СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адоптированная дополнительная общеобразовательная программа " Мир природы" естественнонаучной направленности

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы изучаем природу Родного края

Просмотр содержимого документа
«Адоптированная дополнительная общеобразовательная программа " Мир природы" естественнонаучной направленности»

 Содержание:

Информационная карта программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы




 


  1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы


    1. Информационная карта

Кружок – «Мир природы»

Тип программы – тематическая

Вид программы – адаптированная

Целевая установка – предметно - исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Функциональное назначение – образовательно – воспитательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 8 – 14 лет

Продолжительность реализации – двухгодичная












Информационная карта

Образовательной программы

I Наименование программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир природы»

II Направленность

Естественнонаучная

III Сведения о разработчике (составителе)


1. ФИО

Иванова Ольга Михайловна

2. Год рождения

20.08.1970 г.

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МОУДО «ДЭБЦ»

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Первая

7. Электронный адрес, контактный телефон

Ole1ka@mail.ru телефон 89138591310

VI Сведения о программе


1. Срок реализации

2 года

2. Возраст обучающихся

8 – 14 лет

3. Тип программы

Модифицированная

4. Характеристика программы


По месту в образовательной модели

Разновозрастной детский коллектив

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Адаптированная

5. Цель программы

Создание условий для формирования у обучающихся экологического мышления и гармоничного отношения к окружающему миру.

6.Задачи

Личностные:

  • развивать положительные качества личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);

  • воспитывать ответственность к окружающему миру;

Метапредметные:

  • формировать первичные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность;

  • формировать и развивать внимание, память, мышление, воображение детей с ОВЗ, учитывая их возможности и возрастные особенности;

Предметные:

  • познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края;

  • формировать чувство бережного отношения к природе родного края;

  • развивать познавательную активность;

  • иметь образные представления о природе, об экологической культуре;

Коррекционные:

  • создать условия для самореализации детей;

  • развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления;

  • формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;


7. Формы обучения

Групповые, фронтальные, индивидуальные.




Раздел№ 1 «Комплекс основных характеристик программы»


    1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Мир природы» (далее Программа) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»);

Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020г. №304-ФЗ. Принят Государственной Думой 22 июля 2020г. Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020г.;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018г. №196 с изменениями (Приказ МинПрос РФ от 30.09.2020г. №533);

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242;

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года №28;

  • Устава МОУДО «ДЭБЦ», 2015 год.

Мир природы удивителен и уникален. Наблюдая за природой, за её изменениями, не всегда положительными из – за влияния человеческой деятельности.  Необходимо уделять большое внимание воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным уголкам, изучению животного мира.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительные занятия являются эффективным методом в воспитании эстетического вкуса, творческого мышления, развития кругозора. Ребенку необходимо осознать свои возможности: что он делает, что может сделать сам для окружающего мира.

Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать, что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, даёт правильное понимание места ребёнка и создаваемой им среды в природе и обществе.

Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:

  • познавать себя;

  • принимать помощь других;

  • познавать окружающий мир;

  • участвовать в созидательной деятельности.

  • Занятия помогут расширить познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогатить его эмоциональную жизнь, сделают доступными элементы творчества и развивать эстетический вкус.

  • Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год)

  • В новом учебном году так же, как и в прошлом, действуют санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 

  • Адаптация дополнительной общеразвивающей программы призвана решать следующие проблемы:

  • помощь детям с ОВЗ в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

  • организация индивидуального маршрута обучения ребёнка, ориентированного на его интересы и возможности;

  • развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

  • помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

  • выявление творческого потенциала детей с ОВЗ путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях);

  • оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

Требования к условиям реализации программы для реализации, адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в образовательной организации создаются специальные условия:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого обучающегося);

  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учтёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). сверстников.

  • Валеологический аспект направлен на формирование объективного представления об ограничениях, компенсаторных возможностях человеческого организма, о методах и формах их преодоления.

Образовательная организация создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области изучения животного мира, в том числе и профессиональные, с целью ведения методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий. Предусматривается возможность привлечения специалистов по коррекционной педагогике, педагогов-психологов и других специалистов из ОУ города при работе с данной категорией детей.

Материально-технические условия реализации программы.

Материально-техническая база МОУДО «ДЭБЦ» соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом. Учебные аудитории для проведения индивидуальных, мелкогрупповых занятий имеют специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, натурные столики, мольберты, мультимедийное оборудование. В образовательном процессе используются учебно-методические пособия, хрестоматии, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир природы» - естественнонаучной направленности, соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения:

Принципы обучения:

  • Принцип индивидуальности

  • Принцип доступности

  • Принцип гуманности

  • Принцип результативности

Актуальность. 

Работа по данной программе предоставляет возможность детям с ОВЗ в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Назначение программы - помочь детям с ОВЗ развить любознательность, познавательную активность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, природы; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к экологической культуре, творчеству.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает любовь к природе и развивает интерес к творческой деятельности.

В процессе деятельности развивается: экологическая культура, нравственные качества, творческая деятельность.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

 Новизна данной программы заключается в том, что для успешной подготовки детей с ОВЗ требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:

  • познавать себя и управлять своим физическим и психологическим «Я»

  • вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;

  • ориентироваться в пространстве и познавать природу, окружающий мир;

  • участвовать в творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть экологическими знаниями и умениями, развивать возможности и способности детей с ОВЗ.

