СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный конспект урока 

Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.»

Урок № ___ Класс __________ Дата ________________

Тема: Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Цели: Образовательная: сформировать представления о некоторых механических свойствах тел, сформировать общие представления о трех состояниях вещества: твердом, жидком и газообразном. Объяснить свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения свойств твердых тел, жидкостей и газов.

формировать представления о некоторых механических

свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о

различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения

применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения

свойств твердых тел, жидкостей и газов.

формировать представления о некоторых механических

свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о

различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения

применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения

свойств твердых тел, жидкостей и газов.

формировать представления о некоторых механических

свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о

различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения

применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения

свойств твердых тел, жидкостей и газов.

формировать представления о некоторых механических

свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о

различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения

применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения

свойств твердых тел, жидкостей и газов.

формировать представления о некоторых механических

свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о

различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения

применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения

свойств твердых тел, жидкостей и газов.

Развивающая: формировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности и работы с учебником, развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное; сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения по проблеме урока.

Воспитательная: способствовать привитию умственного труда, формировать познавательный интерес к предмету, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту, умение излагать свою точку зрения; воспитание внимания, умение слушать, стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

«Особенностью живого ума является то, что

ему нужно лишь немного увидеть и услышать

для того, чтобы он мог долго размышлять и

многое понять» Дж.Бруно


План урока

№ п/п

Этапы урока

Время

Методы

I.

Организационный этап

1 мин


II.

Актуализация знаний

15 мин

Блиц-опрос

III.

Изложение нового материала

10 мин

Эвристическая беседа

IV.

Закрепление

15 мин

Заполнение таблицы

V.

Подведение итогов

2 мин

Выставление оценок

VI.

Домашнее задание

1 мин

Запись в дневники

VII.

Рефлексия

1 мин


Литература: Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с 

Ход урока:

II. Актуализация знаний Блиц-опрос

  1. Из чего состоят все тела?

  2. Что называют молекулами?

  3. Из чего состоят молекулы?

  4. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

  5. Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются?

  6. Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

  7. Какое явление называют диффузией?

  8. Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?

  9. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

  10. Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

Теперь подведем итог: что мы знаем о строении вещества?

Проблемная ситуация.

На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко, азот (данные вещества даны при комнатной температуре).

Вы разделили вещества по их агрегатным состояниям: твердое, жидкое и газообразное. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, почему в различных состояниях вещества обладают разными свойствами.

Тема нашего сегодняшнего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

III. Изложение нового материала.

Вопросы ученикам:

1. Газ легко сжать, а жидкость практически не сжимаема. Связано ли это различие с различием в свойствах молекул газа и жидкости?

2. Между молекулами существуют сила притяжения. Почему же две половинки сломанной ручки не соединяются, если их плотно приложить одна к другой? Почему слипаются плотно прижатые друг к другу кусочки пластилина?

3. Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной пленкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капельки. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? Воды и жира?

В природе вещество может находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. Эти состояния называют агрегатными состояниями. В различных агрегатных состояниях вещества обладают разными свойствами. Физические свойства вещества зависят от того, каким образом упорядочены его молекулы, и как они взаимодействуют между собой.

Например, вода может находиться в трех агрегатных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода), газообразном (водяной пар).

  • Какие свойства твёрдых тел вам известны? Сохраняют форму и объём (продемонстрировать на опытах: сжать или растянуть любое твёрдое тело).

  • Какие свойства жидкостей вы знаете? Сохраняют объём, но легко меняют свою форму (опыты: перелить воду в сосуды разной формы).

  • Какие свойства газов вам известны? Не сохраняют форму и объём (продемонстрировать на опытах: сжать воздух в воздушном шарике).

Свойства твердых тел.

  • В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

Рассмотрим несколько твердых тел.

  • Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

  • Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

  • Можем мы определить объем твердых тел? Определим объем параллелепипеда.

Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода на доске и в таблице).

Свойства жидкостей.

  • Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурки, для определения объема)

  • Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

  • Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

  • Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. (Запись вывода на доске и в таблице). Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

Свойства газов.

  • Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком: перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.

  • Что можем сказать о свойствах газов?

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в таблице)

  • Как же можно объяснить эти свойства? Ведь вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся.

Газы. Так как газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются, то следует предположить, что расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Это доказывает и диффузия, которая в газах происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние. (Запись вывода на доске и в таблице).

Жидкости. Жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно. Это можно объяснить только тем, что при любом сближении молекул между ними возникает отталкивание, т.к. молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. (Запись вывода на доске и в таблице).

Твердые тела. Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около определенной точки. (Запись вывода на доске и в таблице).

IV. Закрепление Задание: Во время эвристической беседы (изложение нового материала) учащиеся заполняют таблицу.


Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твердое тело

Основные свойства

  1. Не имеет формы

  2. Не сохраняет объем

  3. Сжимаем

  1. Не имеет формы

  2. Сохраняет объём

  3. Не сжимаема

  4. Текуча

  1. Сохраняет форму

  2. Сохраняет объем

  3. Не сжимаемо

Расположение молекул

«ХАОС»


«ХАОС»


«ПОРЯДОК»


На большом расстоянии друг от друга, хаотично

Плотно упакованы, т.е. на небольшом расстоянии друг от друга

Упорядоченно, образуя кристаллическую решётку

Характер движения молекул

Движутся свободно по всему объему

Колеблются на месте, перескакивая с места на место

Колеблются на месте, около одного положения равновесия

Взаимодействие молекул

Слабое

Сильное

Очень сильное



Домашнее задание: выучить параграф 11, 12.

заполнить таблицу используя учебник

Состояние вещества

Основные свойства

Определение

Примеры

Твердое

 

 

 

Жидкое

 

 

 

Газообразное