Лекция № 4 Здоровый ребенок
АФО нервной, эндокринной и иммунной систем у детей раннего возраста.
Учебная цель: ознакомить студентов с анатамо-физиологическими особенностями нервной, эндокринной, лимфатической и иммунной систем детей разного возраста.
Воспитательная цель: прививать интерес к предмету, воспитывать потребность в полном совершенствовании знаний путем изучения дополнительной литературы.
Время проведения – 90 минут.
Место приведения – лекционный зал.
Дидактическая база – текст лекции, плакаты.
Ход лекции
Организационный момент.
Вводная часть (актуализация темы).
Основная часть (изложение материала по вопросам).
Заключительная часть (задание на дом, ответы на вопросы).
Содержание основной части:
1)АФО нервной системы и органов чувств;
2) функциональные особенности нервной системы:
3) АФО эндокринной системы;
4) АФО лимфатической системы;
5) представления об иммунной системе.
Литература для студента:
В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок».
Литература для преподавателя:
1. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»
2. В.П.Смирнов «Этапы развития здорового ребенка» НГМА Н-Новгород 2004
3. А.М. Запруднов «Детские болезни»
4. «Детские болезни» под редакцией Л.А. Исаевой.
5. Н.Г. Севастьянова «Сестринское дело в педиатрии»
АФО нервной системы.
Нервная система новорожденного более развита и дифференцирована по сравнению с другими органами и системами, однако совершенствование ее продолжается до 20 лет. Головной мозг – относительно большой, m его примерно 400 г, что составляет 1/8 от m тела (к 1 году 1/12).
К 20 годам мозг увеличивается в 4-5 раз (у мужчин m его равна 1400 г, у женщин 1270 г), что составляет 1/40-1/50 от m тела. Кора больших полушарий представлена извилинами и бороздами. Количество их такое же, как и у взрослых, но глубина не велика; хорошо выражены длинные борозды и крупные извилины, мелких борозд и извилин мало, они появляются в первые годы жизни. У нервных клеток коры практически нет отростков (дендритов и оксонов), пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки, она образуется к концу года. К моменту рождения у ребенка сформировано 25% нервных клеток мозга, к 6 месяцам – 65%, к 1 году 90%. Мозговая ткань богата водой, содержит мало белка, нуклеиновых кислот, липидов. Серое вещество мозга плохо дифференцировано от белого. С возрастом в полушариях головного мозга увеличивается количество извилин, изменяется их форма, особенно интенсивно этот процесс идет первые 6 лет жизни. Окончательно мозговые структуры созревают к 20 годам.
Спиной мозг у новорожденных имеет более совершенное морфологическое строение по сравнению с головным. К 2 годам у него такое же строение, как у взрослого. У детей раннего возраста спинной мозг относительно длиннее и доходит до нижнего края III поясничного позвонка. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста спинномозгового канала, поэтому к 4-5 годам он находится на уровне I-II поясничного позвонка (это необходимо учитывать при проведении спинномозговой пункции у детей).
Периферическая нервная система развита у новорожденного недостаточно.
Вегетативная нервная система функционирует с рождения, но периферические ветви блуждающего нерва (п. Vagus) заканчивают свое развитие к 3-4 годам, до этого сердечная деятельность регулируется, в основном, симпатической нервной системой (с этим, частично, связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни).
Органы чувств сформированы к моменту рождения структурно, но функционируют недостаточно, в связи с незрелостью корковых центров.
Орган зрения:
в первые 3 недели отмечается светобоязнь
выражено косоглазие (страбизм - проходит ко второму месяцу)
отсутствует реакция зрачка (примерно до 1 года)
низкая острота зрения (в первом полугодии 0,02; к 1 году 0,1; к 5 годам – 1,0).
Орган слуха: сформирован хорошо – новорожденный воспринимает звуковые раздражения с рождения, с 2-3 месяцев различает тембр звука. Наружный слуховой проход узкий, без костной части, барабанная перепонка толще, чем у взрослого, располагается горизонтально. Евстахиева (слуховая) труба широкая и короткая, что облегчает сообщение носоглотки с барабанной полостью и способствует инфицированию среднего уха при воспалении.
