«Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС посредством ЭОР и сервисов WEB 2.0.»
Неустроева Светлана Габдульхатовна, учитель технологии,
первая квалификационная категория, г. Нижнекамск.
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами
Али Апшерони
С внедрением ФГОС изменилась деятельность учителя на уроке, но ученики, как и прежде, остаются пассивными. Несмотря на использование современных технологий, мы снова можем наблюдать низкую вовлеченность учащихся в деятельность (работают только самые активные – их меньше, чем пассивных), усилие детей направлены на запоминание информации, а не на понимание. Как быть?
Изменить пассивность на активность помогает использование различных информационно - коммуникационных технологий. Еще раз хочется поговорить о сервисах, используемых в обучении обучающихся.
«Сегодня Интернет проникает во все сферы жизнедеятельности общества. В условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. На современном этапе развития общества, когда целью образования является создание условий для максимального развития личностного потенциала каждого обучающегося, социальные сервисы Веб 2.0, основные черты которых – интерактивность и социализация, могут способствовать оптимизации процесса преподавания.
В 2013 году я была активным участником сетевого семинара «Разработка сетевых интерактивных ЭОР по технологии».
По материалам семинара я поставила переда собой цель: разработать интерактивные ЭОРы по технологии и применять их в образовательном процессе для формирования активной познавательной деятельности обучающихся.
Для реализации цели были мною поставлены задачи:
узнать, что такое ЭОР;
классифицировать ЭОРы;
какие требования надо предъявлять к ЭОР;
освоить методы, формы, приемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством сервисов Веб 2.0, ЭОР;
разработать ЭОРы для уроков;
внедрить их в образовательный процесс, вовлекая в совместную работу обучающихся.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР называются интерактивными, поскольку они ориентированы на активное взаимодействие учащихся с электронным учебным материалом. Интерактивные ЭОР нацелены на практическую деятельность учащихся, а не на изучение теоретического материала и предполагают выполнение конкретного учебного задания.
Из перечня ЭОРов для разработки я выбрала WEB 2.0. сервисы Padlet и Learningapps.
Е.Д. Патаракин и Д.Б. Ярмахов выделяют следующие возможности использования Веб 2.0 технологий в образовании:
Веб 2.0 технологии открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко включаются люди, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий.
В результате распространения Веб 2.0 технологий в сетевом доступе оказывается большое количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.
Веб 2.0 технологии упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.
Веб 2.0 технологии позволяют организовать личное пространство обучаемого.
Таким образом, основное преимущество Веб 2.0 технологий для системы образования заключается в том, что они позволяют хранить данные на специально для этого предназначенных интернет-сервисах, что обеспечивает их доступность. Использование в учебном процессе Веб 2.0 технологий также способствует освоению таких навыков, как критическое мышление, учебная автономия, творческое саморазвитие, рефлексивная и коммуникативная культуры.»
[1,с.369-371].
Эти все возможности можно использовать на уроках технологии.
Я хочу поделиться, как я использую в своей работе сервисы Padlet и Learningapps на уроках технологии 5-8 классов.
Padlet — это удобный, легкий в работе сервис для хранения, организации и совместной работы с различным контентом (документы, тексты, фото, материалы). Сервис бесплатен, не ограничивает пользователя в количестве создаваемых страниц и поддерживает кириллицу.
В образовательном учреждении этот сервис будет удобным инструментом при организации проектной деятельности, рефлексии, изучения новых тем, как для учителя, так и для обучающихся.


Ниже предоставляю скриншоты досок, созданные моими обучающимися 6-7 классов по теме «Вышивание крестиком» (фото 1).

Фото 1
Доску падлет «Забавные кривульки» в полном размере вы можете посмотреть по ссылке: http://padlet.com/neustroevas/xq0sw7j09sev . На доске я размещаю задание по текущей теме, и девочки выставляют свои идеи, предложения, фото изделий, выполненных своими руками.
Материал урока обучающиеся могут закреплять, обмениваться мнениями, советами, находить сами, обратившись к интернет - ресурсам (фото 2): http://padlet.com/neustroevas/nafhrbq9l2cy
Фото 2
Данный сервис на уроках технологии я использую уже третий год. Девочкам очень нравится: есть возможность использовать данный сервис в мобильной версии, что позволяет «пополнять» доску даже во время урока. Также я пополняю доски, совместно с обучающимися, по темам: «Интерьер жилища», «Сервировка стола» и др., очень удобно размещать творческие задания!
А вот доска по разделу «Кулинария» в 5 классе ! (фото 3) https://padlet.com/neustroevas/zbchr38spgia

Фото 3
Учение с увлечением! Использование сервиса Padlet – хорошее подспорье для успешных занятий !
Сервис Learningapps создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений позволяет учителю самостоятельно создавать мультимедийные упражнения и ресурсы по разным предметам, использовать коллекцию своих и заимствованных упражнений у коллег для самостоятельного изучения, закрепления материала обучающимися (фото 4).

Фото 4
Преимущества сервиса LearningApps.org
дружелюбный русскоязычный интерфейс (надо только выбрать соответствующий флажок в правом верхнем углу);
простота в разработке ЭОР;
многообразие шаблонов для разработки ЭОР;
обучающийся и педагог может мгновенно проверить правильность выполнения задания;
возможность встраивания ЭОР на html-страницу, публикация в блоге, оправка ссылки по электронной почте;
возможность обмена ЭОР между коллегами.
Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников. Преподаватель на сервисе может создать классы для работы с учениками и создания приложений (фото 5).

Фото 5
Можно создавать классы, при чем аккаунты генерируются автоматически (фото 6).

Фото 6
В папку каждого класса можно «вложить» задания, а затем по статистике учитель может просмотреть: выполнено ли задание обучающимися или нет? А самое главное, для учителя, это не занимает много времени (фото 7 )!

Фото 7
С интересом обучающиеся задания создают самостоятельно, а затем, подкорректировав, я выставлю упражнения для всех.
Мною разработано 11 заданий: (фото8) https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=130036

Фото 8
Кроме этого, я использую приложения , размещенные на сервисе.
Выводы:
В чем же преимущество использования WEB 2.0 сервисов? Итогом работы создания ЭОРов для уроков можно отметить :
обучающиеся могут создавать совместно коллективный ресурс ;
в выполнении работы просматривается деятельностный подход;
активизируется познавательная деятельность;
девочки ощущают себя командой, обмениваясь информацией;
повысился интерес обучающихся к выполнению творческих заданий.
Используя на уроках данные сервисы, я заметила повышенный интерес обучающихся к предмету, желание постичь новое, научить и помочь своим сверстникам. В дальнейшем я продолжу применять WEB 2.0 сервисы на уроках, я уже начала изучать другие сервисы.
Это подтверждается качеством и успеваемостью по технологии за последние три года.
Качество и успеваемость за последние три года
№ п/п | Год обучения | технология (девочки), качество образования | технология (девочки), успеваемость |
| 2013-2014уч.г. | 97,5% | 100% |
| 2014-2015уч.г. | 98% | 100% |
| 2015-2016уч.г. | 98,3% | 100% |
![]()
Данные сервисы могут использовать в своей работе молодые начинающие педагоги, а также педагоги со стажем.
Если вы заинтересовались сервисом Padlet и хотите использовать его в своей работе, можете воспользоваться подробной видеоинструкцией на сайте : http://www.allnewteaching.com/padlet/ [2],а как работать с сервисом LearningApps.org, можно пройти по ссылке: http://induc.ru/news/events/?ELEMENT_ID=4631[3].
Ажель Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 369-371.
http://www.allnewteaching.com/padlet/
LearningApps.org