Тема: «Айны Японии в эпоху Средневековья VII-XV»
Выполнила:
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Сокол
Габрик Ксения Игоревна
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…….3
1.Происхождение айнов…………………………………………………………5
2. Структура материальной культуры айнов и её артефакты…………………6
3. Проблема становления айнской культуры в свете археологически
данных………………………………………………..………………………......9
Заключение………………………………………………………………..….…12
Список литературы…………………………………………………………….14
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию материальной культуры айнов, определению времени её формирования и прослеживанию дальнейшей эволюции. Актуальность темы исследования являются единственным из древнейших обитателей японских островов, который до XX в. сохранял свою самобытную культуру, существуя рядом с динамично развивавшимися японцами, но к началу XXI в. почти полностью утратил её и влился в японский этнос. Причина, по которой язык, антропологический облик и былая самобытная культура айнов 100 с лишним лет волнуют умы учёных, заключается в том, что, найдя обьяснение этому своеобразию, этнографы не без основания надеются приблизиться к пониманию одного из направлений древних этнических процессов (а также формирования языков и расовых особеностей) шедших в Восточной Азии и сопредельных районах – Юго-Восточной Азии, Океании, Сибири. Несмотря на то, что за предшествующие десятилетия собран и продолжает пополняться этнографический, антропологический, лингвистический, исторический корпус информации об айнах и их культурно- исторических связях с окружающими народами, историко-этнографический «портрет» айнов остаётся незаконченным.1
Объектом настоящего исследования стал айнский этнос.
Предметом работы явилась материальная культура айнов.
Цель исследования: дать характеристику айнской материальной культуры в целом.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить происхождение айнов;
- исследовать структуру материальной культуры айнов и её артефакты;
- проанализировать проблема становления айнской культуры в свете археологических данных.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XII – XVIIвв.
Происхождение айнов.
Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в суровом климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:
- Айны родственны семитам/индоевропейцам/кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма, Р. Тории.
- Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.
- Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.
Несмотря на то, что построения Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной в виду того, что в последнее время появились определенные лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и ЮВА.
Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон2, которые являются непосредственными предками сторических айнов.
В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами3.
На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э]. и создали неолитическую культуру Дзёмон4. Достоверно неизвестно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима - туйма — «далекий», Фудзи - хуци -«бабушка» — камуй очага5, Цукуба — ту ку па — «голова двух луков» «двухлуковая гора», Яматай - Я ма та и — «место, где море рассекает сушу» (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в работах Киндаити Кёсукэ.
2. Структура материальной культуры айнов и её артефакты
Айны не занимались земледелием, а основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допускать демографических взрывов. Именно поэтому у айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — утар/утари — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке». Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.
Орудия рыболовства и средства передвижения по воде. Исконными айнскими орудиями рыболовства и средствами передвижения по воде являлись сети из растительных волокон, костяные и металлические гарпуны, деревянные запруды тэс, долблёные лодки и суда из коры, а также дубинки для битья рыбы. Способы рыбного и морского промысла у айнов несколько различались в зависимости от региона. У айнов Хоккайдо особенно широкое распространение получили гарпуны и сети японского происхождения, некоторые ставные и закидные невода, ловушки. Тем не менее, большая часть орудий для рыбного и морского промысла айнов, а также средств передвижения по воде, близки к типам орудий рыболовства и лодкам народов Сахалина и Амурской области. Об этом свидетельствует, например, распространение у айнов дощатой амурской лодки-плоскодонки с острым носом и широкой тупой кормой. 6
