муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Быстрянская средняя образовательная школа № 15
«Согласовано» заместитель директора по УВР ______________Н.В.Коптева Протокол от «____» _______ 2022 г. № ____ | «Утверждаю» директор МБОУ Быстрянская СОШ №15 _____________В.В.Кулешова. Приказ от «____» ____________ 2022г.№ _________ |
Адаптированная образовательная программа коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические занятия)»
(индивидуальные занятия)
для обучающихся 3 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: учитель-логопед
Н.В.Даниленко
д.Быстрая
2022
Пояснительная записка
Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее Фз-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО). Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учетом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой.
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
низкий уровень познавательной активности,
недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Специфика программы заключается в ее тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В связи со сложной структурой речевого дефекта у учащихся с ЗПР в основном наблюдается сложная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому данная программа предусматривает логопедическое воздействие не только на один изолированный дефект, а на всю речевую систему в целом.
Адресат данной программы: Ф.И.О.
Дата рождения –
Выписка из заключения ПМПК (протокол…..): Рекомендуется обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2
Рекомендации по организации психолого-медико-педагогической помощи: Учитель-логопед: коррекционно-логопедическая работа по формированию всех средств языкового компонента.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся с ЗПР.
Задачи программы:
создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику
-развивать пространственно-временные представления
-развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления
-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем
-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки
-развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста
-уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов по заданным лексическим темам и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения
-формировать и развивать связную выразительную речь
-развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения
- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,
-формировать, развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма
-совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма
- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
Принцип гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
Принцип системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
Принцип деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
Принцип системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Содержание программы
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются индивидуальные занятия. На занятия отводится, как правило, 30-40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи.Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий, количество часов для повторения примерные и могут варьироваться зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру логопедического занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
-упражнения по коррекции дисграфии
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Способы контроля усвоения программы:
наблюдение
проведение самостоятельных работ
списывание
диктант
проведение тестовых работ
Диагностика проводится 2 раза в год. Вводная диагностика осуществляется с 1 по 15 сентября, итоговая диагностика проводится с 15 по 30 мая.
Перед началом логопедической работы организуется входящая диагностика. Результаты обследования фиксируются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:
Основные направления работы:
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания
наблюдательности (особенно к языковым явлениям)
способности к запоминанию
способности к переключению
навыков и приемов самоконтроля
познавательной активности
произвольности общения и поведения
Формирование полноценных учебных умений:
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- развитие умения осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным)
-развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
-уточнение значения слов и обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения
-развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры
-учить различать и использовать в речевых конструкциях обобщающие слова, синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
-формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом
-учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений
-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам
-учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
Предметные результаты:
-у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие
-ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать)
-у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо
-у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
-у ребёнка формируются умения:
образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;
вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
1. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов.
2. Подбирать к слову родственные слова.
3.Владеть навыками словообразования и словоизменения.
4.Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи.
5.Различать корень, суффикс, приставку. Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
6. Дифференцировать предлоги и приставки.
7.Уметь находить с помощью логопеда главные и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.
8.Согласовывать слова в числе, роде, падеже.
9. Составлять распространенные предложения.
10.Определять тему текста, последовательность и связность предложений в тексте, делить на смысловые части, согласовывать слова, пересказывать.
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.
Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотекова
Литература
1. Логопедия под ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989.
2.Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы логопедии.- М.:
“ Просвещение”, 1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-
М.: “ Владос”, 1998.
5.Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
7.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 1999.
8. И.Лопухина.Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
9. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
10.З.А. Репина,В. И.Буйко. Уроки логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
13. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: “ Владос” 1999.
М.: “ Просвещение”, 1988.
16. Логопедическая гимнастика. Санкт-Петербург “ Детство”, 1999 .
17. Т.А. Куликовская. Мастерская букв.- М.: “ Гном-пресс”, 1997.
18.Л.М.Козырева. Как образуются слова. «Академия развития» 2001.
19. Л.М.Козырева. Путешествие в страну падежей. «Академия развития» 2001.
