СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный текст предоставляется обучающимся в форме беседы с разъяснениями и показом методических материалов, а так же подключение видео информации выполнения видов адаптивного спорта.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет образовательных технологий и непрерывного образования
Кафедра специального и профессионального образования,
здорового и безопасного образа жизни
Итоговая аттестационная работа
на тему:
«АФК в работе с детьми с ДЦП»
Работу выполнила
слушатель курсов группы КОР-14
Имулина Оксана Владимировна
Учитель Афк
ОГКОУШ № 39
г. Ульяновска
г. Ульяновск
2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………..5
Проблемы патологии детского церебрального паралича ......................5
Клинические формы детского церебрального паралича………………7
1.3.Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом….9
Нетрадиционные формы занятий………………………………………………10
Занятия на фитболе……………………………………………………………...10
Требования к урокам АФК……………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....16
Выводы…………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………………..19
Введение
Актуальность темы
B настoящее время проблема реабилитации детей-инвалидов в нашей стране является одной из ключевых проблем. Инвалидность детей, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (Чёрная Н.Л.,2011).
Благодаря работам ряда учёных ( Аксёнова А.М.,2007;Боголюбов В.М.,2007;Гросс Н.А.,2015;Иванов С.М.,2015;Марченко А.К.,2009;Мухин В.М.,2010;Мякинченко Е.Б.,2010;Никольская К.С.,2007;Осин В.И.,2012Пенькова И.В.,2016;Скворцов И.А.,2013;Федорченко С.Ю.,2011;Чёрная Н.Л.,2011;Синельников Р.Д.,2012;Курпан Ю.И.,2010 и д.р.) данная проблема стала более чётко очерченной и понятной, хотя остаётся много вопросов, требующих своего развития и разрешения.
Адаптивная физическая культура (АФК) – этo вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК. Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости). (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).
Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…(Пономарев Н.И.,1996).
Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек, а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК — человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для того, чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования. (А.Н. Леонтьев, 1975). Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами (В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, 2001).
Заболевание наблюдается, как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой инвалидности, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. В связи с этим ДЦП относится к группе «психо - заболеваний», приводящих к выходу больного за стандартные рамки существования, привычные для большинства здоровых людей. Поэтому, очень важна физическая адаптация таких детей. Ввиду этого, задачей многих организаций является создание систем мер, направленных на реабилитацию детей инвалидов и их адаптацию в обществе. Ведущую роль в лечении и реабилитации детей-инвалидов младшего школьного возраста занимает адаптивная физическая культура, направленная на формирование двигательной активности ребенка, его социализации, развитию коммуникативных качеств. (Петрухин А.С.,2004).
Значительное число исследований в специальной медицинской и психолого-педагогической литературе посвящено изучению нарушений развития детей с церебральным параличом: симптоматики, механизмов и структуры двигательных расстройств (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, В.Т. Кожевникова, Е.М. Мастюкова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.Г. Сологубов, М.Б. Эйдинова и др.), особенностей психического развития (Л.Д. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, Т.Н. Симонова и др.); речевых нарушений (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, М.И. Ипполитова, Л.В. Лопатина, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.); психолого-педагогической поддержки семьи (В.В. Ткачева). Все эти исследователи обеспечили решение важных, но, тем не менее, локальных вопросов в решении проблемы помощи детям данной категории. Исходя из вышеизложенного, была определена цель исследования.
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Изучить психоэмоциональное, физическое развитие детей с детским церебральным параличом школьного возраста до занятий адаптивной физической культурой.
Оценить психоэмоциональное, физическое развитие детей с детским церебральным параличом после занятий адаптивной физической культурой.
Для решения поставленных задач были разработаны специальные программы, которые соответствуют их психофизическому развитию. В программный материал были включены упражнения для развития координационных способностей, ОРУ, ОФП, велосипедная подготовка, занятия в сухом бассейне, которые способствуют расслаблению ОДА, а так же занятия на фитболе, упражнения с небольшим отягощением, как один из способов развития силы и укрепления мышечного аппарата, а так же техники и виды дыхательной гимнастики.
