СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Афазия-формы , причины возникновения, механизм возникновения, симптоматика, направления логопедической работы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Афазия -что это такое.Формы ,причины возникновения,симптоматика,направления логопедической работы.

Просмотр содержимого документа
«Афазия-формы , причины возникновения, механизм возникновения, симптоматика, направления логопедической работы.»

Афазия-формы , причины возникновения, механизм возникновения, симптоматика, направления логопедической работы.

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение

Афазия - отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи( с нарушением восприятия речи при сохранном слухе),в следствии органических поражений речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей ,инсультов, воспалительных процессов, нейродегенеративные процессы: болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика.


2.

Виды (формы)

 Согласно А.Р.Лурия существуют следующие формы афазий:

1. Афферентная моторная афазия

2. Эфферентная моторная афазия

3. Динамическая афазия

4. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия

5. Акустико-мнестическая афазия

6. Семантическая афазия

3.

Причины возникновения

 Афферентная моторная афазия

Причина: поражение теменной доли нижних отделов постцентральной зоны мозга.

Эфферентная моторная афазия

Причина: Поражение нижних отделов премоторной зоны.

Динамическая афазия

Причина: Поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенного кпереди от «зоны Брока».

Сенсорная (акустико-гностическая )афазия

Причина: поражение верхневисочных отделов зоны Вернике.

Акустико-мнестическая афазия

Причина: очаг поражения расположен в средних и задних отделах височной области.

Семантическая афазия

Причина: поражение теменно-затылочных областей левого доминантного полушария


4.

Механизм возникновения

 Афферентная моторная афазия

  1. Нарушение центральной регуляции речедвигательного аппарата.

  2. Поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины .

  3. Речевая апраксия-утрата двигательного артикуляционного навыка, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией.

Эфферентная моторная афазия

  1. Нарушение двигательного звена речи

  2. Нарушении кинетической программы реализации высказывания.

-затруднении перехода между артикуляционными позами,

-инертности речевых процессов,

-наличии персевераций, повторов

- вторичное расстройство письменной речи.

Динамическая афазия

  1. Нарушение развертывания внутренней программы высказывания,

  2. Нарушение грамматического конструирования , что проявляется расстройством речевой предикативности.

  3. Утрата грамматической схемы предложения, согласованности его членов, отсутствие сказуемого.

  4. Потеря способности создавать внутренний план высказывания , что ведет к к резкому снижению спонтанной речевой продукции вплоть до её полного отсутствия.

  5. При обширном поражении может сочетаться с идеаторной апраксией, акалькулией вследствие дезорганизации последовательности счетных операций.

  6. Нарушение формирования намерений, отсутствие мотивации ,изменение эмоционально-личностной сферы.

Сенсорная (акустико-гностическая )афазия



  1. Нарушение процесса оценки и синтеза поступающей речевой информации.

  2. Нарушение фонематического восприятия-способности различать и узнавать фонемы (звуковые единицы) приводит к :

-затруднению дифференциации схожих по звучанию фонем, в тяжелых случаях родной язык воспринимается больным как незнакомый набор звуков.

-отсутствие слухового контроля собственной речи, что приводит к множественным парафазиям, повторам, аграмматизмам в речи пациента.

3. Речь утрачивает смысл, имеет вид «речевого салата» (на начальном этапе) , далее в экспрессивной речи появляется характерный дефект логорея с многочисленными аграмматизмами, повторениями, употреблением большого количества предлогов.

4. При поражении височных долей обоих полушарий приводит к тотальной акустической агнозии, которая приводит к невозможности узнавания не только речевой информации , но и неречевых звуков : шелеста бумаги, звонка, капающей воды.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Потеря способности к удержанию в памяти воспринятой на слух информации ,проявляется слабость акустических следов.

  2. Сужение объема запоминания.

  3. Трудности понимания развернутых текстов ,требующих участия слухо -речевой памяти.

  4. Словарный дефицит.

  5. Обеднение ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста.

  6. Недостаточность остаточных зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия

  1. Расстройство пространственного гнозиса, способности к симультанному синтезу.

