СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся.»

Активизация познавательной деятельности учащихся.

И.В. Пачина, МБОУ СОШ №90. г.Воронеж

Качество учебно-воспитательного процесса определяют различные показатели , среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке , их заинтересованность в изучении предмета. Поэтому перед учителем стоит задача как заинтересовать учащихся в изучении предмета, как активизировать их деятельность на уроке, как повысить качество обучения. Что же делать учителю, какие методические приемы и средства использовать для решения этой проблемы ? В настоящее время широко использую па уроке игровую деятельность, занимательные вопросы, творческие задания, географические диктанты, тестовые задания, деловые игры, дидактические игры, работу с карточками –заданиями, контурными картами, таблицами, рисунками, диаграммами, групповые работы.

Стимулирует учащихся к поиску решений, формированию собственной позиции групповая работа в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Групповая работа позволяет подключить учащихся в совместное планирование учебной деятельности, во взаимное обсуждение и взаимный контроль. Такая форма работы активизирует познавательную деятельность учеников, в том числе и слабоуспевающих, повышает их качество в обучении. Групповая работа дает возможность каждому ученику высказать свои мысли, свое отношение к происходящему, тем самым формируя у школьников умение общаться друг с другом. Важным методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Обязательным условием успешного проведения игры является коллективное обсуждение вопросов в сочетании с индивидуальной и групповой работой. При организации групповой игры выделяется несколько этапов: подготовительный , игровая ситуация, выполнение индивидуальных и групповых заданий, оценка работы группы, подведение итогов.

Качество урока можно повысить при помощи проведения географического диктанта: учащимся необходимо выбрать нужный ответ, воспроизводя в памяти изученный материал.

Эффективность тестирования заключается в том, что за сравнительно короткое время можно проверить достаточно большой по объему блок знаний и умений. В тестах, кроме вопроса содержатся варианты ответов. Тесты имеют свои достоинства и недостатки, поэтому их лучше сочетать с другими формами работы.

Уроки «Ученик-учитель» способствуют развитию речи учащихся, формированию представления о труде учителя, расширяют кругозор, развивают интерес к предмету. При работе с текстом учебника можно использовать разнообразные приемы: прочти-перескажи, выборочное чтение, найти понятия, составление плана текста, выделение главной мысли, смысловых блоков, составление рассказа по рисунку, схеме ,составление логико-структурной схемы, составление опорного конспекта, нахождение в тексте слов связок, составление таблицы: причина--- следствие. Изложение краткого содержания темы: значение---проблема---важность , переложение текста по другому плану, постановка вопросов к тексту, написание письма с места, игры на внимание (по диаграммам, схемам, таблицам), нахождение в тексте основного содержания, моделирование – нанесение на контурную карту объектов из текста учебника. Эти и другие формы работы , перечисленные выше, позволяют развивать интерес к предмету, делать уроки интереснее и разнообразнее. Качество знаний повышается на уроках географии за счет выше перечисленных навыков и умений работы с учащимися при тесном контакте учителя и ученика.