Глава 1. Литературный обзор
Проблема патологии детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич - это органическое поражение мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов. (Осин В.И.,2012).
У 60-80% детей, страдающих ДЦП, наблюдаются изменения психики и речи. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, речь, психика. ДЦП возникает под влиянием различных экзогенных и эндогенных факторов, которые также могут взаимодействовать между собой и являются причиной появления этого заболевания. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на ЦНС развивающегося плода. Наиболее распространенными из них являются: заболевания матери (эндокринные, сердечнососудистые, воспалительные процессы тех или иных органов, вирусные инфекции и т.д.), необоснованное применение лекарственных средств, употребление алкогольных напитков, как матерью, так и отцом будущего ребенка, курение, психические и физические травмы матери во время беременности, и том числе и отрицательные эмоции (злоба, зависть и т.д.), облучения, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах, недостаток или избыток питании, аборты, которые нередко приводят к рецидивирующим воспалительным заболеваниям внутренних органов, генетическая аномалия. Эти факторы могут оказать повреждающее действие на мозг плода на протяжении всего периода беременности, но особенно опасно их действие до четырех месяцев внутриутробной жизни, то есть в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы (Евсеев С.П.,2000).
Предполагается, что также в возникновении ДЦП играет возраст матери, а также фактор первой беременности. По статистике, детский церебральный паралич возникает чаще у детей от первой беременности, родившихся от матерей моложе 20 и старше 30 лет. Главной особенностью церебральных параличей, которая лежит в основе проявления заболевания, является изменение биодинамики мышц. У здорового ребенка или взрослого человека мышцы способны расслабляться, сокращаться в ответ на действие каких-либо внешних раздражителей или по волевой команде со стороны центральных управляющих структур головного мозга, а также пассивно растягиваться, без чего невозможны движения в суставах. У детей с диагнозом ДЦП нарушен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и все его важнейшие функции дыхание, кровообращение, глотание, мочеиспускание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная речь - реализуются за счет сокращения мышц (движения). Формирование двигательной функциональной системы имеет важное значение в организации деятельности всего мозга, развитии механизма интеграции, то есть взаимосвязи различных функциональных систем, составляющих основу нервно-психической деятельности (Осин В.И.,2012).
Детский церебральный паралич является хроническим, но не прогрессирующим заболеванием. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. Ухудшение состояния ребенка с ДЦП также может быть обусловлено вторичными осложнениями: эпилепсией, инсультом, кровоизлиянием, применением наркоза или тяжелым соматическим заболеванием. Нарушения оцениваются исходя из того, какой из 4 типов повреждений головного мозга имел место, а значит, какие характерные симптомы наблюдаются:
Повреждение белого вещества головного мозга (первентрикулярная лейкомаляция ПВЛ). В основном при инфекционном заражении матери или плода. Исследователи определили период селективной уязвимости развивающегося мозга плода (между 26 и 34 неделей беременности белое вещество особо чувствительно к любым раздражителям и травмам) (Гребова Л.П.,2016).
Аномальное развитие мозга, церебральная дисгензия). Любое нарушение нормального процесса роста головного мозга в период внутриутробного формирования плода может привести к возникновению пороков развития мозга, что оказывает негативное влияние на передачу сигналов. Мозг плода особенно уязвим в период до 20-й недели беременности (Гребова Л.П.,2016).
Кровоизлияние в мозг. Внутричерепное кровоизлияние – это кровотечение, имеющее место внутри головного мозга и обусловленное блокировкой или повреждением кровеносных сосудов. Наиболее распространённым фактором, приводящим к подобного рода проблеме, является инсульт плода (Гребова Л.П.,2016).
