Активизация мыслительной деятельности школьников на уроке географии на примере одной темы «Ориентирование на местности. Географические координаты».
учитель высшей категории МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина», победитель конкурса «Лучшие учителя России» - Селезнева Н.Н.
География охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.).
Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями , понять сущность процессов, происходящих в природе и в обществе.
- Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся
- Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся
- Систематическое решение познавательных разнотипных задач
- Систематическое решение познавательных разнотипных задач
Задача учителя
Цель учителя
Средство достижения цели
Главные задачи развития познавательной деятельности на уроках географии
повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности
выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся
формирование нравственных основ личности
развитие общих и специальных компетенций, обучающихся
рассмотрение основных приемов и методов, пробуждающих у учащихся интерес к изучению географии
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.
В изучении географии большая роль отводится различным средствам наглядности - рисункам, схемам, графикам и особенно географическим картам.
Чем разнообразнее приемы работы и средства обучения на уроке, тем больше шансов успешно активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Надо учитывать и тот момент, что творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется и в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. В этом случае ученики должны подтянуть к ответу всю базу знаний, проанализировать её, найти правильное решение и аргументировать свой ответ.
Нетрадиционные уроки вносят разнообразие в процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников, и для учителя, так как заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное.
Игра –древнейшее средство воспитания и обучения детей , причем в любом возрасте.
Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы.
В 5 классе при изучении тем «Ориентирование на местности. Географические координаты» я провожу такие игры, как:
- «Топографический серпантин»
- «Найди меня на карте»
- «Геолото»
- «Широта и долгота»
- «Заморочки из бочки»
- «Самое-самое»
- «Самый умный географ»
и другие.
Разработка урока-конкурса «Самый умный географ»
Участвуют на конкурсе три команды:
первая команда – « Компас»
вторая команда: «Экватор»
третья команда: «Азимут»
Каждая команда получает «Оценочные листы» (ОЛ). Члены жюри – ученики старших классов, которые по ходу урока заполняют ОЛ.
Конкурсы урока «Самый умный географ»
Первый конкурс – «Конкурс капитанов». Каждый капитан объясняет название команды, рассказывает все, что знает об этом термине. Ученики вначале задают им вопросы, затем комментирует их ответ и оценивает каждый ответ на сколько-то баллов. Вопросы должны быть корректными. Потом жюри заносит их в «Оценочный лист».
Второй конкурс – «Лучший знаток карты». Выходят от каждой команды по одному «Картографу» и задают вопросы и учитель и ученики по пройденному материалу+номенклатура по физической карте полушарий (по 3 геогр. названия)
Третий конкурс – «Ты – мне, я – тебе!» Команды придумывают по 1-2 вопроса противникам. Объясняет задание, фиксирует баллы. Ребята в группах в течении 2 минут обсуждают, какой вопрос какой команде нужно задать. Задают вопрос, выбирают отвечающего, готовятся к ответу сами
Четвертый конкурс – «Лучший картограф». Предлагают каждой команде собрать карту полушарий из пазлов. Жюри каждый раз заносит баллы в «Оценочный лист».
Пятый конкурс – «Самый смекалистый». Вопросы задает учитель каждой команде в течение 2 минут. Ребята распределяют порядок отвечающих, правильные ответы члены жюри фиксирует в тетрадь.
Заключительный конкурс – «Своя игра. Географические координаты. Условные знаки». Учитель выводит на экран презентацию. Дальше в порядке очереди ученики – «знатоки» вступают в «Свою игру». Жюри в «Оценочный лист» заносит баллы.
Игра «Дешифратор»
В 5 классе при изучении темы «план и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, можно зашифровать её с помощью условных знаков. Таким образом, учащиеся повторяют тему «Условные знаки»
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствуют данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д. О сло
35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
13 ю.ш. 73 з.д. Л има
52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
с.ш. 115 в.д. Ч ита
42 с.ш. 78 з.д. Н ью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д. О ттава
40 с.ш. 33 в.д. А нкара
35 ю.ш. 58 з.д. Б уэнос-Айрес
48 с.ш. 135 в.д. Х абаровск
37 с.ш. 3 в.д. А лжир
48 с.ш. 35 в.д. З апорожье
52 с.ш. 104 в.д. И ркутск
57 с.ш. 40 в.д. Я рославль
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать своё имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
Игра «Широта и долгота»
Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая – «северные широты», вторая – «южные широты», третья «восточные долготы», четвёртая – «западные долготы». Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют «широты» и «долготы» этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие «южные широты» и «восточные долготы». Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.
«Третий лишний» или «Белая ворона»
Учитель называет 3-4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.
Например: азимут, восток, ягуар , горизонталь, бергштрих («Ориентирование»).
Долгота, солнце , гринвичский меридиан, географическая широта, экватор (географические координаты)
Пример игры «Найди меня»
Сейчас я буду зачитывать задания по поиску географических объектов по их координатам, а вы на скорость должны будете определить правильный ответ и первыми его озвучить. Итак, начинаем:
1.Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64 о с.ш., 21 о з.д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исладния)
2.В 1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18 о ю.ш., 26 о в.д. (вдп. Виктория)
3.Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще всего его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27 о ю.ш. 109 о з.д.). (о.Пасхи)
- 4.Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если координаты 6 о с.ш., 61 о з.д. (вдп. Анхель)
- 5. 10 января 1821 года русская экспедиция на сцдах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69 о ю.ш., 91 о з.д. найдите и назовите этот остров (о.Петра I)
- 6. Корабль, находящийся в очке 30 о ю.ш., 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 о ю.ш., 110 о в.д.) и «Вера» (20 о ю.ш., 50 о в.д.). Какой корабль быстрее придет на помощь гибнущему судну? («Вера»)
«Флюгер»
Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу (т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т.д. Или «Ураган». Все кружатся «Штиль». Все стоят спокойно.
Заключение
Само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания.
Главная задача учителя привить любовь, интерес к предмету, к науке. Целенаправленная работа по развитию познавательной мыслительной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.
Благодарю за внимание!