20. Л.М.Козырева. Секреты прилагательных и тайны глаголов. «Академия развития» 2001.
Календарно тематическое планирование
3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 2.09 | |
2 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 5.09 | |
3 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 7.09 | |
4 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 12.09 | |
5 | Текст. | 1 | 14.09 | |
6 | Предложение. Виды предложений по интонации | 1 | 19.09 | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 21.09 | |
8 | Слово. Слог. Типы слогов. | 1 | 26.09 | |
9 | Слоговой анализ и синтез. | 1 | 28.09 | |
10 | Звуки речи и буквы. | 1 | 3.10 | |
11 | Звуковой анализ и синтез слов. | 1 | 5.10 | |
12 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. | 1 | 10.10 | |
13 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. | 1 | 12.10 | |
14 | Разделительный мягкий знак. | 1 | 17.10 | |
15 | Сравнение по смыслу и произношению. | 1 | 19.10 | |
16 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «И»-«Ы». | 1 | 24.10 | |
17 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «А»-«Я», | 1 | 26.10 | |
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «У»-«Ю», | 1 | 7.11 | |
19 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «О»-«Ё», | 1 | 9.11 | |
20 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «Е»-«Э». | 1 | 14.11 | |
21 | Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | 16.11 | |
22 | Однокоренные слова, не являющиеся родственными. | 1 | 21.11 | |
23 | Сложные слова. | 1 | 23.11 | |
24 | Состав слова. Суффиксы со значением величины предмета. | 1 | 28.11 | |
25 | Состав слова. Суффиксы со значением величины предмета. | 1 | 30.11 | |
26 | Состав слова. Суффиксы со значением величины предмета. | 1 | 5.12 | |
27 | Суффиксы профессий. | 1 | 7.12 | |
28 | Приставка. Образование слов с помощью приставок. | 1 | 12.12 | |
29 | Приставка. Образование слов с помощью приставок. | 1 | 14.12 | |
30 | Окончание. Формы слова. | 1 | 19.12 | |
31 | Распространение предложений в тексте. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. | 1 | 21.12 | |
32 | Деформированные предложения. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. | 1 | 26.12 | |
33 | Деформированные предложения. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. | 1 | 28.12 | |
34 | Изложение (с использованием плана). | 1 | 9.01 | |
35 | Изложение (с использованием плана). | 1 | 11.01 | |
36 | Изложение (с использованием плана). | 1 | 16.01 | |
37 | Изложение (с использованием плана). | 1 | 18.01 | |
38 | Сочинение (с использованием серии сюжетных картин). | 1 | 23.01 | |
39 | Сочинение (с использованием серии сюжетных картин). | 1 | 25.01 | |
40 | Сочинение (с использованием серии сюжетных картин). | 1 | 30.01 | |
41 | Сочинение по готовому плану и наглядному материалу. | 1 | 1.02 | |
42 | Сочинение по готовому плану и наглядному материалу. | 1 | 6.02 | |
43 | Сочинение по готовому плану и наглядному материалу. | 1 | 8.02 | |
44 | Приставки и предлоги. | 1 | 13.02 | |
45 | Приставки и предлоги. | 1 | 15.02 | |
46 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок. | 1 | 20.02 | |
47 | Слитное написание слов с приставками. | 1 | 22.02 | |
48 | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 | 27.02 | |
49 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | 1.03 | |
50 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | 6.03 | |
51 | «Не» с глаголами. | 1 | 13.03 | |
52 | Ударение. | 1 | 15.03 | |
53 | Ударение. | 1 | 20.03 | |
54 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 22.03 | |
55 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 3.04 | |
56 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 5.04 | |
57 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 10.04 | |
58 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 12.04 | |
59 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | 17.04 | |
60 | Согласование. | 1 | 19.04 | |
61 | Согласование. | 1 | 24.04 | |
62 | Согласование. | 1 | 26.04 | |
63 | Управление. | 1 | 3.05 | |
64 | Управление. | 1 | 8.05 | |
65 | Управление. | 1 | 15.05 | |
66 | Повторение. | 1 | 17.05 | |
67 | Диагностика. | 1 | 22.05 | |
68 | Диагностика. | 1 | 24.05 | |