Инновационность программы: так как психические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, интеллектуальному развитию, а это влияет на формирование и становление личности ребёнка.

Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения в природе, развивают творческие способности, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для некоторых из них.

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

  • обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

  • обогащают представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;

  • ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся.

 Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся от 8 до 14 лет, на детей с ОВЗ, имеющих различные способности и возможности.

Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения (постоянный).

Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки. Так же проводятся индивидуальные занятия (маршрутный лист)

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации образовательной программы 2 года. Основные этапы: в первый год обучения изучаются животный мир Томской области, живущие в дикой природе; во второй год обучения – животный мир водоёмов Томской области.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 часа с 10 минутным перерывом, согласно Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21)

Программа 1 года обучения составляет 128 часов: из них 48 ч. – теории, 80 ч. – практики (занятия 1 года обучения начинаются с 15 сентября).

Программа 2 года обучения составляет 136 часов: из них 41 ч. - теории, 95 ч. – практики (занятия 2 года обучения начинаются с 1 сентября).

В программе предусмотрены часы, отведенные на подготовку и оформление конкурсов, выставок, акций; исследовательских проектов в период подготовки к городской экологической конференции.

В содержание программы включены самые различные виды деятельности: наблюдения за обитателями выставочных залов Центра: «Террариум», «Аквариум», «Птичник», исследования, экскурсии, практическая работа.

Содержание программы подразумевает непосредственное общение детей с обитателями живого уголка Центра, а также наблюдение за животными в природе. Предоставляется возможность изучать, наблюдать, исследовать повадки, образ жизни животных, в учебном учреждении. В процессе этой работы учащиеся приобретают практические умения, учатся вести наблюдения и ставить простые опыты.

Темы программы содержат теоретическую и практическую части, которые распределены на весь учебный год. Практическая часть программы включает в себя: практические задания, наблюдения, исследования, составление кроссвордов, ребусов, тестов, изготовление различных поделок, композиций, аппликаций, проведение акций, праздников, экологических игр, выставок.

Формы обучения – очная форма обучения (Закон № 273 – ФЗ, гл.2, ст.17, п.2).

Направления деятельности:

  • Естественнонаучная направленность;

  • Элементы творческой деятельности.

Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с учебным планом формируются группы (кружки), состав группы постоянный.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

 Виды занятий:

  • теоретические занятия;

  • практические занятия;

  • выставки.

Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.

 

Уровень программы: базовый.

 Цель программы – Создание условий для формирования у обучающихся экологического мышления и гармоничного отношения к окружающему миру.

 Задачи:

Личностные:

  • развивать положительные качества личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);

  • воспитывать ответственность к окружающему миру;

Метапредметные:

  • формировать первичные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

  • формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность;

  • формировать и развивать внимание, память, мышление, воображение детей с ОВЗ, учитывая их возможности и возрастные особенности;

Предметные:

  • познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края;

  • формировать чувство бережного отношения к природе родного края;

  • развивать познавательную активность;

  • иметь образные представления о природе, об экологической культуре;

Коррекционные:

  • создать условия для самореализации детей;

  • развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления;

  • формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

Содержание образовательной программы:

  Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа направлена на развитие у детей экологической культуры, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры.

Основные принципы обучения:

  • сотворчество и ответственность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • доброжелательность и достоинство;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 Предлагаемая программа содержит следующие принципы:

  • Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает, как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним 

  • Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с опорой на ведущую деятельность данного возраста. Для младших школьников с ОВЗ это – игровая деятельность. Поэтому учить и воспитывать детей следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

  • Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

  • Принцип системности. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

  • Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

  • Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

  Методическое обеспечение программы.

 Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми с ОВЗ имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ:

  • это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и говорит о своих проблемах, трудностях

  • такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации

  • складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природ образующими способностями.

Работа с ребенком строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.

 



    1. Содержание образовательной программы.


Учебно-тематический план образовательной программы 1 г.о.


№ п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Введение.

2

1

1

3.

Растительный мир Томской области.

24

8

16

4.

Охрана природы. Экологические проблемы

26

10

10

5.

Знакомые незнакомцы

26

8

18

6.

Зелёная аптека

16

6

10

7.

Зелёная грядка

16

6

10

8.

Витамины на подоконнике

16

6

10

ИТОГО:

128

46

82


Учебно-тематический план образовательной программы 2 г.о.


№ п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Введение.

2

1

1

3.

Земноводные Томской области

16

6

10

4.

Рыбы Томской области

22

4

10

5.

Водоплавающие птицы Томской области

58

20

38

6.

Млекопитающие рек и озёр Томской области

10

4

6

7.

Охрана водных ресурсов

12

6

6

8.

Водные растения Томской области

8

4

4

9.

Итоговые занятия.

6

-

6


ИТОГО:

136

41

95
















Содержание учебного плана 1 г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж Ознакомительная экскурсия № 1

Инструкции по ТБ и ПБ, ПДД огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Выставочные залы Центра

Беседа, рассказ

Экскурсия по зданию

Сентябрь

2ч.

Введение. Растительный мир Томской области.

Проектор

Таблицы, карточки, иллюстрации, плакаты.

Игра

Сентябрь

2ч.


Лес наше богатство. Сбор семян. Экскурсия в дендрарий МОУДО «ДЭБЦ»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ

Экскурсия

Сентябрь 2ч.