Повреждения головного мозга, вызванные недостатком кислорода ( асфиксия во время родов или гипоксически – ишемическая энцнфалопатия). Асфиксия – недостаток кислорода в мозге, который вызван прерыванием дыхания или затруднённым снабжением кислорода. Как правило, асфиксия обусловлена родовым стрессом ( Федорченко С.Ю., Кондратьева Л.И.,20011).
Глава 1.2. Клинические формы детского церебрального паралича
ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75 и психические у 50% детей (Гребова Л.П.,2016).
Выделяют шесть клинических форм детского церебрального паралича:
1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла) – наиболее распространённая форма ДЦП. Особенно часто развивается у недоношенных детей вследствие внутрижелудочкового кровоизлияния IV степени. Часто сопровождается гидроцефалией, характеризуется наличием центрального тетрапареза с преобладанием поражения нижних конечностей и симметричным распредилением мышечного тонуса. Степень поражения верхних конечностей варьирует от выраженных парезов до лёгкой неловкости, которая выявляется сразвитием манипулятивной деятельности. Формы с минимальным поражением верхних конечностей иногда называют спастической параплегией. Начало клинических проявлений зависит от тяжести пареза. В тяжёлых случаях симптомы заметны уже с первых дней жизни, в лёгких лишь на 4-6 месяце, когда активируются лабиринтный и шейные тонические рефлексы. Повышается мышечный тонус и глубокие рефлексы, задерживается формирование выпрямительных рефлексов, в следствии становиться не возможным принятие вертикального положения тела. Продолжительное время дети стоят и ходят с поддержкой. Они не могут удерживать массу тела на одной ноге, чтобы освободить другую для шага, поэтому руки и туловище во время стояния и ходьбы выполняют много лишних движений, необходимых для сохранения равновесия. Ноги разогнуты, приведены, перекрещиваются при перестановке в шаг (симптом «ножниц») с опорой на пальцы (поза «балерины»). Патологический двигательный стереотип способствует раннему развитию мышечных а значит и костных контрактур и деформаций: вальгусная деформация стоп, ретракция ахиллового сухожилия, кифоз грудного и лордоз поясничного отделов позвоночника, подвывихи тазобедренных суставов чаще всего, вывихи, деформация тазобедренных и коленных суставов. Нарушения речи с задержкой психического развития. У 25% детей наблюдаются эпилептические приступы, у 30% нарушения функций черепных нервов (сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха). Психическое развитие вериабельно, но часто в границах возрастной нормы. Спастическая гемиплегия характеризуется наличием центрального спастического гемипареза, больше выраженного в верхних конечностях. В тяжёлых случаях ограничение спонтанных движений заметно с первых недель жизни, а в лёгких лишь в конце первого года. Дети приобретают возрастные двигательные навыки с некоторым опозданием. Мышечный тонус повышен в сгибателях верхних и разгибателях нижних конечностей, формируется поза Вернике- Манна, сколиоз, перекос таза, вальгусная деформация стопы с укорочением ахиллового сухожилия. Паретичные конечности отстают в росте, атрофируются. В некоторых случаях наблюдается патология черепных нервов, атрофия зрительного нерва, сходящееся косоглазие, центральный парез мышц лица. Всё сопровождается чаще эпиприступами, ЗПР, интеллектуальные расстройства (Боголюбов В.М.,2007)
2.Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% эпиприступы и судороги. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.
3.Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является несовместимость матери и плода по резус-фактору. Двигательные нарушения проявляются в виде насильственных движений, которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дизкоординированные, нарушен навык письма, речь, мелкая моторика рук, трудно сконцентрироваться на чём – либо. В 20 – 25% случаев поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.
