование вербальных поощрений.

Обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной путем изменения способов подачи информации, особой подачи предъявления учебных заданий

Для снятия усталости и напряжения необходимо чередовать занятия и физкультурные паузы. Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям.

Вопросы учителя и инструкции должны быть сформулированы четко и ясно.

Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

Формировать навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний: поэтапно разъяснять; учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции; осуществлять поэтапную проверку задач, примеров, упражнений.

Значительное время необходимо отводить на обучение выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ОВЗ может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать.

Учитывая индивидуальный темп выполнения заданий предоставлять дополнительное время для завершения задания; предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий, с разработанным дидактическим материалом различной степени трудности и с различным объемом помощи: задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения; задания тренировочного характера, аналогичные образцу; задания контрольного характера и т.д. Наглядное подкрепление информации, инструкций (Картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала); Планы - алгоритмы с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; образцы решения задач и пошаговые инструкции и т.д.

Специальные педагогические средства для обучающихся с НОДА (вариант 6.2)

1.На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений.

2.Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.

  1. Использовать на уроках речевые разминки: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т.д.

4.Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

  1. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).

  2. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

  3. Необходимо включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

  4. Учитывая особенности развития обучающихся данной категории, следует проводить динамические паузы/физкультминутки.

  5. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащегося.

  6. На уроках можно использовать метод стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного характера); коммуникативные игры (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей); сюжетно - ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации.

Коррекционные педагогические приемы для обучающихся с НОДА (вариант 6.2)

•Обеспечение информационными материалами альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения (под ред. Н.Я. Виленкина)

•Альтернативные замещения письменных заданий (рисование, моделирование из картона, работа с готовыми чертежами).

•Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.

•Акцентирование внимания на задании.

•Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (решение задач по с готовыми чертежами, решение задач по составленной математической модели)

•Использование маркеров для выделения важной информации.

•Использование заданий с пропущенными словами, тестовая форма заданий с выбором ответов •Предоставление учащемуся списка вопросов к задаче до чтения текста.

•Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.

•Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

•Сокращенные тесты для контроля и коррекции знаний и умений •Сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

•Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

•Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

•Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. •Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.

•Поэтапное разъяснение заданий.

•Последовательное выполнение заданий.

•Повторение учащемуся инструкции к выполнению задания.

•Обеспечение аудио - визуальными техническими средствами обучения.

•Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача). •Близость к учащемуся во время объяснения задания.

•Перемена видов деятельности

•Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

•Чередование занятий и физкультурных пауз.

•Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

•Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

•Письменные задания.

•Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. •Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

•Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья записями учителя, а так же карт-схем по темам.

Оценка достижений и знаний

•Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

•Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

•Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями. •Акцентирование внимания на хороших оценках.

•Использование дополнительной системы оценок достижений учащихся.

Организация учебного процесса

•Обозначение школьных правил, которым учащийся должны следовать.

•Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах. •Использование поощрений для учащегося.

•Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться на позитивное. •Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.

•Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.

•Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

Общая характеристика предмета

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фунда­ментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисцип­лин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и пра­вила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе реше­ния задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и ин­формативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, сим - волические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко­научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Наглядная геометрия», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

Содержание раздела «Наглядная геометрия» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.

Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Место предмета в базисном учебном плане На изучение математики по адаптивной программе домашнего обучения для учащихся с НОДА (вариант 6.2) отводится: в 5 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год, в 6 классе 2 часа в неделю,

68 часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета «Математика»

Личностными результатами изучения предмета являются следующие качества:

  1. независимость мышления;

  2. воля и настойчивость в достижении цели;

  3. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;

  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;

  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  5. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  2. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  3. строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  4. создавать математические модели;

  5. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  6. вычитывать все уровни текстовой информации.

  7. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  8. понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  9. уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  1. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  2. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  3. в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  4. учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  5. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  6. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.

  1. выполнять арифметические действия с натуральными, десятичными, обыкновенными дробями с равными знаменателями;

  2. употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное число, десятичная и обыкновенная дробь, переходить от одной формы записи к другой;

  3. сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; вести сравнение различными методами;

  4. находить значения степеней с натуральным показателем;

  5. составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  6. решать линейные уравнения алгебраическим методом;

  7. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы в более мелкие и наоборот;

  8. решать текстовые задачи арифметическими и алгебраическими методами, включая задачи с дробями и процентами;

  9. строить простейшие геометрические фигуры;

  10. читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;

  11. строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;

  12. находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

  1. работать на калькуляторе;

  2. проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений

  3. создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»


У учащегося будут сформированы

Учащийся получит возможность для формирования

Личностные

• владение знаниями о важнейших этапах развития математики;

  1. стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;

  2. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;

Метап

редметные

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

  • сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

  • выполнять несложные практические расчеты;

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;

  • оперировать понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», упрощать выражения, содержащие слагаемые с одинаковым буквенным множителем; работать с формулами;

  • познакомиться с системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенным;

  • научиться выполнять преобразования целых буквенных выражений, применяя законы арифметических действий;

  • овладеть простейшими приемами решения


  1. решать простейшие линейные уравнения с одной переменной;

  2. понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим способом;

  3. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  4. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  5. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.

уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных текстовых(сюжетных) задач;

  1. находить вероятность случайного события в простейших случаях;

  2. решать простейшие комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или их комбинаций с использованием правила произведения;

  3. научиться вычислять объемы пространственных геометрических фигур;

  4. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Содержание учебного курса, предмета Натуральные числа и нуль Натуральный ряд чисел и его свойства

Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Запись и чтение натуральных чисел

Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.

Округление натуральных чисел

Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.

Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0

Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.

Действия с натуральными числами

Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.

Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.

Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения.

Степень с натуральным показателем

Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.

Числовые выражения

Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.

Деление с остатком

Деление с остатком на множестве натуральных чисел. Практические задачи на деление с остатком.

Свойства и признаки делимости

Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Решение практических задач с применением признаков делимости.

Разложение числа на простые множители

Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители.

Алгебраические выражения

Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.

Делители и кратные

Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.

Дроби

Обыкновенные дроби

Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).

Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями.

Арифметические действия с дробными числами.

Десятичные дроби

Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей.

Отношение двух чисел

Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.

Среднее арифметическое чисел

Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Проценты

Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами. Диаграммы

Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм.

Рациональные числа Положительные и отрицательные числа

Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.

Понятие о рациональном числе. Действия с рациональными числами.

Решение текстовых задач

Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение несложных логических задач.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов. Наглядная геометрия

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник. Изображение основных геометрических фигур. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая симметрии. Изображение симметричных фигур.

Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение.

Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно- лабораторным оборудованием.

Печатные пособия

-таблицы по математике для 5-6 классов;

-портреты выдающихся деятелей математики.

Информационные средства

-мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;

Технические средства обучения

-ноутбук;

-мультимедиапроектор;

-интерактивная доска.

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

-комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных),

Учебно- методическое обеспечение

Примерная программа основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика / Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, Составитель — Е. С. Савинов.) ;

Математика. Сборник рабочих программ 5-6 классы. 3-е изд., Москва, «Просвещение», 2014 год. Составитель: Т. А. Бурмистрова

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. - 22-е изд., стер. - Москва. : «Мнемозина», 2015 год.

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. - 21-е изд., стер.- Издательство - Москва «Мнемозина», 2015 год.

Ахременкова В. И. Рабочая программа по математике. 5 класс к УМК Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и др.-М.: ВАКО, 2015;

Кузнецова О. С., Абознова Л. Н., Фёдорова Г.А. Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и др. -Волгоград: Учитель, 2012; Манвелов С. Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.: Просвещение, 2014;

Чаплыгина И. Б. Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. I полугодие- Волгоград:

Учитель, 2014 (электронная версия)

Контрольно- измерительные материалы: Математика 5 класс к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. Москва «Экзамен» 2014 год. Составитель: Ю. А. Глазков и др..

Контрольно- измерительные материалы: Математика 6 класс к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. Москва «Экзамен» 2014 год. Составитель: Ю. А. Глазков и др..

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Просвещение, 2009

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М.:

Просвещение, 2009

Интернет-ресурсы

  1. Тестирование online (5-11-е классы): http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернете: http://teacyer. fio. ru

  3. Новые технологии в образовании: http://www.edu.secna.ru/main/

  4. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic. ssu. samara.ru/nauka/

  5. Видеоуроки презентации к урокам http://www.videouroki.net

  6. Презентации к урокам http://present.griban.ru

  7. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

  8. Разработки уроков, презентации, методические материалы http://pedsovet.su

  9. Разработки уроков, презентации, методические материалы http://www.uchportal.ru

  10. Разработки уроков, презентации, методические материалы http://metodisty.ru

  11. Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru

  12. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru



















































Календарно-тематическое планирование по математике 6 класса (в неделю-2ч, в год-68ч)

Раздел, тема урока

Кол-во

Дата

часов

план

факт

«Делимость натуральных чисел»

1

Делители и кратные. (стр.4-9,№37-38)



2-3

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. (стр.9-14, №70-71)



4-5

Признаки делимости на 9 и на 3. (стр.14-20, №100-101)



6

Простые и составные числа. (стр.20-27, №135-136)



7

Наибольший общий делитель. (стр.27-31, №141, 143)



8

Наименьшее общее кратное. (стр.32-36, №183, 184)



9-10

Контрольная работа.