Орган вкуса – функционирует с рождения, полностью дифференцируется к 4-5 месяцам.
Обоняние развито хорошо, резкие запахи ребенок чувствует с 1-х месяцев, а к 7-8 месяцам ощущает и слабые запахи.
Орган осязания - дифференцирован не полностью, определить болевые точки самостоятельно ребенок может только к 7 годам. Реакция на температурные раздражители выражена хорошо – когда холодно новорожденный плачет, когда тепло успокаивается.
Функциональные особенности нервной системы.
Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые и помогают приспособиться ему к окружающей среде:
I оральные рефлексы:
1) сосательный;
2) поисковый;
3) глотательный;
II спинальные:
рефлекс опоры (при поддержке ребенка подмышки он стоит на всей стопе)
рефлекс – автоматической ходьбы (при поддержке подмышки переступает ножками – делает шаги)
рефлекс ползанья (р-с Бауэра) – ребенка кладут на живот и подставляют к его подошвам свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения (исчезает к 4 месяцам)
хватательный рефлекс Робинсона (ребенок сжимает палец, прикоснувшийся к его ладони) – исчезает на 2-4 месяце жизни
рефлекс охватывания (Моро) (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разжимает пальца (I фаза), затем приводит их к туловищу) – сохраняется до 4-х месяцев.
Исчезновение врожденных рефлексов (к году) – это признак нормального развития малыша. Их сохранение или повторные появления является патологическим признаком.
Под влиянием окружающей среды и дифференцирования функций коры больших полушарий у ребенка начинают вырабатываться условные рефлексы. Образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности у ребенка идет очень быстро и легко. Сначала появляются координированные движения мышц глаз, и ребенок в 3 недели умеет фиксировать взгляд и начинает следить за движущейся игрушкой, которую держат на расстоянии 50-80 см. К 1,5-2 месяцам ребенок начинает удерживать голову в вертикальном положении. В 2-3 месяца появляются целенаправленные движения мышц верхнего плечевого пояса дети захватывают рукой мелкие игрушки.
Появляется цветоощущение. Ребенок более живо реагирует на яркие цвета (белый, желтый, красный и т.д.) первые игрушки должны быть яркие и мелкие. К 4-5 месяцам развивается координация мышц спины ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и обратно, в 6-7 месяцев самостоятельно сидит, в 7-8 месяцев ползает. Затем развивается координация движений нижних конечностей – в 8-9 месяцев при поддержке стоит, в 12 месяцев самостоятельно ходит.
Важным показателем зрелости ЦНС (коры больших полушарий) является развитие у ребенка 2-ой сигнальной системы. Речь начинает формироваться с 2-3 месяцев – когда ребенок начинает гулить. Гуление – зачатки будущей речи. В 5 месяцев появляется лепет. Речь как таковая формируется в 2-ом полугодии (т.е. с 6 месяцев). Ребенок произносит отдельные слова в 7-8 месяцев, в год говорит 8-10 облегченных слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит краткие предложения, к концу 3-го года примерно 1200-1300 слов, является «интересным собеседником». Отставание в развитии речи влечет за собой отставание в развитие психики.
АФО эндокринной системы.
Гипофиз – главная эндокринная железа, расположеная в турецком седле черепа, связана с гипоталамусом. Состоит из 3 долей:
передняя доля выделяет СТГ (соматотропный гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), ТТГ (тиреотропный гормон), ГТ (гонадотропин);
промежуточная доля образует МФГ (меланиноформирующий гормон);
задняя доля вырабатывает окситоцин.
Передняя доля гипофиза особенно заметно функционирует в 6—7 лет, когда происходит «первое вытяжение» ребенка и в пубертатном периоде, что вновь влечет увеличение роста (СТГ), а также функционирование половых желез (ГТ).
Эпифиз. Начинает функционировать на внутриутробном этапе развития. Максимально функционирует до 4-месячного возраста. Взаимодействует с надпочечниками: подавляют друг друга.
Щитовидная железа - влияет на обмен веществ, температуру тела. Способствует развитию головного мозга, костей. Вырабатывает тироксин, тиротонин. Для выработки данных гормонов необходим йод.