Древнейшим охотничьим орудием айнов являлся лук. Айны Хоккайдо выработали самобытный способ охоты с коротким луком и отравленными стрелами, просуществовавший без изменений вплоть до XX в. Айны Сахалина использовали как маленькие луки, так и большие – типа нивхских и орокских. Стрелы снабжались каменными, костяными, железными наконечниками или сделанными из растительного материала (типичны именно для айнов). Айнские колчаны по форме близки к колчанам нивхов и значительно отличаются от японских образцов. Самострелы и ловушки, использовавшиеся айнами, большей частью были заимствованы у сибирских народов. Незаменимым орудием айнов при охоте на крупных животных являлись копья с наконечники из камня, кости или металла самостоятельно, а после установления тесных контактов с вадзин – из стали. На Сахалине айны получали копья от нивхов. Распространение среди айнов огнестрельного оружия относится лишь к XX веку. На Хоккайдо айны выменивали ружья у японцев, а на Сахалине и Курилах – у русских. Важным средством передвижения в зимних условиях у айнов Хоккайдо, Сахалина и Курил являлись снегоступы. Айны Хоккайдо употребляли кольцеобразные снегоступы, которые по форме и по способу изготовления обнаруживают сходство со снегоступами вадзин, айны Сахалина – снегоступы и приспособления в виде лыж, аналогичные бытующим у народов Сибири, курильские айны – кольцеобразные снегоступы удлиненной формы, получившие распространение у чукчей и коряков.7
Основным материалом для производства утвари у айнов были дерево и растительные волокна. Керамика и береста – играли второстепенную роль, железные изделия самостоятельно не производились. В большинстве своём деревянная утварь айнов собственного производства типологически тяготеет к продукции народов Сахалина и низовья Амура. В кулинарии и во время трапезы айны повсеместно использовали ложки, вилки, черпаки, лопаточки и палочки, которые не получили распространения в японской культуре. Айнами высоко ценилась привозная утварь вадзин (деревянные лакированные изделия, железные и керамические). Она использовалась не только на Хоккайдо, но на Сахалине и Курильских островах. Тем не менее изделия производства вадзин так и не вытеснили самобытную продукцию. Что касается изделий из травы и растительных волокон, то здесь прослеживается влияние, с одной стороны, вадзин (айны Хоккайдо и Сахалина производили мешки и циновки японского образца), с другой – малых народов Сахалина и низовьев Амура (айнские сумочки для кремней, мелких принадлежностей и кисеты, напоминают соответствующие изделия народов Сибири), и, возможно, алеутов и эскимосов группы юпик. При переноске небольших тяжестей по суше айны на Хоккайдо и Сахалине применяли налобные повязки, как и некоторые народы Сибири.8
Проблема становления айнской культуры в свете археологических данных
Объектом исследования стали айнские археологические памятники средних веков и эпохи Кинсэй. К ним относятся, прежде всего, поселения, места «отправок» и укрепления тяси, а также айнские погребения. На поселениях археологи находят множество изделий айнского производства, а также японскую и китайскую продукцию. Импортные изделия указывают на развитую торговлю между айнами и вадзин в эпоху Кинсэй. Вызывает интерес тот факт, что в некоторых местах (на Хоккайдо) предметы быта и культа айнов были обнаружены в пределах владений вадзин. Это свидетельствует о тесных контактах айнов и вадзин не только в торговой сфере, но и в повседневной жизни. Особое внимание привлекают места «отправок»: раковинные кучи, жилища татэана и деревья. В числе предметов, обнаруженных в них – стрелы, лакированная утварь и бусы. Предметы же быта и вооружения происходят из укреплений тяси. Погребальная утварь представлена в мужских захоронений луками, стрелами, копьями, гарпунами, ножами, мечами, кремнем (огнива), трубками и табаком, одеждой, чашками и палочками. Женская погребальная утварь включала: ткацкие станки, веретена, иглы, нити, одежду, котелки, чашки, ложки, поварешки, ножи, серпы, палки для копания. В могилах пожилых женщин также – трубки и табак. Предварительно все вещи ломались. В диссертации рассматриваются два основных типа захоронений: прямые погребения в земле (ямы доко:бо, принадлежавшие как японцам, так и айнам), а также кремационные (японские). Сравнительный анализ айнских захоронений и погребений вадзин наглядно показал их кардинальное отличие. Изучение погребального инвентаря показало, что устойчивый комплекс предметов, такой, который зафиксировали этнографы в новейшее время, получил в айнской культуре развитие уже с конца XIV - XV вв.9
В становлении межкультурных контактов между вадзин, с одной стороны, и эмиси / айнами с другой, можно выделить три стадии. Сначала происходило насильственное оттеснение аборигенов Хонсю на северные земли (Хоккайдо) и освоение южной части Хоккайдо – п-ва Осима (VIII - XII вв.). Вторая стадия ознаменовалась установлением торговых отношений вадзин с айнами (XIII - XVIII вв.). Особую роль в этой связи играл дом Мацумаэ, долгое время осуществлявший монопольную торговлю с айнами и контролировавший рыбный промысел. С конца XVIII в. все более активную роль в освоении Хоккайдо стало играть бакуфу, постепенно лишавшее дом Мацумаэ многих прежних привилегий. Третья стадия – коммерциализация Хоккайдо и освоение природных ресурсов, следствием чего стало вторжение вадзин в жизненное пространство айнов и разрушение их традиционного уклада жизни. С начала периода Мэйдзи на Хоккайдо создавалась система военных поселений. Поселенцы занимались сельским хозяйством, обучались военному делу, выполняли полицейские функции. Правительством были введены запреты на некоторые айнские обычаи, айнов обязывали изучать японский язык. Хотя в 1899 г. вышел «закон о покровительстве аборигенному населению», во многом это мероприятие носило формальный характер. Развитие торговли и предпринимательства на землях Эдзо сопровождалось ассимиляцией айнов. 10Таким образом, на всем протяжении истории взаимоотношений айнов благоприятных условий для активных межкультурных контактов так и не сложилось. После прихода к власти сегуна Токугава Иэясу усиление японцев на Хоккайдо имело своим следствием айнскую эмиграцию с Хоккайдо. Даже не очень сильный натиск японцев в Эдзо после событий 1456-1514гг. вынудило айнов к исходу на Сахалин, Курильские острова и Камчатку. 11 Отрицательно сказывались на судьбе айнской культы и проблемы в русско-японских отношениях. По договору 1875 г. Япония получила все права на Курильские острова, а Россия на Сахалин. Решением японского правительства все курильские айны были собраны на острове Шикотан. Тяжелейшие условия существования способствовали их массовому вымиранию. После Второй мировой войны произошло насильственное переселение айнов с Сахалина и Курил на Хоккайдо, что привело к коллапсу культуры сахалинских айну.12
Заключение
Преемственность культур Дзёмон, Дзокудзёмон, Сацумон, а также Сацумон, охотской и айнской. На связи айнов с древней культурой Дзёмон указывают, прежде всего, украшения и жилища. Кроме того, есть веские основания видеть в Дзёмон и начало формирования специфической одежды айнов из растительных волокон типа аттуси. Ярким признаком материальной культуры айнов в отличие от «дзёмонской» явилось преобладание деревянной продукции над керамической и отсутствие навыков лакировки. В культуре Сацумон обнаруживается гораздо больше элементов, типичных для айнской традиционной культуры: посуда из дерева (долблёная, гнутая) и из коры,25 керамические котелки айнского производства, повторяющие форму железных котелков XII - XIII вв, орудия рыболовства, а также средства передвижения по воде. Это позволяет видеть истоки айнской народности в недрах культуры Сацумон. Значительное влияние на формирование культуры айнов оказала и охотская культура. Именно в памятниках охотской культуры были обнаружены фигурки медведя, вырезанные из кости и черепа медведей, свидетельствующие о культах, связанных с «отправкой» медведя, которые в айнском обществе заняли центральное место.
