АФРИКА.
(путешествие по континенту)
Обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Обобщить и закрепить изученный материал об ЭГП Африки, о странах материка;
2. Продолжить развивать умение работать с географическими картами; развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;
3. Развивать познавательный интерес к предмету.
4. Воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Ход урока
1. Оргмомент (1 минута) (слайд 1)
«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.»
АНАТОЛЬ ФРАНС
-Как вы понимаете высказывание?
- Вои и сегодня мы с вами совершим путешествие.
- А вот куда, пока остается загадкой. Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм и определить, по какому континенту будет сегодня путешествие.
Описание Африки видео (2 минуты)
- О каком материке шла речь в видео? (Африка)
(слайд 2)
(звучит африканский мотив).
«Неизлечимая страсть к этому материку: если вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке тела танцоров в завораживающих масках, то будет трудно возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт жителей этого материка».
(слайд 3)
-В течение нескольких уроков вы знакомились с Африкой, поэтому сейчас совершим увлекательное путешествие по этому материку, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое. Итак, ребята в путь.
(слайд 4)
Открываем тетради, записываем дату, тему сегодняшнего путешествия.
То есть будем вести дневники путешественника.
-Какая цель сегодняшнего урока? (
(слайд 5)
Задание 1
- Кто может ответить «откуда произошло слово «Африка»?
(Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка. Есть другое объяснение– безморозный, не знающий мороза.)
- Кто открыл Африку?
(Самым известным исследователем Африки признан Давид Ливингстон)
-Какова площадь Африки? (30,3 млн. км2)
- Верно ли, что на территории Африки находится самая великая пустыня? Какая?
(да. Сахара)
- Как называется самая длинная река мира? (Нил
- Верно ли, что на территории Африки Самая высокая температура на Земле? Где?
( (Ливия) +58°С )
-Существует мнение, что Африка самый древний материк. Верно ли?
(Да! Ученые все больше склоняются к мысли о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)
-Сколько государств на территории Африки ( 53 и 2 острова)
Задание 2
- Перед вами карта Африки. Ваша задача: указать основные географические объекты, то есть проведем географический диктант
- Чем омывается Африка?
-Канарские острова
-Полуостров Сомали
-Драконовы горы
-Суэцкий канал
-Мыс Игольный
-Пустыня Сахара
-Озеро Виктория
-ЮАР
-Государство, находящееся на территории ЮАР
-Килиманджаро
-Конго
-Альмади
-Какие большие острова входят в территорию Африки?
Покажите на карте. (Мадагаскар и полуостров Сомали)
Задание 3
(слайд 6)
- Откуда произошло название острова Мадагаскар?
Исторический период того или иного государства берет начало с эпохи древности, когда появились первые древнейшие цивилизации, территории и поселения.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что на этой территории когда-то жили древние люди, примерно 2000 лет до н.э.
В начале XVI века существовало около 18 этнических групп, отличавшихся друг от друга формой ведения хозяйства. Название острова "Мадагаскар" произошло от порта Могадишо (Сомали), с которым по ошибке спутал Марко Поло.
Колониальный период длился до 1960 г. Франция вела активную эксплуатацию ресурсов Мадагаскара.
Несмотря на захват власти колонистами, на острове было проложено 25 тысяч км дорог, построены портовые сооружения, благоустроены города, произошла модернизация сфер образования и здравоохранения.
В декабре 1975 была принята новая конституция, где страна стала именоваться «Демократической Республикой Мадагаскар».
- По форме правления Мадагаскар относится…..? (республика)
-Сколько стран с монархической формой правления на территории Африки? (3) Какие? (Свазиленд, Лесото, Марокко)
Задание 4
(слайд 10)
-Расскажите о стране Свазиленд или Эсватини, как называют его 4 года.
презентация
Маленькая страна — королевство Свазиленд находится в Южной Африке.
2.Несмотря на скромные размеры, рельеф Свазиленда очень разнообразен — тут есть и тропические леса, и саванны, и реки, и горы. Свазиленд граничит лишь с двумя странами — Мозамбиком и ЮАР.
3.С 2018 года эта страна называется уже не Свазилендом, а – Эсватини. Население страны Свазиленд в 10 раз меньше, чем население Москвы. 82% граждан Свазиленда являются христианами.
4. В Свазиленде две столицы — Мбабане и Лобамба. Также в Свазиленде 2 государственных языка – свази и английский. Т
5. Три четверти населения страны живёт в деревнях и посёлках. С медициной ситуация в Свазиленде обстоит довольно печально — на всю страну приходится лишь около двух десятков больниц.
6,7,8.Страной правит король, власть которого абсолютна и не оспаривается. У короля этой страны несколько десятков жён. Свазиленд — единственная абсолютная монархия на африканском континенте. Независимость от Великобритании Свазиленд обрёл в 1968 году.
