СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акробатические упражнения на уроках физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Акробатические упражнения на уроках физкультуры»

Организация уроков физкультуры в специальной коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями


Адаптивная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), она предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Физическая культура является одним из предметов программы.

Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта, понимании связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью, способности включиться в производительный труд, социализации в обществе, формировании мотивационного компонента.

Основным средством в реализации программы ФГОС является урок.

Урок физкультуры является частью системы физического воспитания в школе. Это предмет самостоятельно обучающий и воспитывающий, имеющий разную направленность и программу.

Контингент специальной общеобразовательной школы отличается наличием разнообразных дефектов психического и физического развития обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что ведет к затруднению выполнения движений, распределения силы мышц, скованности в статических позах. Многие учащиеся имеют нарушения в ССС, дыхательной и эндокринных системах. Наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Не редко дети, имеющие стертые двигательные нарушения, которые к дошкольному возрасту практически стали незаметны в бытовых условиях, проявляются при значительной физической нагрузке и в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся проявляется при выполнении движений. где требуется точное дозирование мышечных усилий, выполнение сложных движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная координация моторного акта, словесная регуляция движений. Практически урок физкультуры проявляет все недостатки учащегося и особенно в двигательной деятельности, которая создает ему фундамент для дальнейшей жизнедеятельности и укреплении здоровья.

Организация урока зависит от многих аспектов:

1) обеспечения (максимальной) занятости всех учеников чередуемой с паузами для отдыха;

2) так организовать урок, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать нагрузку учеников;

3) расположения занимающихся так, чтобы по возможности держать в поле зрения всех;

4) использование как можно большего количества снарядов и инвентаря;

5) обеспечение страховки и помощи учащимся при выполнении задания;

6) обеспечения на уроке дисциплины порядка. Это во многом зависит от того как интересно учитель ведет урок, последователен в требованиях предъявляемых к учащимся, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На уроке используются следующие методы:

- фронтальный;

- посменный;

- круговой;

- метод индивидуальных заданий;

- групповой;

Для создания двигательных навыков применяются раздельный, целостный, комбинированный метод. Они в свою очередь делятся на этапы:

. Сообщение теоретических сведений (гигиена, техника безопасности, значение физического воспитания и т. д.).

. Практические упражнения проводятся в следующей последовательности:

1) ознакомление с движением, создание представления о нем;

2) практическое овладение движением путем разучивания его элементов и их сочетаний, где используются методические приемы:

а) применение подготовительных упражнений;

б) облегчение условий для выполнения движений;

в) упрощение структуры движения;

г) применение ориентиров;

3) улучшение и упрочнение навыка;

4) совершенствование навыка.

Уроки различают по следующим типам:

а) вводные уроки;

б) уроки ознакомления с новым материалом;

в) уроки совершенствования в выполнении пройденного материала;

г) смешанные уроки;

д) учетные уроки.

Все вышеперечисленные положения творчески переношу на уроки в нашей школе с поправкой на то, что в процессе физического воспитания детей- олигофренов необходимо руководствоваться тем, что двигательная активность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышения умственной работоспособности. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которых нет двигательных недостатков- условие активного общего развития, то для детей- олигофренов физическая культура является вместе с тем и одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении интереса, положительного отношения к ним, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно- воспитательной работы вспомогательной школы. Особо хочется подчеркнуть значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого используются различные средства физической культуры, для которых характерны:

а) универсальное их влияние (в организме нет ни одного органа, который бы не реагировал положительно на движения);

б) отсутствие отрицательного побочного действия, при использовании оптимальных физических нагрузок;

в) возможность длительного применения упражнений, вариантно-поэтапное сочетание лечебных, профилактических, общеоздоровительных тренировок.

Урок позволяет сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует к осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогощению словесного запаса. Дружный диалог, обмен репликами между взрослыми и детьми создает на уроке положительный эмоциональный фон.

Физические упражнения осуществляют направленное коррегирующее воздействие. Так, ходьба способствует улучшению перекрестной координации рук и ног, ориентировке на поверхности, длительный бег- развитию выносливости и улучшению работы ЦНС и внутренних органов. Ходьба с разными положениями рук и с предметами, а также удерживание на голове предмета в движении, способствует исправлению осанки. Метания, прыжки, многоскоки и гимнастические упражнения помогают учащимся в пространственной координации и точности мышечных усилий.