Смешанные леса

Лиственные породы деревьев. Экскурсия в дендрарий МОУДО «ДЭБЦ» заготовка природного материала

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ

Экскурсия

Октябрь 2ч

Хвойные породы деревья

Игра «Угадай дерево»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Игра

Октябрь 2ч

Грибы Игра « Съедобные – не съедобные»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Игра

Октябрь 2ч.


Редкие исчезающие грибы занесённые в красную книгу Томской области

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь 2ч

Ягоды, произрастающие в лесах Томской области. Практическая работа № 1, правила ТБ. Аппликация «Ягодка»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия


Октябрь 2ч

Кустарники Практическая работа № 2, «Кроссворд

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

Практическая работа

Октябрь 2ч

Луговые растения и травы Томской области Практическая работа №3

Игра «Угадай растение»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

Игра

Октябрь 2ч

Редкие исчезающие растения родного края

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь 2ч

Редкие исчезающие растения родного края занесённые в красную книгу Томской области

Проектор

Карточки, плакаты, иллюстрации, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь 2ч

Итоговое занятие

Ножницы, клей, краски, природный материал


Коллективная работа

«Цветочная поляна»

Ноябрь 2ч

Охрана природы. Экологические проблемы

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Ноябрь 2ч

Времена года Сезонные изменения в природе

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты,

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Ноябрь 2ч

Наблюдение за сезонными изменениями природы Практическая работа №4 «Мой дневник»

Дневник наблюдения

Карточки, иллюстрации, плакаты,

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Практическая работа

Ноябрь 2ч

Народные приметы

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Ноябрь 2ч

Правила поведения в лесу

Игра « Юный эколог»

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Игра

Ноябрь 2ч

Правила поведения на водоёме Игра « В гостях у водяного»

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Игра

Ноябрь2ч

Экологические проблемы нашего города

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Декабрь 2ч

Экология в играх

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь 2ч

Экологическая игра « Я эколог»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь 2ч

Экологическая акция в защиту «Ёлочки» Практическая работа№4

Плакат, краски

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь 2ч

Экологическая акция « Поможем зимующим птицам» Практическая работа№5

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь 2ч

Знакомство с микроскопом Практическая работа№6

Микроскоп

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь 2ч

«Капелька воды под микроскопом» Практическая работа№7

Микроскоп, предметное стекло, пипетка

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Декабрь 2ч

«Растение под микроскопом» Практическая работа№8

Микроскоп, предметное стекло, пипетка

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Декабрь 2ч

Итоговое занятие Практическая работа№9

Коллективная работа создание таблички « Береги природу»

Плакат, краски

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Практическая работа

Январь 2ч

Знакомые незнакомцы

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь 2ч

Заяц длинное ухо. Образ жизни. Практическая работа №10 рис. «Зайка»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь 2ч

Лиса. Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь 2ч

Серый волк Особенности образ жизни Практическая работа №11 рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь 2ч

Хозяин леса - медведь Особенности образ жизни. Игра «Знатоки природы»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Белка Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Ёж – сердитый недотрога Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Сорока - белобока Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Лесной доктор - дятел Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Кукушка Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Сестрица -лисица

Особенности образ жизни - синица

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Экскурсия в зоопарк. Наблюдение, сравнение

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, экскурсия

Февраль 2ч

Обобщение. Итоговое занятие Групповая работа. Оригами «Бабочки»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Тестовый контроль

Март 2ч

Зелёная аптека


Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


 Март 2ч

Лекарственные растения леса Игра « Лесной доктор»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Март 2ч+2ч

Лекарственные растения луга и поля

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Март 2ч

Правила сбора лекарственных растений.

Творческая мастерская

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Март 2ч+2ч

Итоговое занятие. Практическая работа №12 создание плаката

«Лекарственные растения»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Апрель 2ч

Зелёная грядке

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Апрель 2ч

Знакомство с овощными культурами произрастающих в нашем регионе

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Апрель 2ч+2ч

Овощи. Отбор семян для посадки. Посев

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Апрель 2ч

Ягоды. Способы размножения

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Апрель 2ч

Способы размножения деревьев и кустарников. Посев семян

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Май 2ч

Витамины на подоконнике

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, слайдовая презентация

Май 2ч+2

Выращивание лука на зелень. Посадка, наблюдение и уход.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Май 2ч+2

Выращивание чеснока на зелень. Посадка, наблюдение и уход.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Май 2ч

Экскурсия на территорию отдела растениеводства

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Экскурсия

Май 2ч

Обобщение знаний.

Закрепление знаний.

Музыкальный центр


Иллюстрации, плакаты.

Карточки, ребусы, кроссворды

Викторина, игра


Игра

Май 2ч

Итоговая диагностика учащихся. Итоговая аттестация учащихся

Музыкальный центр

Тесты

Тесты

Тестирование

Тестирование



Содержание учебного плана 2 г.о.

Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж

Ознакомительная экскурсия № 1

Инструкции по ТБ и ПБ, ПДД огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Выставочные залы Центра

Беседа, рассказ

Экскурсия по зданию

Сентябрь

2ч.

Введение.

Земноводные Томской области.

Проектор

Таблицы, карточки, иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ

экскурсия по террариуму

Сентябрь

2ч.


Сибирский углозуб. Обитание. Образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ


Сентябрь

2ч.


