Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Соловушка»г.Курчатов
Проект
Во второй младшей группе №7 «Ромашка» На тему : «Ай да Масленица!»
Воспитатель: Мезенцева Елена Геннадиевна
2024г
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта: дети младшей групп, воспитатель, , родители воспитанников
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении праздников, в том числе праздника Масленица, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель:
Задачи:
познакомить детей с традицией проведения старинного праздника Масленица;
вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;
приобщить всех участников проекта к традициям проведения народного праздника Масленица;
воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Ожидаемые результаты:
приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица через сопереживание и непосредственное участие в общем действии;
создание атмосферы радости от приобщения к традиционному народному празднику;
повышение познавательного интереса среди детей и родителей к празднику Масленица.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
Перспективное планирование проекта.
Подбор игр по теме.
Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
Подготовка презентаций для родителей и детей.
Подготовка ТСО.
Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Ай да Масленица!»
Подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей.
II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:
«А блины как хороши» (ИЗО – рисование).
«Здравствуй, Масленица!» Беседа.
«Вы блины мои, блины» (ИЗО – лепка).
Физкультурный досуг «Донеси блин»
Аппликация «Солнышко».
Рисование «Светит солнышко».
Беседы «Весна пришла!», «Что за праздник Масленица?».
Беседа «Огонь – друг или враг?» (о правилах поведения во время праздника).
Дидактическая игра «Встречай весну с широкой Масленницой».
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины?»
Пальчиковые игры «Дай нам, солнышко, тепла», «Блины», «Оладушки», «Сосулька».
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», «Кафе «Блинок».
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Катание на санях», «Солнечные зайчики», «Горелки», «Заря», «Петух», «Бабка Ёжка».
Знакомство с загадками, пословицами и поговорками о весне, солнце, Масленице.
Заучивание закличек, приговорок про весну и Масленицу.
Заучивание стихотворений: А.Барто «Солнышко», А.А.Прокофьева «Солнышко»; потешки «Солнышко-вёдрышко», «Солнышко-колоколнышко».
Чтение: М.П.Клокова «Зима прошла», И.С.Никитин «Полюбуйся, весна наступает…», А.Майков «Весна», З.Н.Александрова «Подснежник», В.И.Ладыжец «Веснянка», Н.Сладков «Грачи прилетели…»
Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику.
Просмотр презентаций «Масленица», «Масленица в картинах художников».
Прослушивание русских народных мелодий «Гори-гори ярче», «Масленица», «Пришла к нам Масленица», «Эх, Масленица, да ты красавица», «Ой, блины, блины, блины…»
Оказание родителями посильной помощи в подготовке общего развлечения «Широкая Масленица».
Папка-передвижка «Народный праздник Масленица» (история, значение праздника, традиции его празднования, праздничный стол (рецепты блинов).
Консультация «Приобщение детей к народным традициям».
III этап – заключительный
Общее развлечение «Широкая Масленица».
Презентация альбомов «Русский народный праздник Масленица», «Русские народные подвижные игры для детей».
Презентация проекта «Ай да Масленица».
Вывод:
Анализируя результаты проекта можно сказать, что внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание; обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились с традициями родной страны, стали с большим интересом включаться в различные виды деятельности.