Агитационные листовки в период Гражданской войны
Самара
Введение. Немного из истории…
"Агитплакат" как форма массового искусства был востребован во все времена. Древние римляне с этой целью использовали специальные столбы. Они назывались alba. Сообщения, содержащиеся на них, иногда подкреплялись небольшим рисунком. В средние века агитплакат не встречается. Заново агитплакат заявляет о себе в 18-19 вв., когда начинает оформляться новый специфический тип культуры - культура горожан. Форма плаката лучше всего отвечала динамичности города и была доступна массе людей, не связанных между собой. Первоначально агитплакат имел форму агитационных гравюр. Позже эта форма обрела свое конечное завершение на бумаге.
К 1830-1840 гг. агитплакат обретает привычную для нас внешнюю форму, сочетающую в себе рисунок и поясняющий его краткий текст. В таком виде он представлял интерес для профессиональных живописцев, среди которых были П.Гаварни, Г.Доре и Ж.-И.Гранвиль.
Повышенная популярность агитплаката вызвала настоятельную необходимость сформулировать основные правила, которых следует придерживаться, и указать круг приемов, которые следует применять при работе над агитплакатом. Впервые это осуществил Ж.Шере в конце XIX века.
Основными моментами агитплаката стали:
• красочность, яркость; • минимальное содержание слов при их внешней выразительности; • четко поставленная и выраженная ключевая мысль; • узнаваемость образов; • индивидуальность шрифта.
Говорить о зарождении агитплаката в России возможно приблизительно с 1812 года. Его появление связано с деятельностью московского губернатора Ф.И. Ростопчина. Отсюда агитплакат получил название «ростопчинской афиши». Он содержал сатирические картинки и был красочно оформлен.
В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.
Ближе к делу…
Итак, агитационные плакаты, одна из форм наглядной политической деятельности, воздействующей на настроение и сознание людей с целью побудить их к политическим действиям. Такие плакаты были и на вооружении Белого и Красного движения во время Гражданской войны 1918—1920 годов.
Плакат "Дружно за общее дело!"
Дружно за общее дело! Из речи генерала Деникина.
Земельный вопрос. Рабочий вопрос .
Плакат «Пролетарии всех стран объединяйтесь!»
Данные плакаты имеют общую задачу - призыв новых участников в свои ряды,
с целью объединиться для решения общих целей .
Тема «Добро и Зло» -
показана борьба двух противоположных сил
со стороны красного движения, и со стороны
белого правительства выдвинута
идея скелета, бегущего по результатам своих
действий(т.о. как бы показана сущность
большевизма).
Вот именно такой жестокий и заранее
обреченный на неудачу опыт производят комиссары над
русским народом, не думая о том,
что измученная, полуголодная лошадь может издохнуть
Плакат "Завязал большевик народу глаза".
Завязал большевик народу глаза красной тряпкой и повел его к гибели.
Но увидел это доброволец, уничтожил большевика,
а красную тряпку сорвал, и увидел тогда народ, куда вели его комиссары коммунисты.
Плакат белого движения демонстрирует картину обмана «красными» простого люда.
Красный флаг, реющий на высоте, как символ единовластного правления,
и победы над контрреволюцией, оставшейся у подножья советской твердыни.
«Корабль контрреволюции
разбивается об советские твердыни»
Плакаты четко направлены на осведомление народа, кто действительно терзает Россию,
кто забирает хлеб, и не дает покоя ни женам, ни детям.
Вот он! Виновник пыток и смертей!
Убийца детей и женщин !
Яркий образ Л. Д. Троцкого
Рука красных тянется
за сибирским хлебом
Плакат « Я Доброволец» Я доброволец, потому что сам,
вполне сознательно добровольно пошел в ряды таких же воинов как и я,
защищать и освобождать измученную и
истерзанную нашу Родину-Россию от нового рабства- от ига большевизма
Плакаты призывают
к добровольной записи в свои ряды.
Листовки Белого движения в отношении церкви –
на 1-м плакате показано отношение к церкви Белого движения,
а на 2-м демонстрируется негативное отношение к церкви большевиков,
и, непосредственно, изображен случай, произошедший в Москве, когда отчаянные
хулиганы и разбойники, испугались честного и животворящего Креста Господня,
тогда комиссары вызвали китайцев, и те спокойно, не дрогнув, расстреляли священника.
Плакат «Ленин и Троцкий» .
Генерал М.К. Дитерихс писал о Ленине: «Владимир Ильич Ульянов, по кличке Ленин,
поставленный немцами во главе их политического плана наступления на Россию,
тип вполне определенный и ясный: “правая бровь у него выше левой,
правая ноздря ниже левой; асимметрия в лице, указывающая на дегенеративность, вырождение. Такие люди страдают манией величия, они упорны в своих мнениях” — таково заключение врача о Ленине, а выявленная им деятельность добавляет — дегенерат физический, дегенерат умственный и моральный»
Ленин и Троцкий – врачи больной России,
которые лечат её при помощи
кровопускания.
Продолжение серии плакатов «Ленин и Троцкий»
Плакаты Белого движения,
направленные на защиту и воссоздание Великого Государства Российского.
Так хозяйничают большевики
на земле русской,
как следствие – что несут взамен.
Здесь показана политика сторон, в отношении контроля и властвования
на территории России.
«Клубок противоречий:
очищает, но что привносит с собой?»
Две противоборствующие силы «на коне».
Возможна интерпретация «коня», как символа страны –России,
и тот, кто удержит коня на скаку, тот и будет править!
Заключение
Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет.
Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: " Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело ". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.