СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Афганистан болит в моей душе…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Афган болит в моей душе..."

Номинация "Творческая мастерская"

Просмотр содержимого документа
««Афганистан болит в моей душе…»»






МКОУ Троицкая СОШ

село Троицкое Свердловской области Богдановичского района.


Номинация: творческая мастерская педагога


Название: «Афганистан болит в моей душе…»

(литературно-музыкальная композиция)


Автор:Пургина Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы.



























«Афганистан болит в моей душе…»

Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников

(9 – 11 классы)


Подготовка мероприятия:


  1. Записываем минусовые фонограммы песен И. Демарина «Афганский вальс» и И. Талькова «Я вернусь».

  2. 2. Рисуем плакат, символизирующий войну в Афганистане.

  3. Записываем музыкальные отрывки музыки востока, «Лунной сонаты» Бетховена и колокольного звона.


Содержание:


Сцена 1. (Занавес закрыт, на занавесе плакат, символизирующий войну в Афганистане. Луч прожектора направлен на плакат. Метроном отстукивает ритм, похожий на стук сердца. В микрофон ведущий за занавесом читает: )

Войны всегда приходят неожиданно. В 1987 году в Афганистане произошёл переворот, началась гражданская война. Афганские лидеры обратились к СССР за военной помощью. И в декабре 1979 года без специального объявления спецчасти КГБ захватили дворец президента Афганистана Амина. Сам Амин был убит. Началось девятилетнее кровопролитие. В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч советских солдат, 50 тысяч были ранены, более 300 тысяч пропали без вести или попали в плен. В мае 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории. Он завершился в феврале 1989 года.

Всем, выжившим и не выжившим в этой страшной войне, посвящается.


Сцена 2. (Занавес открывается, звучит восточная музыка. На сцене четверо юношей в десантной форме на фоне музыки читают:

1.Дымятся горы, песок калёный под шестьдесят,

Колонну русских в ущелье духи опять бомбят.

Горят машины, визжат осколки, как ураган,

Там реки крови, - вот что такое Афганистан.

2. Вертушки взмыли, уже стремятся в реальный ад,

Спешит на помощь своей разведке лихой десант.

И жизнь подводит свой итог:

Погиб, но честь свою сберёг,

С разведкой вместе в землю лёг десантный полк.

3. закат кровавый как избавленье на землю лёг.

И в клочья рваный в вертушки грузят десантный полк.

Пятьсот мальчишек легли, спасая чужой Шинданд.

Им жить и жить бы!.. Вот что такое Афганистан.

  1. На минном поле два бэтээра в огне горят,

А надо было пакет доставить в Джал-Алабад.

Шестнадцать лучших живьём сгорели за сто минут.

А дома плачут, а дома верят и писем ждут.


Сцена 3. (На сцене интерьер городской квартиры. Выходит девушка в белом платье, зажигает свечу, прижимает к груди армейское письмо, танцует, инсценируя песню «Афганский вальс». Может петь сама, можно под фонограмму с другим голосом.)


  1. куплет. Пламя свечи осветило несмело

Тесную комнату в центре столицы.

Девочка белое платье надела

И перед зеркалом стала кружиться.

Вальса легки и прекрасны движенья,

Так же ты с ним танцевала когда-то.

Что же теперь своему отраженью

Шепчешь, Офелия восьмидесятых?

Припев: Белый танец, белый танец,

Как же это так нечестно.

Где ты, русский мой афганец?

Ждёт тебя твоя невеста.

Возвращайся, возвращайся от обугленной границы,

Не могу я в русском вальсе со своей бедой кружиться.

  1. куплет. Белое платье белело напрасно.

Краски смешались в горящей долине.

Бинт перевязочный – белое с красным,

Белое с пепельным – солнце в пустыни.

Крики невест, во вздохи проклятья

Вдруг превратились так просто и страшно.

Будьте вы прокляты, белые платья,

Белые флаги надежды вчерашней.

(и ещё раз припев)


Сцена 4. (гаснет свет, луч на плакат на занавесе, тикает метроном,

Ведущий за занавесом читает:)

Замер ключ внезапно на последней точке.

Смерть вонзилась в сердце пулемётной строчкой.