4.Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
5.Атонически – астатическая форма характеризуется нарушением равновесия и координации движений ( мозжечковая атаксия). На первом году жизни наблюдаются лишь мышечная гипотония и задержка темпа психомоторного развития, с развитием статических и локомоторных функций, появляется атаксия. Диагноз устанавливается лишь к концу первого года жизни., когда усваиваются навыки сидения и манипуляции предметами. Дети начинают ходить с 2-3 лет, походка атаксическая, отмечается тремор. Обычное психическое развитие и речевые расстройства выраженны умеренно. Прогноз в плане двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных благоприятный. Больные дети способны обучаться по общеобразовательной или вспомогательной программе ( Гребова Л.П.,2016).
6.Смешанная форма.
Характеризуется наличием у одного больного одновременно симптомов разных форм детского церебрального паралича. Например, сочетание спастичности с атаксией или гиперкинезами. В таком случае при формулировании диагноза на первое место выносится тот синдром, который преобладает ( например: ДЦП, спастико – атактическая форма; или: ДЦП, спастическая диплегия с гиперкинетическим синдромом). Дифференциальная диагностика ДЦП особенно сложна в раннем возрасте, когда разные по этиологии и патогенезу неврологические заболевания имеют общие проявления. Двигательные нарушения встречаются при наследственных нервно – мышечных и обменных заболеваниях, аномалиях развития мозга, эндокринной патологии. Для дифференциальной диагностики ДЦП важное значение имеют анамнестические данные, современные методы нейровизуализации и медико – генетическое консультирование (Боголюбов В.М.,2007).
Рост числа заболеваний опорно – двигательной системы у детей свидетельствует о том, что проблема детской инвалидности требует более пристального внимания. Используемые в настоящее время традиционные формы реабилитации могут быть усовершенствованы за счёт внедрения знаний о резервных возможностях человека и применения тренажёрных устройств. Таким образом, повышение эффективности процесса реабилитации связано, с одной стороны, с созданием условий для расширения двигательной активности, с другой пребыванием ребёнка в вертикальном положении, что возможно при условии разработки усовершенствованных методов и разработки методик, внедрения технических средств реабилитации. Приоритетное использование АФК как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, улучшить и оптимизировать состояние здоровья и двигательного развития (Ю.А.Гросс, Н.А.Гросс,1998).
1.3.Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич достаточно сложно поддается лечению (особенно при острых формах). Однако родителям следует знать, что сразу после выявления у детей данного диагноза необходимо начать правильное реабилитационное лечение, так как именно оно позволит восстановить ребенка до нормального состояния и уменьшить негативные последствия диагноза до минимума (Горбунова Е.А.,1998).
Главные направления лечения:
Устранение двигательных нарушений;
Устранение речевых дефектов;
Коррекция психического развития.
Для лечения ребенку необходимо проходить специализированное лечение в клиниках, курсы массажа, проводить лечебную гимнастику, логопедическую работу, посещать курсы по иппотерапии, бальнеотерапии (занятия в бассейне) и другие виды терапий, направленных на укрепление тонуса мышц ребенка (Федорченко С.Ю., Кондратьева Л.И.,20011).
Лечение нередко сопровождается приемом специальных препаратов (медикаментозное лечение), которые должен рекомендовать лечащий врач. К сожалению, универсального метода лечения ДЦП не существует. Все виды лечения индивидуально назначаются ребенку лечащим врачом. В большей степени результат лечения зависит от своевременно оказанной помощи ребенка. Запущенность ситуации может привести к неблагоприятным последствиям, которые будет практически невозможно исправить (Буканова Г.В.,1998).
Урок по физическому воспитанию в специализированных школах с младшими школьниками является одним из основных предметов. При этом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Программа по физическому воспитанию в спецшколах имеет свои особенности по сравнению с общеобразовательными школами (Матвеев Л.П., 1991).
В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные упражнения для:
- коррекции позотонических реакций;
- расслабления мышц;
- формирования правильной осанки;
- опороспособности;
- формирования равновесия;
- развития пространственной ориентации и точности движений.
В каждый урок включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры по упрощенным правилам. Используется индивидуальный подход к детям с учетом их психического развития. Работа учителя адаптивной физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом, медперсоналом (Козырева О.В.,2015).