Обыкновенный тритон. Обитание. Образ жизни. Экскурсия в выставочный зал рыб.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ

экскурсия

Октябрь

Сибирская остромордая лягушка. Обитание. Образ жизни. Практическая работа №1 Аппликация «Собери лягушонка»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

практическая работа

Октябрь

Серая жаба.

Обитание. Образ жизни Практическая работа №2 рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Практическая работа

Октябрь

2ч.


Озёрная лягушка. Обитание. Образ жизни Практическая работа №3 рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

практическая работа

Октябрь

2ч+2ч

Земноводные Томской области занесённые в красную книгу

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь

Рыбы Томской области. Практическая работа № 5, «Кроссворд

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

Практическая работа

Октябрь

Щука. Образ жизни, особенности Практическая работа №6 рисунок « Раскрась рыбку»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ


Октябрь

Окунь. Образ жизни, особенности

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь

Ёрш. Образ жизни, особенности.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Октябрь

Итоговое занятие. Практическая работа № 7, игра « Отгадай рыбу»

Ножницы, клей, краски, природный материал


Игра.

Ноябрь2ч

Карась. Образ жизни, особенности

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Ноябрь2ч

Налим. Образ жизни, особенности. Практическая работа №8 «сложи рыбку»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты,

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Ноябрь2ч

Язь. Образ жизни, особенности. Практическая работа №9 «сложи рыбку»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты,

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Практическая работа

Ноябрь2ч

Елец. Образ жизни, особенности. Практическая работа №10 « сложи рыбку»

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Практическая работа

Ноябрь2ч+2ч

Рыбы томской области занесённые в красную книгу.

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Игра

Ноябрь2ч+2ч

Водоплавающие птицы Томской области.

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Игра

Ноябрь2ч

Подсемейство гусиные

Проектор

Фильм

Беседа, рассказ

Слайдовая презентация

Декабрь2ч

Гуменник. Образ жизни, особенности.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь2ч

Серый гусь. Образ жизни, особенности.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь2ч+2

Экологическая акция в защиту «Ёлочки» Практическая работа№11

Плакат, краски

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь2ч

Краснозобая казарка. Образ жизни, особенности.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь2ч

Подсемейство Лебединые.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Декабрь2ч

Лебедь-кликун. Образ жизни, особенности.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Декабрь2ч

Экологическая акция «Поможем зимующим птицам» Практическая работа№

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ


Декабрь2ч+2ч

Итоговое занятие Практическая работа №12 Коллективная работа создание плаката «Водоплавающие птицы»

Плакат, краски

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Практическая работа

Январь2ч

Подсемейство речные утки

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь2ч

Чирок-свистунок Практическая работа №13рис.«Уточка»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь2ч

Широконоска Особенности. образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Январь2ч

Свиязь Практическая работа №11 рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Практическая работа

Январь2ч

Чирок- трескунок Особенности образ жизни. Игра «Знатоки природы»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Игра

Февраль2ч

Кряква Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль 2ч

Подсемейство Нырковые утки Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль2ч

Красноголовый нырок или Красноголовая чернеть Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Февраль2ч

Гоголь Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль2ч

Турпан Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль2ч

Хохлатая чернеть Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ,

слайдовая презентация

Февраль2ч

Экскурсия в зал орнитологии. Наблюдение, сравнение

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, экскурсия


Февраль2ч+2ч

Обобщение. Итоговое занятие Групповая работа. Поделка «Озеро»

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Тестовый контроль

Март2ч

Морская чернеть Особенности образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

 Март2ч

Водоплавающие птицы занесённые в красную книгу Томской области

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Март2ч+2ч

Млекопитающие рек и озёр Томской области

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ слайдовая презентация

Март2ч

Речной бобр. Места обитания. Образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Март2ч

Ондатра. Места обитания. Образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Апрель2ч

Водяная полевка. Места обитания. Образ жизни

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Апрель2ч+2ч

Охрана водных ресурсов.

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

слайдовая презентация

Апрель2ч

Река Обь Практическая работа №14 Рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

видеофильм

Апрель2ч

Река Томь. Значение рек для человека Практическая работа №15Рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

видеофильм

Апрель2ч

Река Чулым Значение рек для человека Практическая работа №16Рисунок

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, видеофильм


Май2ч

Река Васюган. Значение рек для человека

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, видеофильм

Май2ч+2ч

Водная растительность Томской области

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, видеофильм

Май2ч+2ч

Кубышка малая. Кувшинка четырёхугольная Места произрастания. Охрана

Проектор

Карточки, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ, видеофильм


Май2ч

Обобщение знаний.

Закрепление знаний.

Музыкальный центр


Иллюстрации, плакаты.

Карточки, ребусы, кроссворды

Викторина, игра


Игра

Май2ч+2ч


Итоговая диагностика учащихся.

Итоговая аттестация учащихся

Музыкальный центр

Тесты


Тесты

Тестирование


Тестирование




































Требования к уровню образованности обучающихся

в результате реализации программы

1 год обучения

Знание:

  • Лес – наше богатство. Дать понятие, что лес – богатство родного края. Хозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и художников.

  • Разнообразие пород деревьев, их сходство и различия.

  • . Значение леса для жизнедеятельности человека.

  • Правила поведения в природе.

  • Терминология.

  • Простые методики исследования.

Умение:

  • Работать с литературой.

