АК 301 Аналитический контроль химических соединений
МДК 04.02.Основы экологического контроля производства и технологического процесса
Дата выдачи задания : 01.10.21
Дата выполнения: до.03.10.21.
Задания присылайте на почту: olga.shishkova1976@mail.ru Задание. Написать конспект.
Тема 1. Экологический контроль: государственный, муниципальный, производственный и общественный.
Цели и задачи экологического контроля.
Государственный экологический контроль.
1.1. Цели и задачи экологического контроля.
Целью государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды является создание такой системы общественных и производственных отношений, которая бы соответствовала законодательной основе природопользования и способствовала развитию производственно - хозяйственной деятельности общества.
В Российской Федерации государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»(2002.) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и другими структурами.
Экологический контроль ставит своими задачами следующее:
наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
с учетом оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется в целях:
-наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами для определения оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
-наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный и животный мир;
-обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
В целях осуществления экологического контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии страны в сфере природопользования производится оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС. При обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятельности и выборе способов ее осуществления предварительная оценка воздействия на окружающую среду проводится на ранних стадиях.
Оценка негативного воздействия на окружающую среду является непременным условием, учитывая то обстоятельство, что экологически чистых производств практически не существует.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым Правительством РФ.
Экологический контроль - это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Он проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабу полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять надзор в сфере государственного экологического управления.
В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственного, ведомственного, муниципального, производственного и общественного.
1.2. Государственный экологический контроль осуществляется от имени государства специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. Он носит вне- и надведомственный характер, представляет собой одну из функций государственного экологического управления и сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля. В зависимости от стадии контролируемой деятельности выделяют предупредительный и текущий контроль, а в зависимости от субъекта - общий и специальный. Как уже указывалось выше, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения. Передача полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть особо оформлена и отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности, последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. Так согласно ст. 66. ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002.) государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
-посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; - приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства. и.т.д.