  2. Неспособность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи.( импрессивный аграмматизм)

  3. Основную трудность представляет выделение грамматических элементов слов . которые связывают слова в логико- грамматическую конструкцию, из текста и понимание их смысловой роли ,особенно пространственной (пространственные предлоги ,наречия и т.д.))


5.

Симптоматика

Афферентная моторная афазия.

Оральная апраксия: больной не может выполнить те или иные действия языком по заданию, но легко выполняет непроизвольно эти же действия.

Артикуляционная апраксия : распад отдельных артикуляционных поз-артикулем.

В устной речи:

1. отсутствие артикулированной речи.

2. искажённое воспроизведение поз.

3. поиск артикулем (Делая попытку, больной совершает беспорядочные движения языком)

расстройство пространственного синтеза обеспечивающих артикуляцию движений.

-использование для коммуникации речевых эмболов -короткие слова ,отдельные слоги ,имеющие эмоциональную окраску.

4.смешение фонем сходных по артикулированию. (Расстройство кинестетического анализа силы соприкосновения направления движения артикуляционных органов обуславливает смешение звуков м-п-б, о-у-, н-д-т и прочих)

6. Клишеобразность ситуативных высказываний при выраженных нарушениях произвольных видов речи. Встречается при левостороннем (реже правостороннем) поражении теменного полушария у амбидекстров и больных со скрытым левшеством.

7.Наряду с речевой апраксией нарушено конструктивно-пространственное-восприятие -пациенты не могут расположить по инструкции три предмета ,дезориентированы в географической карте и т.п.

Эфферентная моторная афазия

  1. Затруднение перехода от одной артикуляционной позы к другой, что у больного проявляется в непроизвольных повторах слов, фраз, отдельных слогов, в перестановках, персеверациях (навязчивых повторениях отдельных слов, фраз)

  2. Распад навыка составления программы звуко -буквенного состава слова становится причиной нарушения письма (дисграфии), чтения (дислексии).

  3. Инертность распространяется на все речевые процессы, что приводит к потере «чувства языка»-плохому пониманию переносного значения и скрытого смыслового значения.

  4. Вторично: нарушается слухоречевая память.

Динамическая афазия

Основным симптомом является трудность формирования активного высказывания:

1.Больной не задает вопросов, не обращается с просьбами. Речевая активность требует стимуляции извне.

2.Призносятся отдельные несвязные фрагменты, основные звенья высказывания отсутствуют.

3. Мало глаголов, предлогов, местоимений, существительные употребляются в именительном падеже.

В тяжелой степени динамической афазии больной молчит, но может наблюдаться эхолалия и эхопраксия. Вследствие быстрого истощения внимания отмечается расстройство понимания обращенной речи, особенно длинных сложных фраз.

Тяжелая динамическая афазия :

-апраксией,

-элементами «лобной психики» : потерей интереса к окружающему, апатией, депрессией, заторможенностью, полным отсутствием мотивации.

Двигательные расстройства выражены минимально.

- наблюдается стереотипность высказываний,

- общее обеднение фраз,

-употребление закрепленных ранее бытовых и профессиональных оборотов,-

- нарушение согласования слов в предложении.

-трудность в конструировании сложных фраз.

Артикуляция произношение отдельных звуков полностью сохранны. Эмоциональная окраска, выразительность высказывания снижены.

В зависимости от тяжести поражения диалоговая речь сводится к односложным коротким ответам или более развернутым, но стереотипным высказываниям.

Иногда ответ больного может повторять вопрос: «Вы вчера чем занимались?» Ответ больного: «Вы вчера чем занимались.»

Затруднены или полностью недоступны пересказ текста, рассказ по сюжетной картинке. У некоторых пациентов наблюдается псевдомнестические сложности названия предметов ,вспоминания географических названий, которые деблокируются подсказкой первого слога.

Письменная речь в основном сохранна. дисграфия наблюдается при написании длинных предложений под диктовку или попытках создания текста собственного сочинения.

Дислексия обусловлена невнимательностью, выражается пропуском слов, словосочетаний, плохим пониманием прочитанного.

