СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агитационные листовки времен Гражданской войны в России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.

Просмотр содержимого документа
«Агитационные листовки времен Гражданской войны в России»

Агитационные листовки в период Гражданской войны Самара

Агитационные листовки в период Гражданской войны

Самара

Введение. Немного из истории…

Введение. Немного из истории…

"Агитплакат" как форма массового искусства был востребован во все времена. Древние римляне с этой целью использовали специальные столбы. Они назывались alba. Сообщения, содержащиеся на них, иногда подкреплялись небольшим рисунком. В средние века агитплакат не встречается. Заново агитплакат заявляет о себе в 18-19 вв., когда начинает оформляться новый специфический тип культуры - культура горожан. Форма плаката лучше всего отвечала динамичности города и была доступна массе людей, не связанных между собой. Первоначально агитплакат имел форму агитационных гравюр. Позже эта форма обрела свое конечное завершение на бумаге.

К 1830-1840 гг. агитплакат обретает привычную для нас внешнюю форму, сочетающую в себе рисунок и поясняющий его краткий текст. В таком виде он представлял интерес для профессиональных живописцев, среди которых были П.Гаварни, Г.Доре и Ж.-И.Гранвиль. Повышенная популярность агитплаката вызвала настоятельную необходимость сформулировать основные правила, которых следует придерживаться, и указать круг приемов, которые следует применять при работе над агитплакатом. Впервые это осуществил Ж.Шере в конце XIX века.

К 1830-1840 гг. агитплакат обретает привычную для нас внешнюю форму, сочетающую в себе рисунок и поясняющий его краткий текст. В таком виде он представлял интерес для профессиональных живописцев, среди которых были П.Гаварни, Г.Доре и Ж.-И.Гранвиль.

Повышенная популярность агитплаката вызвала настоятельную необходимость сформулировать основные правила, которых следует придерживаться, и указать круг приемов, которые следует применять при работе над агитплакатом. Впервые это осуществил Ж.Шере в конце XIX века.

Основными моментами агитплаката стали: •  красочность, яркость;  • минимальное содержание слов при их внешней выразительности;  • четко поставленная и выраженная ключевая мысль;  • узнаваемость образов;  • индивидуальность шрифта. Говорить о зарождении агитплаката в России возможно приблизительно с 1812 года. Его появление связано с деятельностью московского губернатора Ф.И. Ростопчина. Отсюда агитплакат получил название «ростопчинской афиши». Он содержал сатирические картинки и был красочно оформлен. В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.

Основными моментами агитплаката стали:

•  красочность, яркость; • минимальное содержание слов при их внешней выразительности; • четко поставленная и выраженная ключевая мысль; • узнаваемость образов; • индивидуальность шрифта.

Говорить о зарождении агитплаката в России возможно приблизительно с 1812 года. Его появление связано с деятельностью московского губернатора Ф.И. Ростопчина. Отсюда агитплакат получил название «ростопчинской афиши». Он содержал сатирические картинки и был красочно оформлен.

В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.

Ближе к делу… Итак, агитационные плакаты, одна из форм наглядной политической деятельности, воздействующей на настроение и сознание людей с целью побудить их к политическим действиям. Такие плакаты были и на вооружении Белого и Красного движения во время Гражданской войны 1918—1920 годов.

Ближе к делу…

Итак, агитационные плакаты, одна из форм наглядной политической деятельности, воздействующей на настроение и сознание людей с целью побудить их к политическим действиям. Такие плакаты были и на вооружении Белого и Красного движения во время Гражданской войны 1918—1920 годов.

Плакат

Плакат "Дружно за общее дело!"

Дружно за общее дело! Из речи генерала Деникина.

Земельный вопрос. Рабочий вопрос .

Плакат «Пролетарии всех стран объединяйтесь!»

Данные плакаты имеют общую задачу - призыв новых участников в свои ряды,

с целью объединиться для решения общих целей .

Тема «Добро и Зло» -  показана борьба двух противоположных сил со стороны красного движения, и со стороны белого правительства выдвинута идея скелета, бегущего по результатам своих действий(т.о. как бы показана сущность большевизма). Вот именно такой жестокий и заранее  обреченный на неудачу опыт производят комиссары над  русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадь может издохнуть

Тема «Добро и Зло» -

показана борьба двух противоположных сил

со стороны красного движения, и со стороны

белого правительства выдвинута

идея скелета, бегущего по результатам своих

действий(т.о. как бы показана сущность

большевизма).

Вот именно такой жестокий и заранее

обреченный на неудачу опыт производят комиссары над

русским народом, не думая о том,

что измученная, полуголодная лошадь может издохнуть

Плакат

Плакат "Завязал большевик народу глаза".

Завязал большевик народу глаза красной тряпкой и повел его к гибели.

Но увидел это доброволец, уничтожил большевика,

а красную тряпку сорвал, и увидел тогда народ, куда вели его комиссары коммунисты.  

Плакат белого движения демонстрирует картину обмана «красными» простого люда.

