«Активизация познавательной деятельности и контроля знаний обучающихся на основе эффективных методов»
Стремительные изменения и развитие соцеальноэкономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника требуются высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников к взрослой жизни и трудовой деятельности.
В своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности и контроля знаний обучающихся на основе эффективных методов». Моя работа направлена на развитие интересов и участие в учебной деятельности каждого обучающегося. Она позволяет развить навыки самостоятельной работы, сформировать цели результативной учебной деятельности, привить ответственность за результаты учебного труда, Активные формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей через преобразующую главной цели – творческой деятельности.
В своей педагогической работе решаю следующие задачи:
Образовательные – способствуют прочному усвоению учебного материала, позволяют расширить кругозор обучающихся через изучение дополнительных источников информации;
Развивающие – формируют у обучающихся научные мировоззрения, способствуют развитию умений и навыков в получении выбранной профессии;
Воспитательные – способствуют воспитанию самореализующейся личности, уверенной в своих силах.
При отборе содержания учитываю, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен и запомнился. Обучающиеся используют те же источники, что и я. Обратная связь- я показываю, как собрана информация, как это позволяет оживить, сделать эмоциональным свой урок-обучающиеся, в свою очередь, используют те же средства уже в своей самостоятельной работе. Систематически информирую о новых достижениях в технике, в пищевой промышленности, связывая новые достижения с формируемой системой знаний. Поддерживаю инициативу и творчество обучающихся, совершенствую методы развития мотивации учения на разных курсах в соответствии возрастному этапу.
В своей работе использую два направления:
А) продуктивное, где используют такие основные методы обучения и воспитания: объяснение, инструктаж, работа с учебником, упражнения, тестирования и как вспомогательные используют: лекцию, иллюстрацию, мультимедийные метод;
Б) работая над главной методической темой, в педагогике сотрудничества применяю как основные методы: беседу, обсуждение, познавательную игру, проблемное обучение, обучающий контроль и как вспомогательные: иллюстрации и работу с книгой.
Учебная деятельность является одним из видов познания. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности обучающихся, я с тем же правом могу говорить об активизации учения. Познавательная активность есть качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения является принцип сознательности и активности обучающихся. Активность должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследование фактов, выявление ошибок, формирование выводов. Конечно все это должно осуществляться на доступном уровне и с помощью учителя.
В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы и приемы, формы организации учебного процесса. Т.о. уровень активности в процессе обучения определяется тем, насколько содержание, методы и организация обучения «провоцирует» эту активность.
Активные методы обучения обеспечивают соединение знаний и умений, их практическое применение, овладение новыми знаниями, умениями, выходящими за рамки учебных задач- организаторскими, коммуникативными и другими.
Применение активных методов обучения обусловлено двумя фактами:
Первый из них - необходимость усиления роли обучения в развитии мышления учащихся, их творческих способностей, развитие мотивации в обучении.
Вторым фактором, обуславливающим необходимость совершенствования методов и форм обучения, является неизбежное увеличение объема информации, подлежащей переработке и усвоению в период обучения.
В своей работе применяю такие методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Создание поисковых и проблемных ситуаций на учебных занятиях: во-первых, учит мыслить обучающихся научно-дидактически, дает обучающимся эталон научного поиска; во-вторых, способствует лучшему усвоению теоретических знаний и использовании их при практической работе. Проблемное обучение – одно из важнейших средств активизации мышления обучающихся, развития у них познавательных интересов и их творческих способностей. Оно может осуществляться на разных уровнях. На первом уровне формулирую проблему. Показываю пути решения данной проблемы. Постановка проблемы является средством возбуждения интереса и внимания, обучающихся к рассматриваемому материалу.
Второй уровень проблемности характеризуется тем, что проблему выдвигаю сама, а обучающихся привлекаю к поискам способов ее решения.
Третий уровень проблемности характеризуется тем, что обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с частичной моей помощью.
Четвертый уровень – это когда обучающиеся сами ставят проблему и решают ее без моей помощи, но под моим руководством.
