СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрохимия растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агрохимия растений»

Агрохимия растений Мастер производственного обучения Легчилов Николай Николаевич

Агрохимия растений

Мастер производственного обучения

Легчилов Николай Николаевич

 План : 1.Плодородие почвы 2. Удобрения. Качественный анализ минеральных  удобрений

План :

1.Плодородие почвы

2. Удобрения.

Качественный анализ минеральных

удобрений

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.  Почва - источник материального благосостояния человечества, величайший дар природы. Поэтому охрана и воспроизводство плодородия почв - первооснова высокопродуктивного земледелия, получения высоких и устойчивых урожаев. Важным показателем высокого плодородия почв является наличие достаточного запаса необходимых растениям биогенных элементов, которые находятся в доступной для сельскохозяйственных культур форме вследствие мобилизации элементов, составляющих потенциальное плодородие, и применения удобрений.

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Почва - источник материального благосостояния человечества, величайший дар природы. Поэтому охрана и воспроизводство плодородия почв - первооснова высокопродуктивного земледелия, получения высоких и устойчивых урожаев. Важным показателем высокого плодородия почв является наличие достаточного запаса необходимых растениям биогенных элементов, которые находятся в доступной для сельскохозяйственных культур форме вследствие мобилизации элементов, составляющих потенциальное плодородие, и применения удобрений.

Важным свойством плодородных почв является их биологическая активность, которая характеризует интенсивность биологических процессов, протекающих в почве. Полезная микрофауна почвы не только принимает участие в биологическом круговороте питательных элементов, но и выделяет энзимы, антибиотики, стимуляторы роста и другие органические вещества, благотворно влияющие на культурные растения. Хорошо окультуренные плодородные почвы имеют благоприятные физико-химические свойства для нормального роста и развития растений, так как одновременно обеспечивают их корневую систему достаточным количеством пищи, воздуха, влаги и тепла. Создание оптимальных условий для роста и развития растений в значительной мере связано с изменением физических, химических и биологических свойств почвы; наличием в ней достаточного количества усвояемых для растений питательных веществ; интенсивностью процессов перехода элементов питания из труднодоступной для растений формы в легкодоступную и наоборот, т.е. процессов мобилизации их и иммобилизации. Все это определяет потребность культурных растений в удобрениях, а также в применении комплекса агротехнических и мелиоративных мероприятий. Иначе говоря, между растениями, почвой и удобрениями существует постоянная взаимосвязь.

Характеристика видов плодородия Природное плодородие – это показатель качества почвы, которым она обладает без различных вмешательств человеческого, трудового и механического ресурса, а также химических и минеральных составляющих. В современное время этот показатель является высоким только в тех районах, где не применяются современные технологические процессы обработки угодий. Процент таковых на сегодня очень низок. Эффективное плодородие – это качества, которыми обладает земля в результате непосредственного воздействия на нее целенаправленного человеческого труда и предприимчивости, к которым относятся все агротехнические процессы с использованием механизированного ресурса, мелиорация и, конечно же, применение удобрений – органических и минеральных, а также средств, уничтожающих вредителей. Эффективное плодородие создается в целях достижения высоких урожаев, их реализации и получения высокой прибыли

Характеристика видов плодородия

Природное плодородие – это показатель качества почвы, которым она обладает без различных вмешательств человеческого, трудового и механического ресурса, а также химических и минеральных составляющих. В современное время этот показатель является высоким только в тех районах, где не применяются современные технологические процессы обработки угодий. Процент таковых на сегодня очень низок. Эффективное плодородие – это качества, которыми обладает земля в результате непосредственного воздействия на нее целенаправленного человеческого труда и предприимчивости, к которым относятся все агротехнические процессы с использованием механизированного ресурса, мелиорация и, конечно же, применение удобрений – органических и минеральных, а также средств, уничтожающих вредителей. Эффективное плодородие создается в целях достижения высоких урожаев, их реализации и получения высокой прибыли

Удобрения

Удобрения

1.1 Минеральные удобрения

1.1 Минеральные удобрения

АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ  Главным источником азота для питания растений служат со- ли азотной кислоты и соли аммония. В настоящее время во всех странах выпускают несколько видов азотных удобрений: аммиач- но-нитратные (аммиачная селитра, известково-аммиачная селит- ра, сульфат-нитрат аммония, жидкие аммиакаты), аммиачные (сульфат аммония, хлорид аммония, жидкий аммиак, аммиачная вода, углеаммиакаты), нитратные (натриевая селитра, кальцие- вая селитра), амидные (мочевина, цианамид кальция), мочеви- но-формальдегидные удобрения.

АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ

  • Главным источником азота для питания растений служат со-
  • ли азотной кислоты и соли аммония. В настоящее время во всех
  • странах выпускают несколько видов азотных удобрений: аммиач-
  • но-нитратные (аммиачная селитра, известково-аммиачная селит-
  • ра, сульфат-нитрат аммония, жидкие аммиакаты), аммиачные
  • (сульфат аммония, хлорид аммония, жидкий аммиак, аммиачная
  • вода, углеаммиакаты), нитратные (натриевая селитра, кальцие-
  • вая селитра), амидные (мочевина, цианамид кальция), мочеви-
  • но-формальдегидные удобрения.
ФОСФОРНЫЕ УДОБРЕНИЯ П о р о ш к о в и д н ы й с у п е р ф о с ф а т Са (Н2Р04)2 темно- серого (из фосфорита) или светло-серого (из аппатита) цвета. При внесении в почву дигидрофосфат кальция сравнительно бы- стро превращается в гидрофосфат кальция под действием кар- бонатов почвы. Са(Н2Р04)2 + Са(НСО3)2 = 2СаНРО4 • 2Н20 + 2С02 Эта реакция наблюдается на нейтральных почвах. В присутствии карбонатов превращение частично идет и дальше: Са(Н2Р04)2 + 2Са(НС03)2 = Са3(Р04)2 + 4Н20 + 4СО2 П р е ц и п и т а т СаНР04 • 2Н2О на большинстве почв так же эффективен, как и суперфосфат. Содержание оксида фосфора (V) в преципитате составляет в зависимости от качества исходного сырья от 20 до 35%- Приципиат не слеживается, хорошо рассеи- вается. По внешнему виду белый или светло-серый порошок.

ФОСФОРНЫЕ УДОБРЕНИЯ

  • П о р о ш к о в и д н ы й с у п е р ф о с ф а т Са (Н2Р04)2 темно-
  • серого (из фосфорита) или светло-серого (из аппатита) цвета.
  • При внесении в почву дигидрофосфат кальция сравнительно бы-
  • стро превращается в гидрофосфат кальция под действием кар-
  • бонатов почвы.
  • Са(Н2Р04)2 + Са(НСО3)2 = 2СаНРО4 • 2Н20 + 2С02
  • Эта реакция наблюдается на нейтральных почвах. В присутствии карбонатов превращение частично идет и дальше:
  • Са(Н2Р04)2 + 2Са(НС03)2 = Са3(Р04)2 + 4Н20 + 4СО2
  • П р е ц и п и т а т СаНР04 • 2Н2О на большинстве почв так же
  • эффективен, как и суперфосфат. Содержание оксида фосфора (V)
  • в преципитате составляет в зависимости от качества исходного
  • сырья от 20 до 35%- Приципиат не слеживается, хорошо рассеи-
  • вается. По внешнему виду белый или светло-серый порошок.