Большой популярностью среди айнов пользовалась деревянная лаковая и железная утварь вадзин. В культовых практиках обязательно фигурировали как традиционные предметы, так и импортные (чашки с подставками туки, бадьи для сакэ, черпаки). Рабочие инструменты большей частью также представляли собой импортные изделия (топоры, мотыги, серпы, иглы, кузнечные принадлежности, на начальной стадии формирования айнской народости – и ножи макири). Неотъемлемой частью айнского быта стали халаты из растительных волокон и хлопчатобумажных тканей, некогда доставлявшиеся вадзин, а впоследствии изготовлявшиеся айнами самостоятельно.
В число сакральных вещей входили амулеты – деревянные антропоморфные изображения, которые были получены айнами от нивхов и других северных народностей. У айнов Курильских островов (отчасти Сахалина и Хоккайдо) широкое распространение получили корзинки тэнки, заимствованные у народов Курил, Камчатки или Северной Америки. Границами очевидного влияния айнов на соседние регионы стали, с одной стороны, область Тохоку (главным образом районы Цугару и Симокита), с другой – область низовьев Амура и юг Камчатки.
Список литературы
Акулов А. Ю. К истории вопроса о цорпок-куру. Связи культуры айну с культурой Дзёмон//Этнографическое Обозрение № 2, 2007, 345с.
История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История»/ М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко, - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. 712с.
Соколов А.М. Бронислав Пилсудский – исследователь народа айну // Белорусь – Япония: Сб. ст. 25. Минск, 2003. С. 128-132
История Японии. Т.I С древнейших времен до 1868 г., М., Институт востоковедения РАН. — 659 с.
Chamberlain B.H. The language, Mythology and Geographical Nomenclature of Japan Viewed in the Light of Aino Studies//Memoires of the Literature College, Imperial University of Japan 1, 1 — 75, 1887
Hanihara K. Dual Structure Model for the Formation of the Japanese Population//International Symposium on Japanese as a member of the Asian and Pacific population/Ed. Hanihara K. September 25 — 29, 1990, Kyoto
1 Соколов А.М. Бронислав Пилсудский – исследователь народа айну // Белорусь – Япония: Сб. ст. 25. Минск, 2003. С. 128-132
2 Hanihara K. Dual Structure Model for the Formation of the Japanese Population//International Symposium on Japanese as a member of the Asian and Pacific population/Ed. Hanihara K. September 25 — 29, 1990, Kyoto
3 Акулов А. Ю. К истории вопроса о цорпок-куру. Связи культуры айну с культурой Дзёмон//Этнографическое Обозрение № 2, 2007, -С. 67.
4 История Японии. Т.I С древнейших времен до 1868 г., М., Институт востоковедения РАН. — 659 с.
5 Chamberlain B.H. The language, Mythology and Geographical Nomenclature of Japan Viewed in the Light of Aino Studies//Memoires of the Literature College, Imperial University of Japan 1, 1 — 75, 1887
6 История Японии. Т.I С древнейших времен до 1868 г., М., Институт востоковедения РАН. –С. 235.
7 Соколов А.М. Бронислав Пилсудский – исследователь народа айну // Белорусь – Япония: Сб. ст. 25. Минск, 2003. С. 128-132
8 Соколов А.М. Бронислав Пилсудский – исследователь народа айну // Белорусь – Япония: Сб. ст. 25. Минск, 2003. С. 128-132
9 История Японии. Т.I С древнейших времен до 1868 г., М., Институт востоковедения РАН. –С. 236.
10 Соколов А.М., Кисель В.А. Два культовых айнских сосуда из собрания МАЭ РАН // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Сибирских чтений. Ч.1. СПб, 2004. С. 28-37
11 История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История»/ М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко, - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. –С.257.
12 Соколов А.М., Кисель В.А. Два культовых айнских сосуда из собрания МАЭ РАН // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Сибирских чтений. Ч.1. СПб, 2004. С. 28-37
8