СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы современных технологий, используемые на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способности к деятельности формируются у ребёнка только тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Одним из подходов к обучению, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности является системно - деятельностный подход. Самостоятельная учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы современных технологий, используемые на уроках физики»

Сл.1. Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках физики


Сл.2. Требования к подготовке выпускников меняются с течением времени и зависят от потребностей общества. Исходя из общественных потребностей, сфера образования неустанно развивается. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, стремиться к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Сл.3. Физика… Для многих школьников это сложный и непонятный предмет. Учитель же знает, что в любом предмете нужно просто разобраться, если усвоить те основания, на которых он построен.

С точки зрения понимания школьного предмета «Физика», перед школьником стоят три основные задачи: · освоить физические понятия и термины,

· научиться работать с формулами,

· уметь по понятиям, терминам и формулам прогнозировать физические свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Только такое обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний по физике и приводит к успешной учебной деятельности.

Всем известны слова Сократа о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Способности к деятельности формируются у ребёнка только тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Одним из подходов к обучению, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности является системно - деятельностный подход.

Самостоятельная учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Сл. 4. Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок физики в рамках деятельностного подхода, необходимо учитывать следующее:

1) ребёнок должен добывать знания сам (принцип деятельности).

2) способы, с помощью которых обучающиеся добывают знания на уроках физики, должны учитывать их возрастные психологические особенности (принцип непрерывности).

3) в результате обучения физике, у обучающихся формируется обобщенное системное представление о мире - природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте физики в системе наук (принцип целостности).

4) обучающимся нужно обеспечить усвоение физического знания на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний), а также предложить возможность освоения физического знания на максимальном для обучающегося уровне в соответствии с зоной ближайшего развития возрастной группы (принцип минимакса).

5) в школе и на уроке физики должна быть создана доброжелательная атмосфера (принцип психологической комфортности).

6) обучающимся нужно предоставлять возможность систематического перебора вариантов для адекватного принятия решений в ситуациях выбора (принцип вариативности).

7) в процессе познания физики обучающийся приобретает собственный опыт творческой деятельности (принцип творчества).

Сл. 5. Чтобы понять какой приём или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с чётко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Это позволит отслеживать результаты деятельности каждого обучающегося в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Сл.6. Проблемно-ориентированное обучение - учебный подход (методика), который использует реальные жизненные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться. Анализ этих проблем приводит к приобретению новых знаний по физике и навыков решения проблем.

Сл. 7. В результате анализа учебных проблем, у обучающегося формируется навык критического мышления. Проблемно-базовое обучение (Problem-based Learning (PBL) строится на формировании критического мышления.

Сл. 8. Критическое мышление всегда было и будет неотъемлемым качеством успешного человека. Этот навык необходим человеку в наше непростое время.

Сл.9. Один из самых важных моментов в развитии критического мышления, это научить ребенка видеть связи между понятиями, предметами, явлениями. На уроке перед обучающимся ставится проблемная ситуация прежде, чем он приобрел какое-либо знание об изучаемом понятии. Работая в группах, парах с другими, он анализирует проблему, формулирует вопросы, проводит опрос и исследование, создает гипотезы и достигает решения проблемы. Проблема привлекает обучающегося, бросает ему вызов, пропуская сложности и детали. Школьники учатся решать проблемы в будущем.

Сл. 10. Основные особенности проблемно-базового обучения (PBL)

- Подтверждение предшествующего знания и опыта обучающихся;

- Обучающиеся берут на себя ответственность за свое собственное обучение;

- Межпредметная связь, где переплетается теория и практика;

    • Основное внимание на процесс, а не приобретение знаний;

    • Роль учителя скорее роль посредника, чем инструктора;

    • Необходимые факторы: сотрудничество, взаимообучение (акцент на коммуникативные навыки).

Стадии PB

Сл.11. 1.Введение;

- Знакомство cо сценарием PBL;

- Распределение роли учителя и обучающихся;

- Обучающиеся формируют команды;

Сл.12. 2. Запуск проблемы. Обучающиеся и учитель знакомятся с проблемой, отводится время для усвоения её сути. Учитель объясняет необходимый продукт деятельности.

Сл.13. 3. Работа с проблемой

Совместная работа учащихся по решению проблемы. Учитель контролирует процесс получения решения.

Сл.14, Сл. 15.

Введение в FILA

Facts

ФАКТЫ

Ideas (Hypothesis)

ИДЕИ (Гипотезы)

Learning Issues

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Action Plan

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Сбор данных

Предположения о проблеме

Список вопросов для исследования

Задания, которые учащимся необходимо выполнить

Направляющие фразы учителя

Прочитай-

Определи-

Составь список

Прочти-Соедини-Догадайся

Составь по приоритетам – Определи - Спроси

Исследуй –Разъясни- Дай задания

Обучающиеся получают текст и работают над ним, обсуждают, заполняя таблицу, выполняя задания по опорным словам. Сл.16, Сл. 17.

Сл.18. После работы в группе с текстом обучающиеся распределяют презентацию своего решения/конечного продукта. Презентуют свой конечный продукт. Хвалят друг друга за работу.

Делается заключение, подводится итог работы групп и обучающиеся в группах оценивают друг друга.