  • Проводить сравнительные характеристики разных пород деревьев и кустарников.

  • . Умение самим собирать семена и выращивать сеянцы деревьев и кустарников.

  • Правильно оформлять практические и исследовательские работы.

  • Применять на практике простые методики исследования.

Освоение:

  • Вести записи наблюдений и исследований.

  • Представлять свои достижения.


Проявление:

  • Деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, активность.

  • Познавательных и творческих способностей.

  • Соответствующего поведения и деятельности в обществе.

  • Сенсорных восприятий, двигательной и мотивационной деятельности.


2 год обучения

Знание:

  • Виды животных и растений, обитающих в водной среде.

  • Особенности образа жизни животных, обитающих в водной среде.

  • Значение для жизнедеятельности человека.

  • Терминология.

  • Экологическое значение животных.

  • Методики исследования.

Умение:

  • Проводить сравнительные характеристики водных и наземных животных.

  • Правильно оформлять практические работы и исследовательские проекты.

  • Применять на практике более сложные методики исследования.

Освоение:

  • Вести записи наблюдений и исследований.

  • Представлять свои достижения.

Проявление:

  • Деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, активность; интеллекта, воли.

  • Познавательных и творческих способностей.

  • Активной жизненной позиции по охране окружающей среды.

  • Соответствующего поведения и деятельности в обществе.

  • Сенсорных восприятий, двигательной и мотивационной деятельности.


Планируемые результаты

К концу обучения учащиеся должны показать следующие результаты

 Личностные результаты:

Обучающийся должен:

  • проявлять интерес к познанию мира природы.

  • уметь оценивать свои и чужие поступки

  • уметь оценивать собственную деятельность: достижения, успехи, самостоятельность, инициативность

  • выражать положительное отношение к процессу познания: желание больше узнать.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебной литературе

  • ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, памятках

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по алгоритму.

  • наблюдать и самостоятельно делать простейшие выводы.

  • выполнять задания по аналогии, по образцу

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место

  • определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

  • определять план выполнения заданий на занятиях под руководством педагога.

  • следовать инструкциям педагога при выполнении заданий

  • корректировать выполнение задания.

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения 

  • вступать в диалог с педагогом и товарищами

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе

  • слушать, слышать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения

 





Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график (приложение)

2.2. Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение:

Кабинет «Экология» специально предназначен для детей с ограниченными возможностями: пол покрыт нескользящей кафельной плиткой. Шкафы с безопасными дверцами без стекол и зеркал. Кабинет полностью оборудован специальной мебелью для детей с ОВЗ: столы с двигающейся столешницей, стулья, регулируемые под рост ребенка.

Три выставочных зала расположены на 1 этаже эколого – биологического Центра: «Птичник», «Террариум», «Аквариум» достаточно оснащенных разными видами животных:

• Выставочный зал «Птичник» - 24 вида птиц (попугаи, горлицы, канарейки, петух, утка.)

• Выставочный зал «Террариум» - 30 видов млекопитающих, рептилий (еж обыкновенный, мыши, кролики, крысы, морская свинка, хомяки, черепахи).

• Выставочный зал «Аквариум» - 78 наименований рыб

Информационное обеспечение - технические средства, используемые на занятиях:

• Планшеты

• Проектор

• Компьютер

• Интерактивная доска

• Музыкальный центр

• Фотоаппарат

Кадровое обеспечение – в реализации программы заняты педагоги дополнительного образования с высшим образованием. Высшей и первой категории. Педагоги, прошедшие повышение квалификации по теме: «Разработка адаптированной. Основной, образовательной программы в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ».


2.3. Формы аттестации

Система текущего и итогового контроля 1 и 2 г.о.

Форма текущего контроля: карточки, кроссворды, ребусы, практическая работа, самостоятельная работа, опрос, беседа, семинар.

Форма итогового контроля: тест, игра, исследовательский проект.

Теоретическая проверка знаний учащихся проводится в виде аттестации, диагностики методом тестирования. По окончании учебного года – промежуточная аттестация, в конце реализации программы – итоговая аттестация. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг личностного развития учащегося проводится в конце реализации программы. Итоговые занятия проводятся разными способами: творческий отчёт, выставка, конкурс, конференция, акция и т.д.



 



 2.4. Оценочные материалы

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы «Мир природы»

Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I. Организационно - волевые качества:

1.1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

  • терпения хватает,

  • терпения хватает, чем на 1/2 занятия

  • терпения хватает на все занятие

1

5

10

тест

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • волевые усилия ребенка побуждаются извне

  • иногда – самим ребенком

  • всегда – самим ребенком

1

5

10

тест

1.3.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

  • периодически контролирует себя сам

  • постоянно контролирует себя сам

1



5



10

тест

II. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка





2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям


Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

  • завышенная

  • заниженная

  • нормальная

  • интерес к занятиям продиктован ребенку извне

  • интерес периодически поддерживается самим ребенком

  • интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1
5
10

1



5

10


тест

III. Поведенческие качества:

3.1.Конфликтность
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

  • периодически провоцирует конфликты

  • сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

  • пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0

5





10

тест

3.2.Тип сотрудничества
(отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

  • избегает участия в общих делах

  • участвует при побуждении извне

  • инициативен в общих делах

0

5

10

тест










Оценочно-результативная таблица 1 г.о.

№ п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводные занятия

Опрос

Тест

2.