Нетрадиционные формы занятий
При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, можно использовать занятия в сухом бассейне и на фитболах. Тело ребенка в бассейне постоянно находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. Сухой бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, разгрузке ОДА, проприоцептивной чувствительности всех сенсорных систем. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствует развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор упражнений в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени тяжести заболевания.
Занятия на фитболе
Другой формой занятия с детьми, страдающими ДЦП - на уроках АФК является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х гг. XX столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн Фогельбах атериала ледрапластика. Этот материал использует с 1963 г. Аквелино Касани (владелец небольшого семейного предприятия на севере Италии внедрил в производство новую технологию изготовления особо прочных мячей большого диаметра). В течение последующих 38 лет продукция фирмы «Ледрапластик» пополнилась такими изделиями, как физиороллы (два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл), мячи-стулья (мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками (хопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи и др. В технологии изготовления этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность, так как в случае механического повреждения мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться. Выдерживает фитбол вес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и комплекции. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например, для детей от 6 до 10 лет - 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен составлять 65 см, для удобства выполнения некоторых упражнений используется мяч диаметром 150 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, а вот для выполнения упражнений лёжа на животе, на спине, которые применяются для разгрузки опорно – двигательного аппарата необходим мяч 150 см. в диаметре – именно он удобен для занимающегося и инструктора, так как он обеспечит правильное положение тела, которое будет способствовать расслаблению за счёт того, что конечности занимающегося на мяче не соприкасаются с полом и это значительно облегчает момент расслабления. Накачать фитбол можно велосипедным или автомобильным насосом. Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшаются функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышаются обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные силы и сопротивляемость организма. Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией или иппотерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал еще Гиппократ. При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу. Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выполняются в постоянной балансировке, и, для того чтобы не упасть, необходимо совмещать центр тяжести тела с центром мяча. Усложненные условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Кроме оздоровительного, несомненно также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося (Ефименко Н.Н.,2004).
Прежде чем приступить к занятиям, следует ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями:
1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности главным условиям сохранения правильной осанки.
2. Необходимо правильно и своевременно использовать страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия одевать удобную одежду и нескользкую обувь.
3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.
6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания, особенно это касается исходного положения лежа на животе на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.
7. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче, голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
9. При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упором руками на полу, ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.
10. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.
11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.
12. Занятия на фитболе могут проводиться через день или два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей до 6-7 лет - 25-30 мин, в более старшем возрасте - до 40-45 мин.
13. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивая до 6-8 повторений. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления (Ефимов А.,2010).
Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:
- развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);
- обучение основным двигательным действиям;
- развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
- укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;
- улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психическою развития;
- улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
- улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
- стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;
- адаптация организма к физической нагрузке.
Использование фитбол-гимнастики в занятиях АФК, лечении и коррекции ДЦП позволяет разнообразить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий (Ефимов А.,2010).
При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач, физического дефекта занимающегося. Так, например, упражнения на фитболе лежа на животе и лежа на спине с вращением мяча в различных плоскостях уменьшают силу земного притяжения, обладая антигравитационным эффектом, который позволяет ребенку поднять от опоры голову и плечи. Покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы, способствуют разгрузке опорно – двигательного аппарата. Для тренировки опороспособности рук и ног используются упражнения лежа на животе на фитболе с прокатыванием мяча вперед и назад, при этом учащейся должен стараться принять себя впереди с опорой на руки. Фитбол-гимнастика в практике АФК дает положительные результаты и может эффективно применяться у детей с церебральным параличом
(Ефимов А.,2010).
Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка производится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки называется врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН). Такие ВПН проводятся при любой патологии у детей (Добряков И.В.,2004).
