Активизация познавательной деятельности учащихся в внеучебное время.
МБОУ «Новолядинская СОШ»
филиал с. Столовое
Андреева Л.В.
Слайд 2.
С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Она введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
То есть целью нашей работы является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств - познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Сущность активизации познавательной деятельности рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Деятельность учащихся не заканчивается порогом школы. По окончанию уроков вступает неотъемлемый компонент системы образования – систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Слайд 3.
В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы ориентировались:
- на запросы родителей;
- на традиции школы;
- учитывались интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования.
В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.
Слайд 4.
Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.
Целями внеклассной работы являются:
расширение и углубление знаний, умений и навыков;
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи внеклассной работы:
популяризовать и знакомить с достижениями в предметной области;
привить учащимся интерес к исследовательской работе;
воспитать интерес к чтению научно-популярной литературы, формировать умения и навыки в работе с ними;
проводить профориентационную работу с учащимися.
Слайд 5.
Внешкольная работа составная часть системы образования и воспитания детей. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой. Мои ребята посещают кружки на базе музыкальной школы, дома культуры, спортивной школы. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательном процессом в нашей школе. В основе внеклассной и внешкольной работы лежит целый комплекс принципов педагогики:
принцип добровольности;
общественной направленности;
развития инициативы и самодеятельности;
принцип игры;
творческого подхода к делу;
учета возрастных и индивидуальных особенностей;
доступности;
плановости
Слайд 6.
Привлечение школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков дополнительного образования и по предметам, где создаются условия для неформального общения и совместной деятельности, которая и является необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций. Формы занятий: игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция.
Формы внеклассной работы в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д.
Слайд 7.
По охвату учащихся выделяют:
Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д. Для активизации познавательной деятельности мы разрабатываем индивидуальные программы коррекции трудных детей. В них содержатся цели, задачи, направления работы, мероприятия с фотоотчётами, характеристики и ожидаемые результаты индивидуальной работы.
Слайд 8.
Массовая работа выражается в проведении классных часов, вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад. Учащиеся нашей школы принимают участие во многих дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, за что очень благодарны своим наставникам. Дети моего класса были награждены дипломами и грамотами. За подготовку к участию в предметных конкурсах и олимпиадах разного уровня организаторы отметили мою работу. В мае 2013года мы участвовали в общероссийском конкурсе «Современные методы преподавания краеведения», где я стала лауриетом.
Слайд 9.
По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу.
Слайд 10 - 11.
Уже несколько лет я веду кружок «Духовное краеведение Тамбовщины». Мы участвуем уже 2 года в проекте «Праздник православной книги». В 2013- 2014 учебном году реализовали проект «У нас Рождество», сейчас приступили к проекту «Рождественское чудо». Реализован в 3 классе проект «По стране Этикет». Цель которого освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Коллегами отмечается нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. По итогам работы наш класс получил звание «Самый творческий класс».
Слайд 12.
Как говорила ранее, я считаю, что активизировать познавательную деятельность экскурсии, конференции. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном селе, в котором живут, его истории, культуре. Поэтому эта форма работы часто используется в нашей внеклассной деятельности. Мы посетили: Музей кукол, Музей почты, Пожарную часть, Музей медицины, ВМЦ, Зоопарк, Краеведческий музей, Спассо Преображенский собор, Кукольный театр. Запомнилась детям и экскурсия по родному селу Столовое. Учитель истории Ступников В.Н., уроженец села, очень увлекательно рассказал о прошлом с. Столовое.
Слайд 13.
О прошлом села Б.Талинка и его храма с проектом «В моей душе» мои воспитанники выступили 18 февраля 2014 года на районной научно практической конференции «Храм. Семья. Отечество» и получили хорошую оценку своего труда.
Слайд14.
По дидактической цели хотелось остановиться на дидактических играх и исследовательской деятельности.
Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся. Наибольшего эффекта удается добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя. Она требует от создателей хорошей подготовки в области выбранной темы и значительных усилий при подборе содержания игры. Игры очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Традицией стало проведение летнего отдыха наших ребят в лагере «Столовчата», где они погружаются в проект – игру «Моя малая родина». Формируя отчёт о работе лагеря, я использовала материалы ребят: фото, дидактический материал, репортажи с проведённых мероприятий. Аналитический отчёт этой работы был оценен в этом году в районе. Мы заняли почётное З место.
Слайд15 -16.
Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по открытию, фиксации, систематизации новых знаний. Цель исследовательской работы учащихся – создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации. Последние наиболее значимые работы. Во втором классе мы работали над групповым проектом «Переделка», в конце которого мы дали рекомендации по озеленению классов нашей школы. Выступая с защитой проекта на научной конференции в базовой школе, заняли 1 место. В третьем классе Морозова К, Виляев Д., Ситникова Д. подготовили индивидуальные исследовательские проекты и заняли в муниципальном этапе областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Юный исследователь» два первых места и одно четвёртое. Морозова Екатерина стала участником областного конкурса.
Слайд17.
Выводы
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов.
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, педагогов и родителей. В нашем классе удовлетворённость работой школьного коллектива со стороны родителей всегда высокая, из года в год виден её рост. В заключении хочется сделать вывод:
1. Внеурочная работа направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов, на развитие способностей, опирается на разнообразную активную деятельность.
2. Познавательный интерес учащихся в обучении и воспитании является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Слайд18 -19.
Литература
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2001. -224 с.)
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. –Спб.: Питер, 2004. -713 с.-(Серия «Мастера психологии»).