Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (далее – АРП ООО УО) разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон Российской Федерации (далее РФ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной категории.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Цели изучения предмета ЧТЕНИЕ (Литературное чтение)
Данная адаптированная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся детям по программе специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
повышение уровня их умственного развития;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» отводится:
9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год;
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)»
Личностные
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень:
− уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступные по содержанию тексты (после предварительной подготовки);
− уметь определять тему произведения (под руководством учителя);
− отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; − участвовать в коллективном составлении словесно
– логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
− уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
− уметь выбирать заголовки к пунктам плана из нескольких предложенных;
− уметь устанавливать последовательность событий в произведении;
− уметь определять главных героев текста;
− уметь составлять элементарную характеристику героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
− знать стихотворения наизусть (7-9);
− уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию произведения для внеклассного чтения, выполнять посильные задания.
Достаточный уровень:
− уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
− уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); − уметь определять тему художественного произведения;
− уметь определять основную мысль произведения (с помощью учителя);
− уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
− уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью учителя);
− уметь различать главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; − уметь определять собственное отношение к поступкам героев (героя), сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
− уметь пересказывать текст по коллективно составленному плану;
− уметь находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
− уметь ориентироваться в круге доступного чтения; выбирать интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно читать художественную литературу;
Тематическое планирование
2023-2024
УО с РАС
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Устное народное творчество | 3 | 1 | | |
2 | Произведения русских писателей ХIX века | 13 | 1 | | |
3 | Произведения русских писателей ХX века | 10 | 1 | | |
4 | Из произведений зарубежной литературы | 6 | 1 | | |
| Итого : | 34 | 4 | | |
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
− выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает части;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
− отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− читает в основном правильно, бегло;
− допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
− допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
− допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
− допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
− допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
− допускает 3—4 ошибки при чтении;
1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз;
3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
− затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
− отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
− обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Чтение» (Литературное чтеиие)
Тексты для проверки сформированности навыков чтения
Дата проведения: 18.09.2023
Время проведения: в рамках урока
Форма проведения: проверка техники чтения
Цель: проверка сформированности навыков правильного, выразительного, осознанного чтения.
Мушка В. В. Чаплина Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой. - Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди. Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила. Вопросы: 1. Почему над Людой все смеялись? 2. Откуда выскочила большая собака? 3. Как Мушка спасла Люду? |
|
|
Дата проведения: 18.12.2023
Время проведения: в рамках урока
Форма проведения: проверка техники чтения
Цель: проверка сформированности навыков правильного, выразительного, осознанного чтения.
*** По С. Воронину Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам — Русак в поле, а Беляк — в перелесок. И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила. Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова побелела. Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался..Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью. Больше его Беляк никогда не видел. |
Вопросы: 1. Кого встретил Беляк на лесной поляне? 2. Как изменилась погода? 3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности? |
Дата проведения: 06.05.2024
Время проведения: в рамках урока
Форма проведения: проверка техники чтения
Цель: проверка сформированности навыков правильного, выразительного, осознанного чтения.
Сказка о весне Г. Скребицкий Собралась Весна - красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь. Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна - красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. Полетела Весна - красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки... Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако — так, значит, на нём Весна - красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей... |
Вопросы: 1. Где провела зиму весна? 2. Почему птицы боялись лететь на север? 3. Что с той поры заприметили люди? |
5