Начинает функционировать во внутриутробном периоде. Усиленно функционирует в 5—6 месяцев.
Ее ведущая роль сохраняется до 2—2,5 лет, затем снижается и вновь повышается в период полового созревания.
Начинают функционировать в антенатальном периоде.
Вилочковая железа — орган детства, центральный орган иммунной системы. Вырабатывает Т-лимфоциты.
Максимально функционирует внутриутробно и в раннем детстве.
Максимальную массу имеет у новорожденного. С 11—15 лет начинает уменьшаться.
Поджелудочная железа — это железа двойной секреции. Как эндокринная железа влияет на углеводный обмен в результате выработки инсулина клетками островков Лангерганса.
У новорожденного действует как эндокринная железа.
У детей 75-80% составляет кора надпочечников, которая вырабатывает стероидные гормоны, в связи с чем обеспечивает общий адаптационный синдром.
Половые железы: яичники у девочек, яички у мальчиков. Сформированы к рождению. Оказывают основное влияние на рост и развитие организма.
Активизируются в период полового созревания и определяют мужской или женский тип формирования тела, характера, поведения. У девочек период полового созревания начинается примерно с 10 лет, у мальчиков — с 11 лет.
АФО лимфатической системы
относительно большие, в них вырабатываются антитела;
практически не имеют капсулы до 1—3 лет, в результате чего пальпацию лимфатических узлов у маленьких детей не всегда удается провести;
функционально незрелы. У них недостаточно выражена защитно-барьерная функция;
к 7—8 годам развитие лимфатического узла завершается. В связи с этим появляется реакция на инфекцию в виде увеличения его размеров, болезненности.
это центральный орган иммунной системы, вырабатывает Т-лимфоциты.
миндалины у новорожденных и грудных детей маленькие, следовательно, ангины у детей первого года жизни встречаются крайне редко;
часто имеет место разрастание аденоидной ткани, особенно у детей с диатезами;
барьерная функция глоточного кольца на первом году жизни низкая;
в период полового созревания происходит обратное развитие лимфоидной ткани.
Иммунная система — это система, отвечающая за защиту организма, умеющая отличать свое от чужого.
Морфологическим субстратом иммунной системы считают лимфатическую систему.
В состав иммунной системы входят:
1
. Центральные органы:
тимус (вырабатывает Т-лимфоциты), Т-лф. и В-лф мигрируют в периферические органы иммунной системы.
костный мозг (вырабатывает В-лимфоциты),
2. Периферические лимфоидные органы:
селезенка;
лимфатические узлы;
лимфоидные образования.
3. Субсистемы иммунитета:
комплемент — группа плазменных факторов, последовательно активизирующих друг друга. Комплемент участвует в реакции «антиген + антитело», способствует разрушению чужеродных клеток;
фагоциты — клетки-«пожиратели чужого».
Иммунная система, в отличие от других систем, не имеет четких границ, а рассеяна по всему организму. Механизм защитной функции иммунной системы схематично можно представить следующим образом:
Т-хелперы дают сигнал о необходимости защиты, в результате чего В-лимфоциты начинают вырабатывать антитела | Т-киллеры убивают «чужого» | Т-супрессоры останавливают иммунный процесс по мере «освобождения организма от чужого» |
Иммуноглобулины А,Е,Д,М,У,J.
Субсистемы иммунитета (комплемент, фагоциты) в ходе реакции «антиген + антитело» помогают очищению организма от чужеродных ему клеток.
Иммунитет — невосприимчивость организма к заболеваниям.
Иммунитет может быть:
Врожденный имеется с рождения | Приобретенный приобретается в процессе жизни |
Естественный передается от матери к ребенку во время беременности при кормлении грудным молоком или вырабатывается после, перенесенных заболеваний | Искусственный создается путем введения вакцин, иммуноглобулинов и т.п. препаратов |
Специфический защищает организм от определенных заболеваний способность | Неспецифический повышает способность организма сопротивляться любым заболеваниям |
Активный организм САМ участвует в выработке антител в ходе болезни или в результате вакцинации | Пассивный возникает в результате введения в организм готовых антител (иммуноглобулины, материнские антитела, плазма и т.п.) |
7