КАЛИЙНЫЕ УДОБРЕНИЯ

  • Все калийные удобрения, будучи легко растворимыми в воде,
  • быстро взаимодействуют с почвой и сильно адсорбируются ее
  • коллоидной частью. Этим предотвращается заметное передвиже-
  • ние калия в почве и его вымывание из нее.
  • З о л а — калийно-фосфатно-известковое местное удобрение.
  • Калий в золе содержится в форме карбоната калия К2СО3 —по-
  • таша. В таком виде легко усваивается всеми растениями. Известь
  • в золе устраняет отрицательное действие карбоната калия на
  • структуру почвы. Ценным компонентом золы являются также
  • микроэлементы
  • Сильвинит (KCI + NaCl) содержит 12-18% К20 и 35—40% Na20. Согласно стандарту сильвинит Соликамского месторождения должен содержать 15% К20. Он гигроскопичен, при хранении слеживается. Для предотвращения этого рекомендуется тщательное его перелопачивание. Каинит (KCl-MgS04*3H20) с механической примесью каменной соли (NaCl), CaS04, MgS04 и др. (каинит западноукраинских месторождений по составу близок к соликамскому сильвиниту). Содержание К20 около 10-12%. Представляет собой размолотую каинито-лангбейнитовую породу. Хорошее удобрение для сахарной свеклы на черноземах.
  • Смешивая каинит и хлористый калий, получают калийную соль (30-40% К20).
Комплексные удобрения содержат два и более основных питательных для растений элементов (азот, фосфор, калий). В их состав могут входить также магний, сера и микроэлементы. В зависимости от способа приготовления комплексные удобрения можно разделить на три основных вида.    1. Сложные удобрения производят в едином технологическом цикле в результате химического взаимодействия исходных компонентов. В каждой молекуле или грануле этого вида удобрения содержатся два и более питательных элементов.   2. Сложносмешанные удобрения получают «мокрым способом» - смешиванием порошкообразных односторонних удобрений с последующим или одновременным введением в смесь аммиакатов, различных кислот и других азот- и фосфорсодержащих продуктов, а также аммиака, пара и воды.

Комплексные удобрения содержат два и более основных питательных для растений элементов (азот, фосфор, калий). В их состав могут входить также магний, сера и микроэлементы. В зависимости от способа приготовления комплексные удобрения можно разделить на три основных вида.

1. Сложные удобрения производят в едином технологическом цикле в результате химического взаимодействия исходных компонентов. В каждой молекуле или грануле этого вида удобрения содержатся два и более питательных элементов. 2. Сложносмешанные удобрения получают «мокрым способом» - смешиванием порошкообразных односторонних удобрений с последующим или одновременным введением в смесь аммиакатов, различных кислот и других азот- и фосфорсодержащих продуктов, а также аммиака, пара и воды.

Качественный анализ Минеральных удобрений  Реактивы: 1.Дистиллированная вода. 2. 2-процентный раствор хло- рида бария. 3. 2-процентный раствор нитрата серебра. 4. 8—10-процентный раствор щелочи. 5. 1-процентный раствор соляной кислоты или разбавленная в десять раз уксусная кислота (уксусная эссенция). 6. Насыщенный раствор оксалата аммония. 7. Древесный уголь. Ход а н а л и з а . 1. Определите цвет, запах, влажность, характер кристаллов удобрения. 2. Определите степень растворимости. Для этого насыпьте 1 —2 г удобрения в чистую сухую пробирку, добавьте в нее 5— 7 мл дистиллированной воды, встряхните. Отметьте степень рас- творимости вещества: полностью растворимо, заметно раствори- мо (растворяется половина взятого количества), слабо раствори- мо (растворяется меньше половины взятого количества) или не- растворимо (объем взятого удобрения не изменяется). Хорошо растворимое удобрение разлейте в три сухие пробирки.

Качественный анализ

Минеральных удобрений

Реактивы: 1.Дистиллированная вода. 2. 2-процентный раствор хло-

рида бария. 3. 2-процентный раствор нитрата серебра. 4. 8—10-процентный

раствор щелочи. 5. 1-процентный раствор соляной кислоты или разбавленная

в десять раз уксусная кислота (уксусная эссенция). 6. Насыщенный раствор

оксалата аммония. 7. Древесный уголь.

Ход а н а л и з а . 1. Определите цвет, запах, влажность, характер кристаллов удобрения.

2. Определите степень растворимости. Для этого насыпьте

1 —2 г удобрения в чистую сухую пробирку, добавьте в нее 5—

7 мл дистиллированной воды, встряхните. Отметьте степень рас-

творимости вещества: полностью растворимо, заметно раствори-

мо (растворяется половина взятого количества), слабо раствори-

мо (растворяется меньше половины взятого количества) или не-

растворимо (объем взятого удобрения не изменяется). Хорошо

растворимое удобрение разлейте в три сухие пробирки.

3. В первую пробирку с раствором удобрения прилейте 10-процентного раствора щелочи в количестве, равном половине объема раствора. Нагрейте жидкость в пробирке, понюхайте вы- деляющийся газ. Затем смоченную дистиллированной водой лакмусовую бумажку опустите в верхнюю часть пробирки, не касаясь ее стенок. Характерный запах аммиака и посинение красной лакмусовой бумажки свидетельствуют о том, что удобрение принадлежит к аммонийным солям. Напишите уравнение соответствующей химической реакции.