Сл.19. Плюсы PBL

  • Развитие навыков сотрудничества.

  • Независимое учение – развитие компетенций.

  • Самооценивание и оценивание сверстниками.

  • Развитие критического взгляда на информацию и знания.

Сл.20. Важно для PBL

  • Позиция учителя в PBL – быть фасилитатором учения, т.е. помощником.

  • Обучающиеся берут ответственность за свое учение.

  • Обучающиеся высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению одноклассника и выдвигают единое мнение.

  • Обучающиеся работают в командах для того, чтобы справиться с проблемой вместе.

Сл.21. В конце урока в тетрадях или на листочках проходит рефлексия. Задание для рефлексии.

Напишите:

  • 3 вещи, которые Вы узнали сегодня

  • 3 вещи, с которыми Вы не согласны

  • 3 вещи, вещи, которые Вы хотите использовать в своем классе.

На этом урок заканчивается. Учитель хвалит всех учащихся, благодарит за работу.

Сл.22. Рассмотрим несколько приёмов.

  1. «FILA» (работа с текстом «Кораблики») Сл.23.

  2. «Смотрим-думаем-удивляемся». Сл.24 (лист с началом вопросов в раздаточном материале)

Сл. 25. А) просмотр фильма с физическим содержанием (видеоролик).

Б) 1 минута на индивидуальное обдумывание.

В) в группах обсуждаются и записываются вопросы на листе, где есть вопросительные слова в разброс.

Г) участники дают название просмотренному фильму.

Д) выбранный участник с любого стола под любым номером, зачитывает написанные вопросы и название фильма.

Е) разбор смысла структуры и возможных условий применения на уроке.

  1. «Пазл». Сл. 26, 27. Участники в группе разбирают перевернутые карточки. Не показывая их друг другу, объясняют другими словами содержание своей карточки. Начинает участник, на карточке которого есть надпись «Start». Далее по принципу домино. Участник, узнавший в описании фигуры, слова, явления начало своей карточки, кладет ее закрытую следом за первой. И так далее. Последней должна быть карточка с надписью «End». Сл. 28. Пример - ряд «Алгоритм решения физической задачи».

  2. Сл. 29. «Fact or Fiction».

Каждый участник на своем листочке записывает 3 высказывания на любую тему. Два должны быть правильными, одно – ложным. Затем по команде учителя работа продолжается соседями по плечу. Участник под большим/меньшим номером начинает читать свои высказывания, а участник под меньшим/большим номером должен догадаться, какое высказывание ложное.

Сл.30. Результат применения данных структур проблемно-базового обучения - самостоятельная деятельность обучающегося по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Это и есть активная учебная деятельность.

Для реализации системно - деятельностного подхода на различных этапах урока физики можно применять разнообразные приемы и техники.

К примеру - Начало урока.

Название: Удивляй!

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

  • умение анализировать;

  • умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример:

Урок физики в 7 классе начинается с небольшого рассказа: «Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств» (Далее выявляются и обсуждаются в группах/парах свойства жидкости, агрегатные состояния и т. д.)

Сл. 31-41 см. по презентации.

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.

Не прожитое деятельностно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.


Вашему вниманию предлагается перечень некоторых других приёмов и техник, которые можно использовать на различных этапах урока физики (а также любого другого предмета).

Начало урока. Чтобы организовать учебную деятельность школьников с первых минут урока, можно использовать следующие педагогические приемы.

Нестандартный вход в урок.

Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд.

Удивляй.

Фантастическая добавка.

Необъявленная тема.

Актуализация знаний. Наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

Цепочка признаков.

Я беру тебя с собой.

 Да - нет.

Шаг за шагом.

Жокей и лошадь.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Согласен - не согласен.

До -после.

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

Изучение нового материала. Приёмы, который позволят не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Пинг-пон «Имя – Значение».

Лови ошибку.

Инсерт.

Послушать-сговориться-обсудить.

ЗХУ

Хорошо -плохо.

Связи.

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ».

Своя опора.

Целое—часть. Часть—целое.

Изобретательская задача.

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

Обсуждение и решение проблем. Умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. С этой целью можно использовать следующие приемы и техники.

«Маша-растеряша».

Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

Хорошо - плохо.

Силовой анализ.

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна.

Обратный мозговой штурм.

Решение учебных задач. На данном этапе было бы эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. Учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно - деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

Морфологический ящик.

Создай паспорт.

Ситуационные задачи.

Изобретательские задачи.

Контроль знаний, обратная связь. Контроль знаний можно осуществлять как в традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ. Наибольший эффект на данном этапе можно получить: если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня; если использовать нетрадиционные формы проведения контроля; если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют новые возможности и неизвестные пока знания.

Метод интеллект-карт.

Жокей и лошадь.

Цепочка признаков.

Диаграмма Венна.

Рюкзак

Формирование умения задавать вопросы. Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни каждого человека. Важно – раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать:

Хочу спросить.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Вопрос  к тексту.

Ромашка Блума.

Рефлексия. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для обучающегося.

«Телеграмма».

Цветные  поля.

Мысли во времени.

Шесть шляп.

Синквей.

Райтинг.

Хайку.

Диаманта.

До -после.

ЗХУ

Сообщи свое Я.

Рюкзак.