Аденоиды и речевые нарушения у детей
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды. Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины. Закрывая сошник, она вызывает, в первую очередь, затруднение дыхания, понижение слуха и другие расстройства. Функция аденоидов состоит в защите организма от различных бактерий. Они выполняют роль фильтров, увеличиваясь во время инфекции и возвращаясь в норму к моменту выздоровления. Но в связи с частыми простудами аденоидные вегетации не успевают вернуться в исходный размер и увеличиваются до такого состояния, что ребенку становиться сложно или невозможно дышать носом. Аденоидная ткань становится уже не защитой, а причиной более тяжелых заболеваний. отита, ангины и других. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный и не согретый. Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка и невозможность дыхания через нос.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.
Аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки, что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка. В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает питание головного мозга.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, а это ведёт, в свою очередь, к синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей. Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает носовой оттенок и лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от ~ 1:4 в норме до 1:2, 1:1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной нарушений письма;
в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной нарушения письменной речи.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:
1) слабости нижней челюсти и как следствии этого, повышенной саливации;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации
б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.
в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации
г) трудности, часто невозможность артикулирования звуков л, р.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников в том числе и общего недоразвития речи. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи. Однако даже после устранения причины в речи таких детей остаются патологические изменения.
Материал взят сайта «Дефектология ПРОФ»
Учитель-логопед : Будникова Татьяна Валерьевна