Красный флаг, реющий на высоте, как символ единовластного правления, и победы над контрреволюцией, оставшейся у подножья советской твердыни. «Корабль контрреволюции разбивается об советские твердыни»

Красный флаг, реющий на высоте, как символ единовластного правления,

и победы над контрреволюцией, оставшейся у подножья советской твердыни.

«Корабль контрреволюции

разбивается об советские твердыни»

Плакаты четко направлены на осведомление народа, кто действительно терзает Россию,  кто забирает хлеб, и не дает покоя ни женам, ни детям. Вот он! Виновник пыток и смертей! Убийца детей и женщин !  Яркий образ Л. Д. Троцкого Рука красных тянется за сибирским хлебом  

Плакаты четко направлены на осведомление народа, кто действительно терзает Россию,

кто забирает хлеб, и не дает покоя ни женам, ни детям.

Вот он! Виновник пыток и смертей!

Убийца детей и женщин !

Яркий образ Л. Д. Троцкого

Рука красных тянется

за сибирским хлебом  

Плакат « Я Доброволец» Я доброволец, потому что сам,  вполне сознательно добровольно пошел в ряды таких же воинов как и я, защищать и освобождать измученную и истерзанную нашу Родину-Россию от нового рабства- от ига большевизма Плакаты призывают  к добровольной записи в свои ряды.

Плакат « Я Доброволец» Я доброволец, потому что сам,

вполне сознательно добровольно пошел в ряды таких же воинов как и я,

защищать и освобождать измученную и

истерзанную нашу Родину-Россию от нового рабства- от ига большевизма

Плакаты призывают

к добровольной записи в свои ряды.

Листовки Белого движения в отношении церкви – на 1-м плакате показано отношение к церкви Белого движения,  а на 2-м демонстрируется негативное отношение к церкви большевиков,  и, непосредственно, изображен случай, произошедший в Москве, когда отчаянные  хулиганы и разбойники, испугались честного и животворящего Креста Господня, тогда комиссары вызвали китайцев, и те спокойно, не дрогнув, расстреляли священника.

Листовки Белого движения в отношении церкви –

на 1-м плакате показано отношение к церкви Белого движения,

а на 2-м демонстрируется негативное отношение к церкви большевиков,

и, непосредственно, изображен случай, произошедший в Москве, когда отчаянные

хулиганы и разбойники, испугались честного и животворящего Креста Господня,

тогда комиссары вызвали китайцев, и те спокойно, не дрогнув, расстреляли священника.

Плакат «Ленин и Троцкий» . Генерал М.К. Дитерихс писал о Ленине: «Владимир Ильич Ульянов, по кличке Ленин, поставленный немцами во главе их политического плана наступления на Россию,  тип вполне определенный и ясный: “правая бровь у него выше левой,  правая ноздря ниже левой; асимметрия в лице, указывающая на дегенеративность, вырождение. Такие люди страдают манией величия, они упорны в своих мнениях” — таково заключение врача о Ленине, а выявленная им деятельность добавляет — дегенерат физический, дегенерат умственный и моральный»

Плакат «Ленин и Троцкий» .

Генерал М.К. Дитерихс писал о Ленине: «Владимир Ильич Ульянов, по кличке Ленин,

поставленный немцами во главе их политического плана наступления на Россию,

тип вполне определенный и ясный: “правая бровь у него выше левой,

правая ноздря ниже левой; асимметрия в лице, указывающая на дегенеративность, вырождение. Такие люди страдают манией величия, они упорны в своих мнениях” — таково заключение врача о Ленине, а выявленная им деятельность добавляет — дегенерат физический, дегенерат умственный и моральный»

Ленин и Троцкий – врачи больной России, которые лечат её при помощи  кровопускания. Продолжение серии плакатов «Ленин и Троцкий»

Ленин и Троцкий – врачи больной России,

которые лечат её при помощи

кровопускания.

Продолжение серии плакатов «Ленин и Троцкий»

Плакаты Белого движения, направленные на защиту и воссоздание Великого Государства Российского.

Плакаты Белого движения,

направленные на защиту и воссоздание Великого Государства Российского.

Так хозяйничают большевики  на земле русской, как следствие – что несут взамен.

Так хозяйничают большевики

на земле русской,

как следствие – что несут взамен.

Здесь показана политика сторон, в отношении контроля и властвования на территории России.

Здесь показана политика сторон, в отношении контроля и властвования

на территории России.

«Клубок противоречий: очищает, но что привносит с собой?»

«Клубок противоречий:

очищает, но что привносит с собой?»

Две противоборствующие силы «на коне». Возможна интерпретация «коня», как символа страны –России, и тот, кто удержит коня на скаку, тот и будет править!

Две противоборствующие силы «на коне».

Возможна интерпретация «коня», как символа страны –России,

и тот, кто удержит коня на скаку, тот и будет править!

Заключение Кто не помнит плакат Д.С.Моора 

Заключение

Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет.

Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: " Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело ". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.