| Тема урока | Аффиксы дательного падежа. Текст «Театры». 8 класс |
| Цели урока | - создать условия для формирования умения воспринимать тексты на слух с пониманием основного содержания, выделять главное и заданное по материалу услышанного, выполнять контрольно-проверочные задания после прослушивания, читать небольшой текст о театрах города Якутска с пониманием основного содержания; - обеспечить развитие речевой компетенции, мышления, внимания, памяти; - обеспечить воспитания у учащихся доброжелательности, толерантности. |
| Оборудование | Компьютер, карточки |
Ход урока |
1 | Оргмомент | Дорооболорун! Билигин саха тылын уруога. Уруок темата «Аффиксы дательного падежа. Текст «Театры». |
2 | Постановка целей и задач урока | |
| Подготовка к усвоению новых знаний | Фонетическая зарядка: Сѳ-бу-луу-бун, а-hыл-лы-бы-та, ос-туо-ру-йа-лар, ор-до-ро-бун, ин-тэ-риэ-hи-нэй, сыл-дьы-бып-пыт. |
3 | Первичное ознакомление темы урока | Какой падеж в русском языке имеет вопрос кому? чему? Да. Дательный падеж. В якутском языке тоже есть дательный падеж и самый употребляемый в предложении падеж. Он выражает 3 основные значения: - предмет, к которому относится или адресуется действие; - место, на которое направлено действие; - место, где совершается действие. И отвечает на вопросы: кому? Чему? Куда? Где? Дательный падеж образуется с помощью аффикса – ђа, который дает следующие варианты. | Конечный звук основы | Вид аффикса | П р и м е р ы | 1 | Широкие гласные (а,э,о,е) и дифтонги | +ђа,+ђэ,+ђо,+ђѳ | Оскуола+ђа Дьиэ+ђэ О5о+ђо Тѳбѳ+ђѳ | 2 | Узкие гласные (ы, и, у, у); Звонкие согласные й, л, р | +га,+гэ,+го,+гѳ | Уол+га Сирэй+гэ Дођор+го Кѳтѳр+гѳ | 3 | Глухие согласные (к, п, с, т) | +ка, +кэ, +ко, +кѳ | Ыскаап-ка Тиис-кэ Тэтэрээт+кэ Олоппос+ко | 4 | х | +ха,+хэ,+хо,+хѳ | Атах+ха Олох+хо | 5 | Носовые согласные (м,н, н) | +ңа,+ңэ,+ңо,+ңѳ | Аа+ңа Тиин+ңэ орон+ңо Илим+ңэ | |
| А) | Добавьте к этим словам аффиксы дательного падежа: Театр, уулусса, сыл, киинэ, куорат |
4 | Б) | Вставляем личные местоимения в дательный падеж. Но запомните! Местоимения мин, эн, кини, биhиги, эhиги, ким (кто), а также слово киhи (человек) в форме дательного падежа принимают аффикс – иэхэ: Мин+иэхэ = миэхэ Эн+иэхэ= эйиэхэ Кини+иэхэ= киниэхэ Биhиги+иэхэ= биhиэхэ Эhиги+иэхэ=эhиэхэ Ким+иэхэ=кимиэхэ Киhи+иэхэ=киhиэхэ |
| Работа с лексикой | Дети, место, где показывают спектакли, сказки, оперу, балет, как называется? Да. Театр. В нашем городе какие театры знаете? (показ слайдов) Үүнэр кѳлүѳнэ – юный зритель Сылдьарбын ( сырыт) – ходить Сылдьыбытым - ходил Кѳрбүтүм (кѳр) – смотреть Ис хоhооно – содержание Онтон да атыттар – и другие. Сѳбүлүүбүн – нравится Сѳбүлээбэппин – не нравится Этэ – было Уруhуйдуур – рисует Оонньуур – играет Туруорар - ставит |
5 | Первичная проверка понимания темы | А). Дети, теперь внимательно слушайте текст и скажете о чем этот текст. Дьокуускай куоракка элбэх театр баар: Саха Государственнай Академическай драмтеатр, Нуучча Государственнай Академическай драмтеатр, Опера уонна балет театра, онтон да атыттар. 2008 сылга Үүнэр кѳлүѳнэ театра аhыллыбыта. Онно оЎолорго аналлаах спектакллар, остуоруйалар буолаллар. Мин театрга сылдьарбын олус сѳбүлүүбун. Иллэң кэммэр А.С. Пушкин аатынан Нуучча Академическай театрыгар сылдьарбын ордоробун. Соторутаагыта «Зайка-зазнайка» диэн спектаклы кѳрбутум. Олус интэриэhинэй этэ. Киhиргэс куобах туhунан остуоруйа. Каникулга учууталбытын кытта П.А. Ойуунускай аатынан Саха драматическай театрыгар сылдьыбыппыт. Сахалыы кыратык билэр буолан, спектакл ис хоhоонун ѳйдѳѳбүппүт. Театрга сылдьар олус интэриэhинэй эбит. |
6 | Закрепление и применение знаний | А) Найди из текста слова в форме дательного падежа. Б ) Переведи. Выделенные слова в предложениях поставь в форме дательного падежа. Маша рисует в альбоме. В городе есть много театров. Дети пошли в школу. В) Рассмотри рисунок и придумай рассказ. |
| Определение типичных ошибок пробелов в знаниях и умениях, пути их устранения | Рефлексия. |
7 | Домашнее задание | Написать небольшой рассказ на тему «Театр» (5-6 предложений) |