9.Жители заняты в сельском хозяйстве. Образование тут бесплатное, но многие дети рано начинают работать, а потому не учатся. Поэтому каждый пятый житель Свазиленда не обучен грамоте. Почти половина всех жителей Свазиленда — подростки в возрасте до 15 лет. Людей старше 65 лет тут лишь 2% населения.
Задание 5
-Так как Африка древний метрик, давно колонизированный, на ее территории много можно найти артефактов. Вот и у нас есть поврежденное письмо, которое мы с вами должны восстановить.
Африку почти посередине пересекает …(экватор)… и поэтому она находится в …(северном)…и…(южном)… полушариях.
Нулевой меридиан пересекает Африку в …(западной)…части.
Африка удалена от всех материков, кроме …(Евразии)……
Африку омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны. На севере омывается ….( Средиземным) морем. На северо-востоке находится …..(Суэцкий канал). На территории Африки находится …… (55)… стран. …. из них (3) имеют монархическую форму правления.
В центральной части Африки находится пустыня …(Сахара). Самое большое озеро.. (Виктория). На высоту 5895 метром поднимается гора…(Килиманджаро), это высочайший вулкан. По приблизительным подсчётам на материке проживает от …(500 до 7 000) различных национальностей.
(слайд 11)
(проверка. Читают, на слайде проверка)
В письме говорится об этносе, проживающем на территории Африки.
Задание 6
Африканцы дружный гостеприимный народ, своих гостей они принимают дома, но их дома существенно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть. В Африке у каждого народа свой тип жилища, который зависит от природных условий.
-Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать жилище и докажите.
-Но прежде, чем выполнять, давайте вспомним, в каких климатических поясах расположена Африка.
(- тропический, субтропический, экваториальный)
(слайд 12)
А) Шатер кочевников туарегов. (Шнайдер)
Кто такие?
(слайд 13)
Б) Хижина пигмеев. (Бездетко)
Расскажите о племени
(слайд 14)
В) Хижина жителей Замбии. (Шубников)
Что вам известно об этих племенах?
Задание 7
- На территории Африки находится 53 государства, Все они разные и по площади, и по уровню ВВП. Сейчас я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. Ваша задача: изучить материал, записать информацию в тетрадь и поделиться с группой. А группа в свою очередь запишет новый материал в свои дневники наблюдения.
В течение 10 минут работа в паре.
Египет
2. Египет – государство на северо-востоке Африки и Синайском п-ове в Азии. На севере омывается Средиземным м., на востоке – Красным м. (длина береговой линии 2450 км). Граничит на северо-востоке с Израилем, на юге – с Суданом, на западе – с Ливией. Пл. 1001,5 тыс. км2.
3.Население. 72,5 млн. чел. Столица – Каир. Офиц. язык – арабский. Египет самая густонаселенная страна на Ближнем Востоке. И это при том, что почти 95% территории страны занимает не пригодная для жизни пустыня. Все население страны проживает на площади около 5,5% вдоль реки Нил.
4.История Египта начинается в 3-4 тысячелетии до н.э. Там сохранилось до наших дней одно из семи чудес света. Это пирамида Хеопса. До сих пор не понятно, как древним Египтянам удалось без специальной техники построить столь монументальное сооружение. Достаточно долгое время считалось, что пирамиды строили рабы. Но последние раскопки показали, что их строили вполне свободные рабочие, которые, скорее всего, получали вознаграждение за свой труд.
5.Достаточно интересная и религия египтян: они поклонялись огромному количеству богов. Самым почитаемым был Бог солнца - Ра. Но общее количество богов в древнем Египте превышало 1400. Египтяне были чрезвычайно наблюдательны и они заметили, что некоторые виды плесени (в частности плесневелый хлеб) помогают при инфекционных заболеваниях. И активно его использовали для лечения. Но при этом, официально использование антибиотиков началось лишь в начале 20 века. Особенно хирургия. Судя по данным раскопок египтяне успешно делали шунтирование сердца, пластические операции и даже пересадку органов. Мужчины в Египте носят белую одежду. Это обусловлено тем, что днем температура воздуха может достигать 50 градусов. Белый цвет отражает солнечный свет и позволяет избежать перегрева тела.
6.Около 12% населения Египта работает в туристической сфере. И в целом отношение к туристам благосклонное не только с их стороны, но и со стороны полиции тоже. Хотя туризм не является основным доходом страны. Основную часть доходов составляет пошлина за пересечение Суэцкого канала и добыча и экспорт нефти.
Лесото
Королевство Лесото на юге Африки занимает территорию 30 355 км² и находится на территории ЮАР. Конституционная монархия. Глава государства — король. Страна входит в Британское Содружество. Официальные языки — английский и сесуто. Иногда Лесото называют «африканской Швейцарией».