В онемевших пальцах – ложе автомата,

И звучит в эфире: «Где ты, ноль двадцатый?»

А в глазах угасших неба синь и звёзды…

Дома мать заплачет, прислонясь к берёзке.

«Где ты, ноль двадцатый?» - тишина в эфире,

Словно всё убито в этом лунном мире,

Словно все оглохли в пламени и дыме,

Пали под Баграмом вечно молодыми.

Вечно молодыми в бронзе обелисков

Встали над планетой русские мальчишки.


Сцена 5. (Звучит «Лунная соната», на фоне музыки из глубины сцены в луче света выходят по очереди юноши, инсценируя погибших солдат. Прочитав текст, каждый остаётся на сцене. Таким образом у края сцены образуется шеренга из шести человек.) (Все имена, фамилии, географические названия вымышленные, совпадения случайны).


  1. Я – Сергей Аксёнов из села, что в Новосибирской области. После окончания Читинского танкового училища попал а Афганистан. Прослужил почти два года командиром танкового подразделения. Участвовал в 23-х сражениях. Награждён орденом Красной звезды. Посмертно. Погиб в танковом сражении под Кандагаром за три дня до дембеля.

  2. Я – Павел Данилов, уроженец Смоленской области, служил в автобате. Был водителем «КамАЗа». В Афганистане воевал три недели. Нашу колонну, шедшую в Баграм с топливом и боеприпасами, разбомбили духи за 15 минут. Из шестидесяти человек не выжил никто. Я погиб в день своего рождения 18 апреля. Мне исполнилось 19 лет.

  3. Я - Игорь Ельцов, из посёлка Амшаны Челябинской области. Отслужил в разведке полтора года. В июле попал в плен к моджахедам. Сначала резали, жгли, кололи, потом ломали пальцы рук и выворачивали суставы. В конце концов распяли на кресте.

  4. Я – Андрей Широкалов, уроженец Рязани, командир отряда быстрого реагирования ВДВ. В мясорубке под Шиндандом раненый тремя осколками гранаты вытаскивал ребят из горящего БТРа. Спас четверых. Сам от полученных травм скончался в госпитале Кабула.

  5. Я – Вадим Зимин, уроженец Благовещенска, был пилотом вертолёта. Проводил разведку 16 квадрата, был сбит, вертолёт упал в пески. Штурман погиб ещё в небе, я был ранен в грудь и ноги. Умер на третий день после падения от кровопотери и обезвоживания.

  6. Я – Дмитрий Вологжанин, уроженец Астраханской области. В Афгане был сапёром. Подорвался на противотанковой мине, прокладывая путь прорывавшимся из окружения разведчикам.


Сцена 6. (Включается свет. Ведущий под метроном из-за занавеса в микрофон читает: )

На жизнь я мирную гляжу,

Но в ней себя не нахожу,

Во мне зловещий гул войны ещё не смолк.

Вот мы с тобой остались жить,

Но в выжженной земле лежит

Наш захлебнувшийся в крови десантный полк.

(Звучит фонограмма песни «Я вернусь». Юноши речитативом, в стиле рэп, исполняют песню.)

  1. Я мечтаю вернуться с войны,

На которой родился и рос,

На руинах нищей страны,

Под дождями из слёз.

2. Но не предан земле тиран,

Объявивший войну стране.

И не видно конца и края этой войне.

3. А когда затихают бои,

На привале, а не в строю,

Я о мире и о любви

Сочиняю и пою.

4. Облегчённо вздыхают враги,

А друзья говорят: «Устал».

Ошибаются те и другие, - это привал.

  1. Я завтра снова в бой сорвусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Быть может, через сто веков

В страну не дураков, а гениев.

6. И поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения

Страны, вернувшейся с войны.


Сцена 7. На сцене гаснет свет. Юноши клином углубляются в глубь сцены. Луч света падает на центр клина .звучат поминальные колокола. Из центра ко краю идёт девушка (ученица, танцевавшая «Афганский вальс») в белом платье и чёрном платке. В руках икона Богородицы и зажжённая свеча. На краю сцены встаёт на колени, простирая руки со свечой в немой мольбе к небу.