Итоги главы 1. (стр.37-39)



«Обыкновенные дроби»

11

Основное свойство дроби. (стр.40-44, №201-2-2)



12­

13

Сокращение дробей. (стр.45-49, №226, 234)



14­

15

Приведение дробей к общему заменателю. (стр.49-54, №265-266)



16­

17

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (стр.55-64, №330-331)



18

Умножение дробей. (стр.64-73, №383-384)



19

Нахождение дроби от числа. (стр.73-79, №430-431)



20

Взаимно обратные числа. (стр.80-83, №444)



21­

22

Деление дробей. (стр.83-90, №488-489)



23

Нахождение числа по заданному значению его дроби. (стр.91-97, №533)



24

Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. (стр.97-100, №548)



25

Бесконечные периодические десятичные дроби. (стр.100-103, №559)



26

Десятичное приближение обыкновенной дроби. (стр.104-106, №570)



27­

28

Контрольная работа.

Итоги 2 главы. (стр.107-109)



«Отношения и пропорция»

29

Отношения. (стр. 110-116, №588-589)



30

Пропорция. (стр.116-123, №629)



31

Процентное отношение двух чисел. (стр.123-130, №653, 654)



32

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. (стр.130-137, №676)



33

Деление числа в данном отношении. (стр.137-140, №695)



34

Окружность и круг. (стр.140-147, 3725)



35

Длина окружности. Площадь круга. (стр.147-154. №767)



36

Цилиндр, конус, шар. (стр.154-159, №777)



37­

38

Диаграмма. (стр.160-169, №798, 800)



39

Случайные события. Вероятность случайного события. (стр.170-175, №823, 825)



40­

41

Контрольная работа. Итоги главы 3. (стр.177)



«Рациональные числа и действия над ними»

42

Положительные и отрицательные числа. (стр.178-181, №841)



43­

44

Координатная прямая. (стр.182-186, №865, 869)



45

Целые числа. Рациональные числа. (стр.186-190, №891)



46

Модуль числа. (стр.193-196, №916)



47

Сравнение чисел. (стр.196-200, №941)



48

Сложение рациональных чисел. (стр.202-207, 966)



49

Свойства сложения рациональных чисел. (стр.208-211, №991)



50

Вычитание рациональных чисел. (стр.211-216, №1012)



51­

52

Умножение рациональных чисел. (стр.216-222, №1052-1053)



53

Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. (стр.224-227, 1071)



54

Распределительное свойство умножения. (стр.228-234, №1110)



55­

56

Деление рациональных чисел. (стр.234-239, №1139-1140)



57

Решение уравнений. (стр.239-243, №1163)



58­

59

Решение задач с помощью уравнений. (стр.244-249, 1212, 1214)



60

Перпентикулярные прямые. (стр.250-255, №1236)



61­

62

Осевая и центральная симметрия. (стр.256-265, №1276-1277)



63

Параллельные прямые. (стр.265-270, №1293)



64

Координатная плоскость. (стр.270-278, №1332)



65­

66

Графика. (стр.279-287, №1343, 1345)



67­

68

Контрольная работа.

Итоги 4 главы. (стр.288-291)

















Приложение 1

Нормы оценивания работ обучающихся с НОДА по математике (вариант 6.2) Промежуточный контроль осуществляется по завершению учебного года.

Оценка письменных работ учащихся Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью.

  2. в рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

  2. допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Оценка устных работ учащихся

При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:

«5» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою точку зрения на предложенную тему.

«4» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.

«3» - материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.

«2» - материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но с помощью учителя или одноклассник, допускает грубые ошибки.

При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ нужно придерживаться специальных условий:

  1. особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;

  2. присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;

  3. организующую помощь педагога в рационализации распределения времени, отводимого на выполнение работы;

  4. предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;

  5. гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося;

  6. адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (в частности, упрощение формулировок, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения задания);

  7. отслеживание действий обучающегося для оценки понимания им инструкции и, при необходимости, ее уточнение;

  8. увеличение времени на выполнение заданий;

  9. возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении подростка проявлений утомления, истощения;

  10. исключение ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося (в частности, негативных реакций со стороны педагога).

Примечание: у детей, обучающихся по АООП варианта 6.2 при выполнении письменных работ не снижается оценка за наличие специфических (дисграфических) ошибок. При устных ответах педагогом не учитываются ошибки в звукопроизношении.