Оптимально допустимые нагрузки для ученика устанавливаются по степени утомления при выполнении мышечной деятельности. Надо помнить, что после длительной нагрузки ученики наших школ долго находятся в состоянии дискомфорта, поскольку силы длительное время не восстанавливаются.

Успешность коррекционно- воспитательной и развивающей работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям. Коррекционная направленность начинается с первого урока и в начале новой темы, где учащимся объясняют требования к технике безопасности: в ходьбе строем, беге на кроссовой дистанции, беге на скорость; в прыжках в яму и при выполнении многоскоков; метании мяча; при выполнении гимнастических упражнений; во время игр.

Большое внимание уделяют гигиене, как личной, так и общественной, объясняю необходимость иметь спортивную форму, делая упор на ее опрятность и чистоту. Объяснения провожу в доходчивой и популярной форме, что побуждает детей задавать вопросы, на которые дети сразу дают ответы.

В начале уроке много внимания уделяю организационным моментам, особенно в младших красах, т.к некоторые учащиеся не в состоянии самостоятельно переодеться. По звонку строю детей в коридоре или классе, контролируя их количества и проверяя готовность к занятию, после чего веду детей в спортзал. Во время следования слежу за дисциплиной и помогаю отстающим детям, перед входом в зал, даю настройку на внимание и под контролем завожу детей в зал. Эти же принципы подготовки применяю и со старшими классами, разве что, только, не веду их строем, поэтому все дети, находящиеся в этот день в школе, как говориться, мимо урока « не проходят», а если и бывает случай, то его не оставляю без внимания.

Урок начинаю с построения и приветствия. После сообщения задачи урока или смотря по обстоятельствам сообщаю учащимся спортивные новости, делая упор о месте проведения (город, страна), что дает познания и в географии. Делаю эти сообщения в эмоциональной и доходчивой форме, что дает возможность вести диалог с детьми, которые они сами поддерживают, рассказывая о ярких эпизодах прошедших соревнований. Поэтому учащиеся, идя на урок, готовятся поделиться своими знаниями, а иногда задать вопрос.

В подготовительной части урока, особенно в работе с младшими школьниками, стараюсь обучить детей базовым движениям и терминологии, на основе которых уже можно варьировать количеством движений, их сложностью в коррекционном отношении и величиной нагрузки. Внимание уделяю на правильное положение всех звеньев тела, начиная с постановки стопы, подъема бедра, положения туловища, рук, кистей, головы. Много упражнений в этой части урока даю на осанку, стопы, внимание смену ритма движений как в ходьбе, так и в беге. Стараюсь после упражнений с напряжением давать элементы на расслабление.

В основной части урока стараюсь обучать детей нетрадиционными методами с применением имеющегося спортивного инвентаря и простейших приспособлений, которые позволяют детям усваивать технические элементы и целостные движения.

Ввожу новый программный материал: обучаю игре в теннис, ввела много акробатических элементов на матах, провожу обучение игре в шашки.

Подробнее остановлюсь на моей концепции нетрадиционного обучения.

Я создаю такие условия на уроке, чтобы учащиеся в игровой форме не думая о технике выполнения, изучали программный материал. В этой хитрости мне помогают обручи, гимнастические палки и другой инвентарь в зависимости от проходимого материала.

Остановлюсь на разделе обучения детей прыжкам.

В этом, казалось бы, простом виде необъятный простор фантазии для преподавателя, и чем больше преподаватель экспериментирует, тем больше у него возникает возможностей совершенствовать учебный процесс.

Так для выполнения отскоков, шагов, многоскоков применяю скакалку, обручи, гимнастические палки, ступеньки и любые пригодные для этого во дворе условия. Отскоки на месте начинаю под счет, интерпретируя их с движением зверей и птиц. После правильного усвоения материала перехожу на прыжки и отскоки в движении. Начинаю на скакалке, которая из раскачивающейся постепенно переходит во вращение с различными вариациями. Только после устойчивого выполнении элемента отскоков перехожу на скачки, шаги и многоскоки.

С помощью целенаправленного варьирования расстоянием предметов на полу и изменением игровых заданий, добиваюсь правильного технического выполнения. Только после правильного закрепления навыка приземления перехожу непосредственно к прыжкам в длину с места.