Плато Басуто, на котором расположена основная часть страны, с трех сторон окружено Драконовыми горами. Западная часть Лесото — безлесное холмистое плато, а горные хребты на востоке обрываются базальтовой стеной Большого Уступа.
Лесото — единственная страна Африки, в которой почти вся территория зимой на короткое время покрывается снегом, а в горах случаются даже снежные бури. В долинах летом воздух прогревается до 34 °C, а зимой в горах охлаждается до -16 °C. В Лесото развиты некоторые традиционные ремесла, например, производство орнаментированных изделий из керамики и кожи, ожерелий из бисера. Во многих районах хорошо сохранились наскальные росписи древних обитателей региона. Столица и единственный относительно крупный город в Лесото — Масеру, но в ряде мелких населенных пунктов с начала 1970-х годов стала активно развиваться туристическая инфраструктура — сеть отелей, горных спортивно-курортных комплексов. Лесото экспортирует воду и электричество в ЮАР, распространены мануфактура, сельское хозяйство. Многие жители Лесото работают в ЮАР. Лесото экспортирует алмазы, шерсть, одежду.
Йемен
Это страна для любителей исследовать загадки и тайны истории. Официальное название государства — Йеменская Республика. Географически Йемен располагается на юге Аравийского полуострова. Столицей Йемена является город Сана. Государство омывают воды Красного и Аравийского моря Индийского океана. На суше Йемен граничит с Оманом и Саудовской Аравией. По площади Йемен занимает 49 место в мире и насчитывает 527 970 км². Согласно данным переписи населения 2020 года в Йемене проживает 25 408 288 человек. Официальным языком является арабский. Однако на улицах можно услышать йеменский диалект. Государственная религия Йемена — ислам. Однако среди населения можно встретить и тех, кто исповедует христианство, иудаизм, индуизм. Административное деление Йемена подразделяет территорию государства на 22 мухафазы, которые в свою очередь делятся на 333 района , а те на 2210 подрайонов. В подрайоны входит 38 284 деревни (согласно данным от 2020 года). Климат Йемена кратко можно охарактеризовать как тропический муссонный. Тем не менее погода в разных районах республики имеет свои отличия. преобладает жаркий климат - до +40°С летом и до +32°С в зимнее время. Йемен считается страной, где выпадает наибольшее количество осадков на Аравийском полуострове: причиной этому синоптики считают муссоны. Так называемый «сезон дождей» продолжается в общей сложности всю весну и все лето.
Арендовать автомобиль в Йемене не стоит, если только вы не являетесь любителем «гонок на выживание», поскольку дороги в стране находятся в весьма плачевном состоянии, а дорожные знаки практически отсутствуют. В Йемене нет железных дорог, несмотря на несколько предложений. В начале 20 века Османская империя предложил, чтобы железная дорога шла на Йемен, но этого так и не произошло. В 1916 г. Инженерные войска построили железную дорогу с метровой колеей, общее расстояние 29 миль (47 км). Линия эксплуатировалась до закрытия в 1929 году. Совсем недавно, в 2005 году, правительство Йемена начало изучение железнодорожного сообщения.
Йемен — древняя страна с традициями, корни которых уходят глубоко в века. Поэтому, находясь на территории этого государства, туристу следует придерживаться следующих правил, чтобы не попасть в нелепую ситуацию. Не все местные жители любят иностранцев, приверженцев западной культуры. Иногда можно услышать обидные выкрикивания в свой адрес — их следует игнорировать.
Туристам из России следует помнить, что их водительские права в Йемене не признаются.
Туристам нельзя фотографировать и снимать на видео дворец президента.
Пребывая в Йемене, обязательно надевайте шляпу, поскольку там повышенный уровень солнечной активности.
Мужчинам в Йемене нельзя ходить в майках и шортах выше колен.
Перед поездкой в Йемен настоятельно рекомендуется сделать прививки: от брюшного тифа, гепатита А и В, менингита, малярии, а также от гриппа.
Категорически нельзя купаться на территории страны в пресноводных водоемах, поскольку вы рискуете паразитами.
Эфиопия
Официальное название — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Расположена в северо-восточной части Африки. Площадь 1127,1 тыс. км2, численность населения 67,7 млн чел. Рабочий язык федеративного правительства — амхарский. Столица — г. Аддис-Абеба.
Эфиопия — континентальное государство, граничит на западе с Суданом, на севере с Эритреей, на востоке с Джибути и Сомали, на юге с Кенией. От других стран Африки Эфиопия отличается наибольшим разнообразием ландшафта.
Климат Эфиопии относят к экваториально-тропическому типу. Достаточно велика разность дневных и ночных температур. Сезон малых дождей — март-май, сезон больших дождей — июнь-сентябрь. Нередки аномалии в режиме осадков: их избыток, вызывающий наводнения, или недостаток, приводящий к засухам, катастрофическим по последствиям.