3. В первую пробирку с раствором удобрения прилейте 10-процентного раствора щелочи в количестве, равном половине

объема раствора. Нагрейте жидкость в пробирке, понюхайте вы-

деляющийся газ. Затем смоченную дистиллированной водой лакмусовую бумажку опустите в верхнюю часть пробирки, не касаясь ее стенок. Характерный запах аммиака и посинение красной лакмусовой бумажки свидетельствуют о том, что удобрение

принадлежит к аммонийным солям. Напишите уравнение соответствующей химической реакции.

4. Во вторую пробирку с раствором удобрения прилейте три капли раствора хлорида бария. Присутствие иона хлора - обнару- живается выпадением тяжелого белого осадка. Для большей убе- дительности в пробирку с осадком прибавьте слабую соляную или уксусную кислоту (осадок сульфата бария не должен раст- вориться). Напишите уравнение соответствующей химической ре- акции.  5. В третью пробирку прибавьте три капли 2-процентного ра- створа нитрата серебра. При наличии иона хлора получается белый творожистый осадок. В присутствии ионов, содержащих фосфор, выделяется желтый осадок. При добавлении разведен- ной азотной кислоты хлорид серебра не растворяется, а осадок фосфата серебра растворяется. Раствор аммиака с осадком хло- рида'серебра образует растворимую комплексную соль, а фосфат серебра в присутствии раствора аммиака не растворяется

4. Во вторую пробирку с раствором удобрения прилейте три

капли раствора хлорида бария. Присутствие иона хлора - обнару-

живается выпадением тяжелого белого осадка. Для большей убе-

дительности в пробирку с осадком прибавьте слабую соляную

или уксусную кислоту (осадок сульфата бария не должен раст-

вориться). Напишите уравнение соответствующей химической ре-

акции.

5. В третью пробирку прибавьте три капли 2-процентного ра-

створа нитрата серебра. При наличии иона хлора получается

белый творожистый осадок. В присутствии ионов, содержащих

фосфор, выделяется желтый осадок. При добавлении разведен-

ной азотной кислоты хлорид серебра не растворяется, а осадок

фосфата серебра растворяется. Раствор аммиака с осадком хло-

рида'серебра образует растворимую комплексную соль, а фосфат

серебра в присутствии раствора аммиака не растворяется

 6. Частично растворимое в воде удобрение отфильтруйте и проделайте с фильтратом описанные выше реакции. 7. К нерастворимому удобрению прибавьте осторожно капля- ми 1-процентную соляную кислоту. Характерное «вскипание» указывает на присутствие карбонатов. Напишите уравнение со- ответствующей химической реакции. 8. Возьмите в петлю проволоки небольшое количество удоб- рения и внесите в бесцветную часть пламени горелки. Устойчи- вое окрашивание пламени в кирпично-красный цвет свидетельст- вует о присутствии ионов кальция. Устойчивое желтое пламя указывает на присутствие ионов натрия, фиолетовое — ионов ка- лия. 9. На раскаленный уголь насыпьте немного сухого и некруп- ного кристаллического удобрения и наблюдайте за быстротой сгорания, цветом пламени и дыма, запахом и осадком после сго- рания.

6. Частично растворимое в воде удобрение отфильтруйте и

проделайте с фильтратом описанные выше реакции.

7. К нерастворимому удобрению прибавьте осторожно капля-

ми 1-процентную соляную кислоту. Характерное «вскипание»

указывает на присутствие карбонатов. Напишите уравнение со-

ответствующей химической реакции.

8. Возьмите в петлю проволоки небольшое количество удоб-

рения и внесите в бесцветную часть пламени горелки. Устойчи-

вое окрашивание пламени в кирпично-красный цвет свидетельст-

вует о присутствии ионов кальция. Устойчивое желтое пламя

указывает на присутствие ионов натрия, фиолетовое — ионов ка-

лия.

9. На раскаленный уголь насыпьте немного сухого и некруп-

ного кристаллического удобрения и наблюдайте за быстротой

сгорания, цветом пламени и дыма, запахом и осадком после сго-

рания.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!