Возможна акалькулия, выражающаяся в затруднении определения последовательности выполнения арифметических операций. Доступными остаются последовательный счет , решение элементарных примеров.

Акустико-гностическая афазия

  1. На начальном этапе (после инсульта или ЧМТ):тотальная потеря способности понимать обращенную речь, она воспринимается как непонятный звуковой набор, иногда не осознают собственный речевой дефект.

  2. Психомоторное возбуждение, логорея.

В зависимости от тяжести поражения :

При частичной акустико-гностической афазии: проявляется одинаковым восприятием фонематически схожих слов (гвоздь-трость-кость) , различным пониманием одного слова(слова «бочка» распознается иногда и как «почка» ,в других «дочка»).

  1. Трудности идентификации лексико-семантической части слова обуславливают затрудненное определение его значения. (Услышав слово «колокольчик», пациент понимает ,что речь идет о маленьком предмете, но не определяет ,о каком именно).

Акустико-мнестическая афазия.

  1. Больные могут слышать речь и звуки, но испытывают трудности в распознавании и понимании слов, фраз, предложений.

  2. Пациенты могут иметь трудности в различении звуков речи и правильном их интерпретировании.

  3. Затруднения в обработке акустической информации, это затрудняет их способность следить за разговорами, улавливать нюансы и интонации речи, а также понимать смысл сообщений.

  4. Слабый слуховой словарь. Больные сложно запоминать на новые слова и обозначения, а также запоминать новые слова и обозначения, а также запоминать названия предметов и людей на основе слуховых характеристик.

  5. Больные испытывать трудности в общении и поддержании беседы. Они могут терять нить разговора, путаться в словах и иметь трудности в выражении своих мыслей.


Семантическая афазия

  1. Пациент отлично понимает просто построенную речь. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение.

  2. Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений-они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом.

  3. У больного нарушено понимание семантики слова: слова воспринимаются предметно, без учета грамматической формы: например, слова существительные «бег», «прыжок» пациенты относят к глаголам, а глаголы «зеленеть» , «хорошеть» относят к прилагательным.

  4. Нарушение понимания грамматической категории слова (части речи, рода, числа, падежа,) обуславливает невозможность выполнения инструкций типа «Покажите стакан карандашом», «Покажите зеркало указкой».

  5. Наблюдается зрительно-пространственная агнозия-искаженное восприятие пространственного взаимоотношения предметов.

  6. Нарушение понимание речевых конструкций с предлогами (под, над, на, в), сравнительных форм «больше», «меньше», атрибутивного родительного падежа (пальто отца, машина водителя), временных оборотов (перед выходными, после зимы).

  7. Нарушается ориентировка географических карт ,ориентировка по часам.

  8. Наблюдается пространственно-конструктивна апраксия-пациент не способен расположить предметы по инструкции «ручку слева от линейки и справа от ластика».

  9. Потеря ориентировки в числовых рядах и конструктивная апраксия делают затруднительными последовательное выполнение ряда счетных операций, развивается акалькулия.

  10. Амнестические трудности при построении высказывания, выражающиеся в затруднении поиска названия предмета или понятия. Пациенты используют синтагматический прием описания функции (« то ,чем рисуют») и ли называют категориальную принадлежность предмета («такая мебель»).

  11. Письменная речь упрощена, не содержит сложных грамматических оборотов.

  12. Чтение сохранно, но имеют сложности в пони мании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.


6.

Направления логопедической работы

 Афферентная моторная афазия..

А) Стадия грубых расстройств.

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи.

  2. Растормаживание произносительной стороны речи.

  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.

  4. Стимулирование глобального чтения и письма.

Б) Преодоление расстройств средней степени выраженности.

  1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.

  2. Восстановление и коррекция фразовой речи.

  3. Работа над семантикой слова.

  4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.

В) Стадия легких расстройств.

  1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи.

  2. Формирование развернутой, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре.

  3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.

  4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.

  5. Дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление связи «артикулема-фонема».

Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.

Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Эфферентная моторная афазия

А) Стадия грубых расстройств.

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Б) Стадия средней выраженности.

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

-выработка артикуляционных переключений в пределах слога,

-выработка артикуляционных переключений в пределах слова,

-экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове воспроизведение голосом абриса слова подбор слова с идентичной и звуко-ритмичной структурой, ритмизированное произнесение слов и фраз, с привлечением внешних опор: отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание созвучий ,в том числе и подбор рифмующихся слов .

Б) Восстановление фразовой речи.

-преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S(субъект) +Р (предикат);

S+H+O(объект) с привлечением внешних опор-фишек и их постепенным «сворачиванием»; Выделением предикативного центра фразы, экстериоризация его связей.

-преодоление аграмматизма на фронтально -грамматическом уровне:

*улавливание грамматических искажений -флективных, и т.д. с целью оживления языка,

*дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола,

*восполнение в словах пропущенных грамматических элементов,

*составление фраз по сюжетным картинкам;

*ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически;

*пересказ простого текста;

*стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

В) Стадия легких расстройств.


  1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи.

  2. Формирование развернутой, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре.

  3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.

  4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.

  5. Дальнейшее восстановление чтения и письма.

-чтение и пересказ развёрнутых текстов;

-диктанты;

-письменное изложение текстов;

-составление писем, поздравительных открыток,

-сочинения на заданную тему.

Делается акцент на:

1.Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

-дифференциация слов по длине и слоговому составу;

-выделение ударного слога

-подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

-выделение идентичных элементов в словах-слогов, морфем и , в особенности ,окончаний ( выделение их, выписывание)

2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.

3 . Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова,

  1. Восстановление навыка развернутой речи.


Динамическая афазия.


А) Стадия грубых расстройств.

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

-выполнение различных видов неречевой деятельности(рисование ,лепка и т. д.)

-ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог,

-прослушивание сюжетных текстови отваеты на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.

3. Преодоление расстройств речевого программирования.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи.

Б) Стадия расстройств средней степени выраженности.

1.Восстанвение коммуникативной фразовой речи

-конструирование простой фразы;

-Составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор;

-Составление рассказа по серии последовательных картинок;

-развернутые ответы на вопросы в диалоге;

Составление простых диалогов по типу речевых этюдоа: «В магазине» диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т. д.

2. Преодоление персевераций самостоятельном устном и письменном высказывании.

-показ предметов на картинках и в комнате, частей тела, ( в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий );

-окончание фраз различными словами;

-подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т. д.

-письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

-письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

-элементы звукобуквенного анализа состава слова,: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

-заполнение пропусков в в словах.

-письмо простых слов по памяти и под диктовку.

В) Стадия расстройств легкой степени выраженности


1.Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи :

-развернутый диалог на различные темы ;

-конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

-автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи

-накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

-чтение и пересказ текстов;

-«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;

-«речевые импровизации» на заданную тему;

-развернутые изложения текстов , сочинения;

Составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Сенсорная (акустико-гностическая )афазия

1.Стадия грубых расстройств.

1. Накопление обиходного пассивного словаря.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи

3. Подготовка к восстановлению письменной речи

II.Стадия расстройств средней степени.

  1. Восстановление фонематического слуха.

  2. Восстановление понимания значения слова.

  3. Преодоление расстройств в устной речи.

  4. Восстановление письменной речи.

III.Стадия легких расстройств.

  1. Восстановление понимания развернутой речи.

  2. Восстановление смысловой структуры слова.

  3. Коррекция устной речи.

  4. Восстановление чтения и письма.

Акустико- мнестическая афазия .

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

  1. Расширение рамок слухового восприятия .

  2. Преодоление слабости слухоречевых следов.

  3. Преодоление трудностей называния.

  4. Организм развернутого высказывания.

Семантическая афазия.

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности.

  1. Преодоление пространственной и легкой апрактоагнозии.

  2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов ,наречий, глаголов с приставками «движения»)

  3. Конструирование сложноподчиненных предложений

  4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.

  5. Работа над развернутым высказыванием.