Введение

Опрос

Беседа

Тест

Игра

3.

Растительный мир Томской области

Карточки Кроссворды

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тест

Игра

4.

Охрана природы Экологические проблемы

Карточки Кроссворды

Практическая работа

Тест

Игра

5.

Знакомые незнакомцы

Карточки Кроссворды

Практическая работа

работа

Тесты

Игра

6.

Зелёная аптека

Карточки

Кроссворды

Тест

Игра

7.

Зелёная грядка

Карточки Кроссворды

Самостоятельная работа

Практика

8.

Витамины на подоконнике

Карточки Кроссворды

Самостоятельная работа

Практика

1 год обучения

Должны знать: Растительный мир Томской области. Правила поведения в природе. Значение растений для жизнедеятельности человека. Терминологию. Простые методики исследования.

Должны уметь: Работать с литературой. Проводить сравнительные характеристики различных растений. Отличать водных от наземных растений. Правильно оформлять практические и исследовательские работы. Применять на практике простые методики исследования.

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

• словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж, рассказ;

• наглядные методы: использование дидактического, раздаточного материала; презентация исследовательских работ; демонстрация фото и видеоматериала;

• аналитические методы: наблюдение, исследование, сравнение, тестирование.

• практические методы: выставки, конференции, акции, экологические и развивающие игры, экскурсии, просмотр видеофильмов.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально – групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия – акция, беседа, выставка, защита проектов, игра, исследование, концерт, конкурс, конференция, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, ярмарка.

Педагогические технологии

-технология игровой деятельности,

-технология коллективной творческой деятельности,

-технология развития мышления, памяти через наблюдения, тренингов, викторин и т.д.

Алгоритм учебного занятия

Краткое описание структуры занятия и его этапов 1 г.о.

Вводное занятие

На вводном занятии проводится инструктаж по ТБ и ПБ, знакомство с учебной программой: сообщается учащимся краткое сведение о содержании программы, основные задачи. Знакомство с кабинетом экологии, знакомство с выставочными залами. Знакомство учащихся в коллективе.

Введение.

Вводное тестирование. Игровое занятие для выяснения уровня знаний учащихся. Основные термины. Природоохранная деятельность. Культурные растения. Грядка на подоконнике.

Растительный мир Томской области

Разнообразие растительного мира Томской области. Водные и наземные растения. Смешанные леса. Лиственные породы деревьев. Редкие исчезающие растения нашего края. Экскурсия в дендрарий

4. Охрана природы. Экологические проблемы.

Участие в акциях Центра. Изготовление агитационных плакатов. Времена года Сезонные изменения в природе. Правила поведения в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями природы.

5. Знакомые незнакомцы.

Дикие животные, обитающие в лесах Томской области. Образ жизни, значение для жизнедеятельности человека.

6. Зелёная аптека

Лекарственные растения леса Игра «Лесной доктор», лекарственные растения луга и поля.

Правила сбора лекарственных растений.

7. Зелёная грядка.

Знакомство с овощными культурами произрастающих в нашем регионе

Овощи. Отбор семян для посадки. Посев.

8. Витамины на подоконнике

  • Выращивание лука на зелень. Посадка, наблюдение и уход.

  • Выращивание чеснока на зелень. Посадка, наблюдение и уход.

  • Экскурсия на территорию отдела растениеводства

9. Исследовательская деятельность.

10.Семинары по оформлению исследовательских проектов

Краткое описание структуры занятия и его этапов 2 г.о.

1.Вводное занятие.

2.Знакомство с программой, инструктаж

Введение.

3.Земноводные Томской области.

4.Сибирский углозуб. Обитание. Образ жизни

5.Обыкновенный тритон. Обитание. Образ жизни. Экскурсия в выставочный зал рыб.

6.Сибирская остромордая лягушка. Обитание. Образ жизни

7.Серая жаба.

8.Обитание. Образ жизни.

9.Озёрная лягушка. Обитание. Образ жизни.

10.Земноводные Томской области, занесённые в красную книгу.

Рыбы Томской области.

11.Щука. Образ жизни, особенности.

12.Окунь. Образ жизни, особенности.

13.Ёрш. Образ жизни, особенности.

14.Карась. Образ жизни, особенности.

15.Налим. Образ жизни, особенности.

16.Язь. Образ жизни, особенности.

17.Елец. Образ жизни, особенности.

18.Рыбы Томской области, занесённые в красную книгу.

Водоплавающие птицы Томской области.

19.Подсемейство гусиные.

20. Гуменник. Образ жизни, особенности.

21 Серый гусь. Образ жизни, особенности.

22.Краснозобая казарка. Образ жизни, особенности.

Подсемейство Лебединые.

23.Лебедь-кликун. Образ жизни, особенности.

24.Экологическая акция «Поможем зимующим птицам

25.Коллективная работа создание плаката «Водоплавающие птицы»

Подсемейство речные утки.

26.Чирок-свистунок.

27.Широконоска Особенности. образ жизни.

28.Свиязь.

29.Чирок- трескунок Особенности образ жизни.

30.Кряква Особенности образ жизни

Подсемейство Нырковые утки. Особенности образ жизни

31.Красноголовый нырок или Красноголовая чернеть Особенности образ жизни

32.Гоголь Особенности образ жизни.

33.Турпан Особенности образ жизни.