Недра страны недостаточно разведаны. Обнаружены месторождения каменного угля, а также нефтеносные породы. Горные реки — огромный энергетический потенциал Эфиопии, который только начинает осваиваться.
в Эфиопии насчитывалось более 42 млн чел. Плотность населения 58,4 чел. на 1 км2. Рождаемость превышает смертность. Продолжительность жизни 44 года . Городское население 13—15%. Мужчин больше, чем женщин. Грамотно 35,5% населения.
Этнический состав: разнообразный. 45% населения — мусульмане и ок. 40% принадлежат к эфиопской ортодоксальной церкви. Придерживается традиционных верований 5—15% населения.
Эфиопия — федеративное государство, состоящее из 9 штатов и управляемое федеральным правительством. Глава государства — президент.
Эфиопия относится к числу наименее развитых стран мира. Её экономика почти полностью зависит от состояния сельского хозяйства, в котором производится более 50% ВВП страны. Основу сельского хозяйства составляют земледелие и скотоводство. Кофе даёт 2/3 всего дохода от экспорта. Страна обладает крупнейшим в Африке поголовьем скота. 85% населения прямо или косвенно связаны с производством сельскохозяйственной продукции. Эфиопия — страна с самым низким уровнем урбанизации
Эфиопия имеет крайне низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. Большинство автомобильных дорог не имеют твердого покрытия и пригодны для использования лишь в сухое время года. Наблюдается малое обеспечение железнодорожной сетью: в стране есть всего одна железнодорожная линия, соединяющая Аддис-Абебу с портом Джибути. Более высокое распространение получил авиационный транспорт: в Эфиопии около 80 аэропортов,
Задание 8
- Мы сегодня совершили путешествие по странам Африки. Сейчас я предлагаю вам выполнить цифровой диктант, по результат которого мы проверим ваши знания и выставим оценки.
1-да
2-нет
Верно ли, что Африку омывают воды Тихого океана (нет 2)
На реке Конго расположено озеро Виктория (нет 2)
Самая высокая точка Африки мыс Игольный (да 1)
Река Конго дважды пересекает экватор? (да 1)
Только Кения поставляет чай на мировой рынок. (да1 )
Но полуострове Сомали располагались три одноименные колонии Великобритании, Франции и Италии, а сейчас — два разноименных государства. (да 1)
Канал, соединяющий Средиземное и Красное моря называется Панамским. (нет 2)
Площадь Африки составляет 32, 5 км
Самая высокая вершина в Африке это Гора Килиманджаро. (да 1)
Лесото полностью не имеет выхода к морю в Южной Африке (да1 )
Берберы – это смешанная раса, населяющая Северо-западную часть Африки (да1)
Каир самый маленький город в Африке? (нет2)
Золото и алмазы- это главные богатства Южной Африки ( да1 )
Оазис- это участок в пустыне, где всегда идут дожди (нет 2)
Красное море самое соленое (да 10
- тетради сдать в конце урока.
3.Подведение итога урока.
-Ребята, мы сегодня свершили путешествие по материку. Кто-то узнал что-то новое?
-А итог урока мы проведем следующим образом: я называю часть географического объекта, а вы продолжаете.
Море……..(Средиземное, Красное)
Канал…….(Суэцкий)
Полуостров….(Сомали)
Океан………(Индийский, Атлантический)
Остров…….(Мадагаскар)
Пролив…….(Мазамбикский)
Залив………(Гвинейский)
Озеро (Виктория)
Река… (Конго)
Гора… (Килиманджаро)
Пустыня… (Сахара)
Самое богатое государство…(ЮАР)
- Как вы думаете, мы достигли цель урока?
-Что нового узнали на уроке?
4.Оценка работы на уроке
5. Домашнее задание
Составить маршрут путешествия одного из исследователей. ( 1 ряд)
Подготовить сообщение о племенах Африки ( 2 ряд)
Участие Африканских стран в мировой торговле ( 3 ряд)
Африку почти посередине пересекает …(……)… и поэтому она находится в …(…….)…и…(…….)… полушариях.
Нулевой меридиан пересекает Африку в …(……)…части.
Африка удалена от всех материков, кроме …(…….)……
Африку омывают …(……..)…. и …(……..)…. океаны. На севере омывается ….( …..) морем. На северо-востоке находится …..(…..). На территории Африки находится …… (…..)… стран. …. из них (…..) имеют монархическую форму правления.
В центральной части Африки находится пустыня …(……). Самое большое озеро.. (В……..). На высоту 5895 метром поднимается гора…(………), это высочайший вулкан. По приблизительным подсчётам на материке проживает от …(……….) различных национальностей.