СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Актерская мастерская" программа внеурочной деятельности на английском языке 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. 

 

Просмотр содержимого документа
«"Актерская мастерская" программа внеурочной деятельности на английском языке 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2

Городского округа Домодедово









УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДСОШ № 2

________________/Редькина Н.П./

«1 » сентября 2016 г.









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Актерская мастерская»

(наименование)


1 год (2016-2017)

(срок реализации программы)


______________11-12 лет_______________

(возраст обучающихся)






Составитель: учитель английского языка

Арзуманян Рузанна Валерьевна








2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.

Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.

Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.

Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.

Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.

Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.

Цели и задачи программы

Основной целью внеурочной деятельности «Актерская мастерская» является расширение сферы применения навыков и умений, где учащиеся получат возможность применять коммуникативные навыки и умения, приобретенные на уроках английского языка.

Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:

  • Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей учащихся 5 классов;

  • Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.

Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 5 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.

С учетом сформулированных целей организация работы внеурочной деятельности «Актерская мастерская» направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;

  • расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  • развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;

  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;

  • приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;

  • духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

  • развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.

Пути, средства и методы достижения цели

Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать следующие пути и методы.

  1. В центре процесса организации театра на английском языке находится личность уче­ника, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направ­лен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.

  2. Необходимо предоставить учащим­ся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на со­держание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.

  3. Организация внеурочной деятельности «Актерская мастерская» нацелена на развитие у школьников способ­ностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге куль­тур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащих­ся.

  4. Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, пар­ной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необ­ходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.

  5. Обучение английскому языку и театральному искусству носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимо­связи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.

  6. Процесс обучения строится поэтапно: от отработки от­дельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на обра­зец к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению.

  7. Принцип автономности обучения играет в современном образовании осо­бую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталки­ваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школь­ников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, ре­шать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.

  8. Организация внеурочной деятельности «Актерская мастерская» направлена на формирование личности уча­щегося, создание у каждого учащегося системы моральных ценностей, оценоч­но-эмоционального отношения к миру, на повышение способности учащихся свободно и творчески мыслить, развиваться и самосовершенствоваться.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из истории развития театра России и мира.

Умеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации.

Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.

В области английского языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах программных тем, повышается уровень практического владения английским языком, улучшается.

Метапредметными результатами являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьника 5-6 классов;

  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • расширение общего лингвистического кругозора школьника;

  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

Тема 1. История театра. Зарождение театрального искусства. Театр в России. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Мой первый театральный этюд. (4 часа).

Тема 2. Зарубежный театр. Театральное искусство в Великобритании. Уильям Шекспир и театр «Глобус». Театральные жанры: драма, комедия. Театральные профессии. Игра актеров. Викторина «Знаете ли вы театр…?» (5 часов).

Тема 3. Работа над спектаклем. Выбор пьесы. Чит­ка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций, костюмеров. (5 часа).

Тема 4. Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Мини этюды и импровизации. (5 часов).

Тема 5. Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. (2 часа).

Тема 6. Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (2 часа).

Тема 7. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Завершение работы по изготовлению костюмов. Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. (6 часов).

Т е м а 8. Подготовка к выступлению. . Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (3 часа).

Тема 9. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа).

Тема 10. Показ спектакля зрителю. Итоги работы кружка. (1 час).

Т е м а 11. Подведение итогов. Выпуск стенгазеты (1час).



Характеристика возрастной группы учащихся

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 11-12 лет в течение двух учебных лет.

От учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших подростков, без учета которых нель­зя рассчитывать на успех в работе.

Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Занимаясь таким видом театральной деятельности как театральные постановки спектаклей, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Необходимо научить их владеть голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно. Участие в создании самих костюмов, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки. А также навыки работе в команде, коллективе.

Формы организации внеурочной деятельности

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

  • вводное занятие

  • комбинированное учебное занятие,

  • занятие-презентация,

  • экскурсия, виртуальная экскурсия,

  • творческая мастерская, мастер-класс,

  • игры, упражнения и этюды,

  • постановочные работы над спектаклем.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Сроки проведения

Всего, час

Количество часов

Формы занятий

Аудиторные

Внеаудиторные


1


История театра.

1. Зарождение театрального искусства.

01.09-02.09

4

3

1

Урок-презентация, виртуальная экскурсия.

2. Театр в России.

Театральное здание.

05.09-09.09

3. Зрительный зал. Мир кулис.

12.09-16.09

4. Мой первый театральный этюд.

19.09-23.09

2

Зарубежный театр.

5. Театральное искусство в Великобритании.

26.09-30.09

4

4


Презентация, зрительный ряд, игры с куклами.

6. Уильям Шекспир и театр «Глобус».

03.10-07.10

7. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные профессии.

10.10-14.10

8. Игра актеров. Викторина «Знаете ли вы театр…?»

17.10-21.10

3

Работа над спектаклем (по выбору)

9. Выбор пьесы. Ознакомительное чтение.

24.10-28.10

5

5


Чтение по ролям, монолог, полилог.

10. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

07.11-11.11

11. Распределение ролей. Выбор актерского состава.

14.11-18.11

12. Первая читка по ролям.

21.11-25.11

13. Выбор оформителей декораций, костюмеров.


28.11-02.12

4



Культура речи.

14. Виды говорения: диалог и монолог.


05.12-09.12

5

4

1

Творческая мастерская, мастер-классы

15. Мимика и жесты. Сценки без слов.

12.12-16.12

16. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях.


19.12-23.12

17. Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

09.01-13.01

18. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

16.01-20.01

5








Сценические действия и театральные игры.

19. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение.

23.01-27.01

2
















2










20. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия.


30.01-03.02





6

Изготовление костюмов и декораций

21. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев.

06.02-10.02






2





1





1


7

Мизансценирование. Работа по картинам.

22. Этюды на материале выбранного спектакля

13.02-17.02


6


6

Этюды с куклами

23. Работа актера - движения, текст.

20.02-24.02


24. Музыкальные занятия. Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля.

27.02-03.03


25. Завершение работы по изготовлению костюмов.

06.03-10.03



26. Изготовление декораций и реквизита

13.03-17.03


27. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита

29.03-31.03






8

Подготовка к выступлению.

28. Отработка отдельных сцен и ролей.

03.04-07.04


3


3

Постановочные работы

29. Прогонные репетиции сцен.

10.04-14.04


30. Окончание работ по материальной части спектакля

17.04-21.04


9

Генеральная репетиция.

31. Прогон всего спектакля. Обсуждение работы над спектаклем.

24.04-28.04


2


2

Прогон спектакля

32. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение

01.05-12.05


10

33. Показ спектакля зрителю.

15.05-19.05


1


1

Творческий отчет

11

34. Подведение итогов.

22.05-26.05

1

1


Выпуск стенгазеты

Итого:


35

18

17








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей английского языка

№1 от 31 августа 2016г



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______________/Т.В.Попова

«31» августа 2016 г.