Требования к урокам АФК:
- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;
- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;
- упражнения должны соответствовать возможностям учащихся;
- индивидуальный подход;
- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;
- обеспечить профилактику травматизма и страховку;
Все упражнения направлены на формирование возрастных локомоторно – статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. Упражнения включают в себя: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, с флажками, с обручами), если же речь идёт о детях, категория которых лежачие, то с ними в индивидуальном порядке и строго с разрешения медиков, а также согласованно по программе реабилитации проводить упражнения, имитирующие движения. Например, из раздела велосипедная подготовка, которая целесообразно включена в разделы уроков АФК - узнавание частей велосипеда, а так же из исходных положений лёжа на спине, сидя либо полусидя – вращательные движения с помощью учителя ногами вперёд назад для развития крупной моторики и улучшения двигательной активности и подвижности в коленных, тазобедренных суставах. Не менее для них полезно имитационное плавание, которое осуществляется в сухом бассейне, лёжа на спине, животе на фитболе с помощью учителя. Данные имитационные упражнения на уроках АФК применяются для разгрузки опорно- двигательного аппарата, для улучшения психоэмоционального состояния, так как показывает практика – эти игровые моменты и упражнения способствуют поднятию настроения, вызывают улыбку, а соответственно улучшают психоэмоциональный фон (Аксёнова А.М.,2007).
Виды упражнений, включённых в занятия АФК:
1) На координацию движения:
- По тропинке – по доске шириной 20 см пройти, удержав равновесие, для не ходячих детей – удержать равновесие на фитболе, выполняя маятниковые движения мяча в стороны, вперёд, назад.
- Мишка на бревне – на мягком цилиндрообразном модуле, шириной 50 см. удержать равновесие лёжа на животе, обхватив модуль руками .
- Прыжки – нужно взять ребенка под руки, за руки помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться, сопровожная движения голосовой подачей (толкайся вверх, согни ноги).
- Удержание туловища в положениях: сидя без опоры, с фиксацией ног.
2) На движение рук:
- Петрушка – слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются (с помощью учителя).
- Маятник – слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.
- Балерина – стоя (в том числе с поддержкой). Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Взмах кистями рук.
- Дерево на ветру - руки подняты вверх над головой. Раскачиваются параллельно вправо – влево.
3) Игры с предметами:
- Шофер – вращая руками руль ( сделан из картона), поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (Цветные кружки) по показу учителя;
- Дворник
А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают гимнастическую палочку воображаемой метлы. Широкими взмахами и подметаем тротуар.
Б. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».
- Дровосеки
А. Встать (сесть) друг против друга. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя, стараясь выпрямить максимально каждую руку, увеличивая постепенно амплитуду в плечевом и локтевом суставах.
Б. Рубим дрова. Из положения сидя, стоя у опоры. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.
4) Упражнения для верхних конечностей:
При обследовании данной категории движений предлагались простые упражнения:
- Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
- Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
- Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
- Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки «как веревочки».
5) Упражнения на мелкую моторику:
- Гармошка – сначала пальцы раздвигаются, затем сдвигаются, имитация игры на гармошке;
- Кружок – нарисовать кружок кистью и пальцем;
- Паучок – изобразить кистью бегущего паучка;
- Замок – кисти в «замок»;
- Волшебный мешочек – развивается зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Набор мелких игрушек нужно поместить в мешочек, игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же;
- коробка с песком, в которой закопаны мелкие игрушки. Задача каждого учащегося – на ощупь найти все предметы, при этом называем то, что достали из ящика;
- Деревянные матрешки (собрать, разобрать);
- Мозаика, конструктор (лего, цветные кубики);
Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма. Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку окружающих: родителей, педагогов и др. (Шишковская А,1998).
