СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация мыслительной деятельности у младших школьников на уроках художественного конструирования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Активизация мыслительной деятельности у младших школьников на уроках художественного конструирования".

Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной деятельности у младших школьников на уроках художественного конструирования»


АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ



Жизнь человека ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира,открытия в нем все новых и новых процессов,свойств. В эти бескрайние глубины неизведанного, нового устремлено всегда мышление.

Мышление младших школьников имеет очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Поэтому одна из основных задач педагогики и психологии - максимально раскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Эта проблема является актуальной в настоящее время на уроках в начальной школе, в частности на уроках трудового обучения. Беря на вооружение конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление ученика.

Конструирование нужно рассматривать во взаимосвязи его с такими ключевыми категориями дидактики и психологии развивающего обучения, как мышление и деятельность.

Деятельность - это не только практические действия. Это комплекс умственных и практических действий.

Конструирование - это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность.

Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, т.е. имела бы образовательный развивательный смысл,практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи,требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

"Мышление - это всегда искание и открытие существенно нового. Следовательно,тот факт,что дети усваивают уже известные человеу знания и делают это с помощью взрослых, не исключает,а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим."

Одним из видов художественного конструирования является конструирование из бумаги. Оригами - это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушарий мозга.

Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта, создает очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для выработки стратегии взаимодействия полушарий.

Занятия оригами помогут ребенку развиваться,более полно используя ресурсы своей психики. Исходя из того, что в работе с бумагой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушарий, гибкому развитию полушарий в работе мозга и, следовательно, повышению психических способностей.

Целью занятий оригами в начальной школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребенка, которые ему необходимы в жизни и в процессе обучения другим предметам.

С целью активации мыслительной деятельности учащихся эффективно проводить уроки оригами, на которых сочетаются различные вопросы и задания, требующие от школьников более самостоятельных и осознанных действий по выполнению работы.

Активизируют мыслительную деятельность и задания на изменение образца. Они способствуют активации поисковой деятельности.

Очень хорошо активизирует мышление работа по воспроизведению по памяти постройки предыдущего урока. Конечно же, активизирует мыслительную деятельность и творческое задание, т.к. дети вносят в работу элементы собственной проектно-кнструкторской деятельности.

Главный смысл заданий, активизиующих мыслительную деятельность, - их направленность на развитие мышления, пространственного воображения; ученик должен не просто выполнять работу, но и мысленно проникнуть в невидимое.

Мыслительная деятельность на уроках трудового обучения рассматривается в общедидактическом плане как общая готовность к поисковой деятельности, предполагает смостоятельную ориентировку в задании, умение проанализировать, сравнить и выбрать способ действия,осуществить его на практике.