Чтобы обучающиеся научились решать проблемы, нужно научить и приучить их самим себе задавать вопросы – сначала вслух, потом про себя. С помощью этих вопросов обучающийся сможет найти правильный путь решения проблемы. Прежде всего ученик должен осознать ситуацию, подумать, чего от него хотят, к чему надо прийти. Затем он размышляет о том, как это сделать, каким путем идти к цели.
Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникаций, необходимыми для совместной деятельности педагога и обучающихся.
Контроль и оценка знаний и умений, обучающихся является важной составной частью образовательного процесса. Поэтому всегда стоит задача организации и осуществление контрольно-оценочных процедур в соответствии с заданными нормами и требованиями.
В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности получаю возможность:
- оценить глубину и объем усвоенного обучающимися материала, правильность ответа;
- определить, умеют ли обучающиеся применять знания по дисциплине на знаниях производственного обучения;
- установить, как обучающиеся оперируют основными понятиями, данными, правилами и т.п.;
- скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, формы и методы обучения, опираясь на полученную информацию;
- стимулировать познавательную активность обучающихся.
Систематичность контроля реализую путем постоянной проверки знаний и умений у всех обучающихся на различных этапах образовательного процесса. Так, организую индивидуальный и фронтальный опросы, выполнение письменных заданий, текущих и итоговых контрольных работ, я оцениваю глубину и осознанность усвоения материала, степень самостоятельности обучающихся на занятиях.
Систематичность контроля повышает объективность оценок, позволяет исключить случайности при их выставлении, дает возможность проследить динамику формирования у обучающихся специальных знаний и умений.
Обучающее влияние контроля проявляется в том, что в процессе прослушивания ответов своих товарищей, обучающиеся систематизируют и закрепляют полученные знания, выявляют допущенные ошибки, неточности, делают поправки, дополнения, повторяют раннее изученный материал.
Воспитывающая и развивающая функции проявляются в том, что:
- у обучающихся формируется дисциплинированность и чувство ответственности по отношению к учебной деятельности и навыки самоконтроля;
- обучающиеся учатся отстаивать свою позицию, делать аргументированные сообщения, обоснованные выводы;
- у обучающихся активизируется внимание, память, мышление, самостоятельность, появляется стремление к расширению специальных знаний, к познанию новых фактов и явлений.
Позитивная динамика достижений учебной деятельности обучающихся по дисциплине «Физика»
Результаты промежуточной аттестации обучающихся
(за последние 3 года)
2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б | Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б | Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б |
46 | 4 | 10 | 11 | - | 3,72 | 51АМ | - | 6 | 16 | - | 3,27 | 62 | 4 | 11 | 13 | - | 3,67 |
47 | 3 | 12 | 10 | - | 3,72 | 53АМ | - | 6 | 14 | - | 3,3 | 63 | 2 | 7 | 10 | - | 3,58 |
49 | 2 | 7 | 18 | - | 3,4 | | | | | | | 64 | 3 | 8 | 7 | - | 3,8 |
50 | 4 | 10 | 11 | - | 3,72 | | | | | | | 65 | 3 | 8 | 7 | - | 3,8 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 3,64 | | | | | | 3,29 | | | | | | 3,73 |
2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б | Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б | Гр. | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср.б |
46Т | 4 | 10 | 11 | - | 3,72 | 51АМ | - | 6 | 16 | - | 3,27 | 62 | 4 | 11 | 13 | - | 3,67 |
47Т | 3 | 12 | 10 | - | 3,72 | 53АМ | - | 6 | 14 | - | 3,27 | 63 | 2 | 7 | 10 | - | 3,58 |
49ПК | 2 | 7 | 18 | - | 3,4 | | | | | | | 64 | 3 | 8 | 7 | - | 3,8 |
50ПК | 4 | 10 | 11 | - | 3,72 | | | | | | | 65 | 3 | 8 | 7 | - | 3,8 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ср.б | | | | | 3,64 | | | | | | 3,29 | Ср.б | | | | | 3,73 |
Результаты итоговой аттестации (за последние 3 года)