Заключение
Результаты работы свидетельствуют о достижении её основных цели и предполагаемых задач, в соответствии с которыми сделан ряд существенных и взаимосвязанных выводов. В первой главе было выяснено, что проблемами патологии детского церебрального паралича могут быть самые разнообразные воздействия на мозг при его формировании в антенатальный, интранатальный и постнатальный периоды. Среди этих воздействий выделяют факторы, отягощающие беременность. Такие инфекции, как грипп, краснуха, туберкулёз, сифилис, токсоплазмоз – всё перечисленное – это инфекции вирусной, бактериальной, паразитарной природы. Так же хронические соматические болезни матери, такие как хроническая пневмония, ревматизм, нейроэндокринные заболевания, такие как- сахарный диабет, гипертиреоз. Среди причин детского церебрального паралича имеет место быть такая причина, как не совместимость по резус – фактору матери и плода, физические воздействия, химическое воздействие приводит к различным нарушениям всех систем и органов будущего ребёнка. Стрессовый фактор занимает не маловажное место в процессе формирования систем и органов плода, неполноценное питание во время беременности, приём алкоголя, приём психоактивных веществ (марихуана, героин, соль, опиаты, план). А также возраст матери накладывает отпечаток на формирование плода.
Во второй главе мы подробно рассмотрели формы детского церебрального паралича, из вышенаписанного ясно, что каждая форма данного вида заболевания отличается перечнем физических и психических особенностей, заключает в себе тот набор дефектов, который присущ именно той или иной форме. Всего выделяют шесть клинических форм детского церебрального паралича. Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Занятия должны быть систематическими, регулярными, при этом всегда используется метод индивидуального подхода, так как то что может выполнить один, не факт, что выполнит другой, либо совсем движение будет отсутствовать из – за имеющегося дефекта. Нижний парапарез говорит о том, что нижние конечности не работают, либо не значительно, а вот при тетрапарезе спастичны и руки и ноги, но движения в конечностях есть, при выполнении упражнений рычаги разгибатели на руках и ногах в тонусе. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича:
Спастической диплегии;
Атонической форме;
Астатической форме;
Все отличаются многообразием. Если при спастической диплегии легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще проводить отдых между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно даёт возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма создаёт сложность в упражнениях на поддержание равновесия. В общем, важны порядок и степень сложности упражнений, контроль за выполнением движений, дозирование нагрузки, тщательно следить за состоянием учащихся на занятиях. Не стоит забывать, что все виды упражнений выполняются в медленном темпе. По хорошему, физическим упражнениям должен предшествовать специальный массаж, разработка суставов, а лишь затем упражнение направленные на укрепление мышц туловища, конечностей и пр. А в конце занятий необходима растяжка, лечение положением (эффективны специальные средства реабилитации тутора «огонёк» на всю ногу или руки, которые фиксируют конечности в правильном положении, укладки – та же фиксация, направленная на растяжку связок, мышечных волокон). Это снижает повышенный тонус в конечностях, а также при регулярном использовании их исключают формирование контрактур за счёт эффекта вытяжки связок. Поэтому я веду речь о комплексном подходе в лечении, реабилитации детей с ДЦП. Адаптивная физкультура, лечебная гимнастика, а так же лечебная физкультура с элементами Хатха – йоги, применение физиолечения и медикаментозного лечения – отличное и правильное направление в борьбе с детским церебральным параличом.
Для многих детей с ДЦП адаптивная физкультура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д., и т.п. На занятиях зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…
Выводы
Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности.
Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.
Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов (адаптивное физическое образование, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры) и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.
Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности.
До конца диагноз ДЦП - неизлечим. Если человека нельзя вылечить - это не значит, что ему нельзя помочь. Детки с ДЦП могут иметь практически такое же счастливое детство, как и их здоровые сверстники, однако для этого им нужно чуть больше терпения, заботы и помощи со стороны окружающих, родителей, учителей.
Список литературы
Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000
Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997
Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991
Самыличев А.С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997
Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.
Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры
Лекции - История физической культуры и спорта
Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности
Предмет и содержание дисциплины Физическая культура
Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура
Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта
Ответы к экзамену - Физическая культура
Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта
Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04
Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта
Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012
Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27
Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.
Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура : учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин ; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск : Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. - 56 с.