Просмотр содержимого документа
«Акмеология-теория вершинных достижений»
АКМЕОЛОГИЯ
НАУКА О ВЕРШИНАХ
стратегия
- модернизация содержания общего образования через внедрение « компетентностного подхода », предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетентностей» - совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем
- подготовка специалистов , обладающих востребованными на рынке труда компетентностями, и личностными качествами, позволяющими постоянно и целенаправленно работать над повышением уровня своей профессиональной компетентности.
концепция самоактуализации как решение поставленных реформой задач
- концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на процессы саморазвития и самоорганизации, предполагающая создание условий для максимально эффективного использования человеком своего потенциала в социально приемлемой форме на благо себя и общества
- процесс самоактуализации – это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя и приносящая позитивный социально значимый результат
- самоактуализация взрослого человека осуществляется в процессе его профессиональной и общественно-значимой деятельности. Результатом является комплексное, многомерное, сущностное изменение психики человека, достижение некой вершины- «АКМЕ»
- самоактуализация школьника происходит, главным образом, в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве
«Акме»- «вершина»
- многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель (оно никогда не является статичным образованием, отличаясь большей или меньшей вариативностью и изменчивостью)
акмеология
- наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
- акмеология исследует закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелости в границах от 18 до 60 лет. Для большинства это период выбора профессии, ее освоения и достижения вершин профессионализма
- акмеология изучает продуктивность деятельности взрослого человека, условия и технологии, помогающие ему реализовать свои потенциальные возможности в различных сферах жизнедеятельности, а также выявляет взаимосвязи между макрохарактеристиками человека как индивида, личности и субъекта деятельности и прослеживает обусловленность их различными факторами.
Задачи акмеологии
- через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего (продолжающего) самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма.
- создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.
Направления акмеологии
АКМЕОМЕТРИЯ - построение компьютизированными
средствами комплексных рейтинговых
оценок по ряду психофизиологических
профессиональных показателей
АКМЕОГРАФИЯ - построение моделей разных видов
профессиональной деятельности
АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ –
выделение того общего, что характеризует
самых лучших профессионалов
АКМЕИГРОТЕХНИКА технологии, ориентированные на
активизацию резервных возможностей личности, критического и
эвристического мышления, интенсификацию профессиональ
самостановления и саморазвития личности.
МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ
- общенаучные (диагностические, исследовательские)
- тесты личности, интеллекта, специальных способностей, экспертные оценки профессионального продвижения личности
- специальные (коррекционные и развивающие методы и технологии)
- видеотренинги, технологии формирование культуры социального и профессионального мышления, психологическая поддержка талантов, обучение способам воздействия на индивидуальное и общественное сознание
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ
- акцент на теоретическое осмысление психологических механизмов профессионализма в педагогической деятельности,
- рассмотрение объективных и субъективных факторов продуктивности деятельности, модели становления профессионализма,
- осуществление диагностики развития профессионального самосознания и позиции, качеств и свойств, обеспечивающих в будущем процессы личностного, профессионального роста и самореализации
Задачи педагогов-акмеологов
- выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.
- разработка такой стратегии организации жизни, реализация которой позволила бы каждому оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости через прослеживание механизмов и результатов воздействий на человека макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи)
Проблемы акмеологии и педагогики
- разработка комплекса мер, которые поддерживали бы
(создавали) устойчивую установку здорового образа жизни и поддержки своей работоспособности на оптимальном уровне .
- определение и классификация жизненных ситуаций, в которые попадает человек в своем развитии и которые ведут к кризисам в этом развитии, а в крайних случаях влекут за собой деформации взрослого и как нравственно здоровой личности, и как высокого класса профессионала.
- Решая эти проблемы, педагогика будет содействовать практической акмеологии более продуктивно и качественно и способствовать реализации человеком себя как высшего класса профессионала или, как говорил А.Маслоу, по максимуму самоактуализироваться.
области труда (по Е.А.Климову)
человек— человек
человек — техника
человек — природа
человек — знаковые системы
человек — образы искусства
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- при работе над проектом появляется возможность формирования способов компетентного решения реальных проблем и освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности
- актуальной для каждого становится задача обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов,(учащиеся) вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.(взрослые)
- включаясь в проектную деятельность, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление, воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина
Модульное обучение
целевой
Контрольно-
регулировочный
Оценочно-
результативный
Блоки
По Ю.К.Бабанскому
Операционно-
деятельностный
содержательный
Стимулирующе-
мотивационный
Проблемное обучение
- Проблемная ситуация-состояние затруднения
- Учебная проблема-элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение и был принят к решению
противоречие между имеющимися знани-ями (способами дея-тельности) и требо-ваниями задания
Проблемный вопрос
Проблемная задача
Проблемное задание
Другие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
- Технология применения опорных логических конспектов(сигналов)
- Игровые технологии
Акмеологический тренинг
- психолого-педагогический практикум, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на: развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональной деятельности
- блокирование консервативного воздействия сложившихся стереотипов и установок на ход личностного и профессионального развития
- сознательное формирование собственной «Я-концепции», ее уточнение и коррекция; формирование представления о целостном феномене профессионализма и осознания путей его достижения.
тренинг
- Какие личностные качества и умения обеспечивают высокую продуктивность и стабильность педагогической деятельности? Обладаю ли я ими?
- Есть ли у меня четкая жизненная и профессиональная цель?
- Планирую ли я свою жизнь и профессиональную деятельность?
- Обладаю ли я культурой информационного поиска?