34.Хохлатая чернеть Особенности образ жизни.

Млекопитающие рек и озёр Томской области.

1.Речной бобр. Места обитания. Образ жизни.

2.Ондатра. Места обитания. Образ жизни.

3.Водяная полевка. Места обитания. Образ жизни.

4.Охрана водных ресурсов.

5.Река Обь

6.Река Томь. Значение рек для человека

7.Река Чулым Значение рек для человека.

8.Река Васюган. Значение рек для человека.




Дидактические материалы

Реализовать программный материал помогает использование вариативного дидактического материала, научной, художественной и методической литературы. На занятиях используется занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, пазлы, настольные игры, карточки, лото, загадки, стихи, которые развивают память, мышление. На всех занятиях применяются слайдовые и игровые презентации по темам занятий.

Перечень дидактического материала

1. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады, сказки, стихи

2. Настольные игры: «Лото», «Панно».

3. Трафареты, карточки, тесты.

4. Демонстрационный материал (диски – энциклопедии, плакаты, таблицы, картинки, видеофильмы).

5. Книжка – игрушка «Озеро» с многоразовыми наклейками с изображением рыб и животных.

6. Раскраски – аппликации «На ферме», «Мой аквариум».

7. Муляжи (животные, рыбы, растения).

8. Магниты с изображением животных.

9. Открытки: «Наши верные друзья», «Животные тайги», «Наш друг лес».

10. Картинки с изображением растений (20 штук).

11. Книжка – пазл «Все о растениях» (5 пазлов из 48 элементов) на одной стороне книги - пазлы, на другой стороне информация о животных.

12. Книжка – пазл «Все о луговых растениях» (5 пазлов из 48 элементов) на одной стороне книги - пазлы, на другой стороне информация.

13. Рефераты о домашних животных.

14. Разработки занятий, конкурсов, выставок, игр.

15. Рекомендации по проведению практических работ.

16. Инструкции по технике безопасности (правила общения с животными).

17. Памятки по уходу и кормлению животных.

18. Комплект развивающих игр на картоне «Водоплавающие птицы» 16 листов.

19. Методичка «Водоплавающие птицы» к комплекту развивающих игр на картоне, (зрительные ориентиры, предметные картинки, Чьё перо? дидактический цветок, четвертый лишний, силуэты, пересеченные контуры, кто что дает?).

20. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши» 16 карточек с изображением домашних животных и информацией о них на обратной стороне.

21. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Лечебные травы» 24 карточки.

22. Демонстрационный материал «Уроки экологии» 16 картинок + 8 схем (беседы по картинкам, на обороте каждой картинки: проблемные вопросы, творческие задания, игровые упражнения, загадки, приметы, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, обсуждение ситуаций, добрые поступки).

23. Демонстрационный материал «Культурные растения» 28 предметных рисунков с изображением растений.

24. Тематический словарь в картинках Мир растений 8 крупных иллюстраций и задания к ним.

• Литература для педагога – 43 экземпляра (книги, энциклопедии, пособия); газета: «Первое сентября»; журналы: «Начальная школа», «Внешкольник».

• Литература для обучающихся – 17 экземпляров (книги, энциклопедии, пособия).

• Литература для педагога, обучающихся и родителей - журналы: «Звери» (домашние животные от А до Я), «В мире животных», «Юный натуралист», «Аквариум».

Дидактическое оснащение программы "Домашние питомцы"

Звери: лиса, волк, , мыши, лиса, медведь, куницы, зайцы.

25. Видеофильмы: "Собаки Динго», «Грызуны и зайцы", "Отряд грызуны», «Кошки - ласковые тигры», «Медведи»".

26. Живые объекты: морские свинки, крысы, шахматные мыши, иглистые мыши, хомяки сирийские, хомяки, песчанки, черепахи.

27. Плакаты: «Дикие животные», "Питание диких животных"

28. Иллюстрации: волки, мыши, крысы, лисы, медведи, куницы, различные виды млекопитающих.

Комнатные птицы.

29. Живые объекты: волнистые попугайчики, неразлучники, ожереловые попугаи, канарейки, амадины, певчие попугаи, нимфа - корелла, горлицы, игуана, шиншиллы, кролики, сова, белки.

30. Сухой препарат: крылья и хвосты птиц, перья птиц.

31. Микропрепараты: перо птицы.

32. Плакаты: "Птицы "

5. Иллюстрации: глухарь, тетерев, куропатка и другие дикие птицы.

6. Видеофильмы: «Птицы», « Млекопитающие» .

Аквариумные рыбки.

1. Видеофильмы: «Подводный мир", "Видеокурс по зоологии".

2. Живые объекты: коллекция рыб выставочного аквариумного зала (78 видов).

3. Плакаты: «Домашний аквариум», «Аквариумные рыбки».

4. Иллюстрации: живородящие рыбки, лабиринтовые, цихлиды, харациновые, золотая рыбка и ее разновидности, сомик, расбора, данио, тернеция.





Оборудование для детей с ОВЗ:

• линза Френкеля – 5;

• очки – лупа – 4;

• документ – камера – 1;

• портативная система для слабослышащих – 1;

• лупа – лампа – 4;

• лупа линейная – настольная – 4;

• комплект лабиринтов для развития моторики – 1;

• ходунки – 1;

• кресло – коляска инвалидное – 1;

• подъемник под инвалидное кресло для лестничных проемов мобильный – 1;

• стол для рисования песком с подсветкой – 7;

• стол для аква анимации – 2;

• пособие для незрячих – 3;

• Игра "Веселая рыбалка". Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей

• Игрушка "Грибная полянка". Развивающая игрушка предназначена для слабовидящих детей

• Игра развивающая "Домашние животные". Электронный звуковой плакат

• Игра развивающая "Подводный мир". Электронный звуковой плакат

• Игра развивающая "Весёлый зоопарк". Развивающее пособие

• Игра "Живая география". Электронный звуковой плакат

• Пособие "Морские обитатели". Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей

• Пособие "Осень". Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей

• Пособие "Насекомые". Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей

• Пособие "Домашние птицы". Пособие для слабовидящих детей

• Пособие "Лесные птицы". Пособие для слабовидящих детей

• Пособие для незрячих – В мире растений – сад и огород

• Пособие для незрячих – Городской транспорт

• Пособие для незрячих – Дикие млекопитающие

• Пособие для незрячих Домашние животные. Данное пособие представляет собой рельефное изображение домашних животных и их описание

• Комплект лабиринтов для развития моторики (4 шт.)

• Комплект оборудования для песочной терапии

• Линза Френеля. Лупа-линейка с красной направляющей линией. Лупа-лампа настольная, с подсветкой. Лупа-очки для просмотра зрелищных мероприятий

Планшеты (2 шт.)











Список литературы


Литература для педагога


1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» - г. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

2. Альфред Брем «Жизнь животных», Млекопитающие (домашние собаки) – Ленинградское издательство, 2008 г.

3. Альфред Брем «Жизнь животных», Наши любимцы – домашние животные и птицы – Ленинградское издательство, 2008 г.

4. Альфред Брем «Жизнь животных», Птицы (попугаи)– Ленинградское издательство, 2008 г.

5. Анашкин Е. Н. "Кроссворды для школьников". Биология. - Ярославль: "Академия развития": 1997- 128с.

6. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о домашних животных". - Ярославль: Академия развития, 1997 - 208с.

7. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о птицах". - Ярославль: Академия развития: 1998- 240с.

8. Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е.В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с.

9. Букатов В.М., Ершова А.П."Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения": Книга для учителя. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002 - 224с.

10. В.Г. Гусев «Живой уголок», г. Москва, «Лесная промышленность», 1985 г.

11. Глиер К.Б. сборник по собаководству «Твой друг», г. Москва, Издательство ДОСААФ, 1973 г.

12. Гусев В.Г., «Наши питомцы», г. Москва, издательство «Лесная промышленность», 1987 г.

13. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 344с.

14. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Домашние животные» - СП «ЮНИСАМ», 1993 г.

15. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов" - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 - 224с.

16. Ерастов Г.М., Юкова Г.С. перевод с английского «Азбука животновода» - г. Москва, 1970 г.

17. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.

18. Иванов А.Н. «Кошкин дом» Полезные советы любителям кошек, г. Екатеринбург,1991 г.

19. Касаткина Н.А. "Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы", - Волгоград: "Учитель": 2004 - 160с.

20. Коган М.С. "С игрой круглый год в школе и на каникулах". - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во: 2004 - 151с.

21. Конрад Лоренц, «Человек находит друга», г. Новосибирск, «Наука», 1991 г.

22. Кривопишин И.П., Чернов К.П. «Домашнее птицеводство» - г.Москва, 1991 г.

23. Кугач А.Н., Турыгина С.В. "Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы". - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 - 192с.

24. Кузнецова Э.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии". К.: ГИППВ: 1998 - 240с.

25. Курило Н.В. «Домашняя ферма» - г. Петрозаводск «Карелия», 1993 г.

26. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ООО Изд. "АСТ": 2002 - 542с.

27. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996 - 544с.

28. Мазнин И.А. "500 загадок для детей". - М.: ТЦ Сфера: 2002 - 128с.

29. Мак - Фарленд Д. «Поведение животных: Психология, этология и эволюция»: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988 – 520с.

30. Максимов А.П. «Практические советы кролиководам – любителям» - Издательство Правления общества «Знание», г. Москва, 1993 г.

31. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с.

32. Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988. - 184с.

33. Михайлова М.А. "Детские праздники. Игры, фокусы, забавы". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: " Академия развития"1997 - 240с.

34. Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003 - 160с.

35. Остапенко В.А., «Канарейки», г. Москва, «Эра», 1991 г.

36. Псалмов М.Г. «Книга собаковода», г Москва «Колос», 1994 г.

37. Рогожкина Л.Г., Рогожкин А.Г.Рогожкин Д.А. «Домашние животные» малая энциклопедия, часть 1, часть 2, Карелия А.О. «РУДИ - БАРС», 1994 г.

38. Тинберген Н. «поведение животных». – М.: Изд. «МИР», 1969 – 191с.

39. Филиппов Ю.И., «Домашние кошки», г. Москва, Росагропромиздат, 1991 г.

40. Хэрриот Джеймс «О всех созданиях - прекрасных и удивительных» - Издательство «Мир», г. Москва, 1987 г.

41. Шабаршов И.,Исаченко Л. «Книга юного натуралиста» - Издательство «Молодая гвардия», 1989 г. – с. 103.

42. Шорина С.В. "Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики". Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005- 190 с.

43. "Экологический мониторинг": М 1996-90 с.