Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»
городского округа Рошаль Московской области
«Активизация познавательных интересов
младших школьников
посредством применения ИКТ»
Выступление на ШМО
Автор: Титова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 г.
«Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования». Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Селевко, я обозначила цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:
I. Методика организации компьютерного практикума (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм…)
II. Методика использования творческих заданий с применением средств MicrosoftOffice, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д).
III. Методика использования обучающе-контролирующих программ (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронные пособия :“Знайка”,”Мир природы”, “Энциклопедия Кирилл и Мефодий” для начальной школы, обучающие игры « Советы тетушки совы», «Улица Сезам», «Видео букварь», «Весёлая математика» и многие другие.
IV. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
В результате проектной деятельности учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, учатся составлять презентации. Продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего урока и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной модели начального общего образования. Используя ИКТ на уроках в начальной школе, учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН:
На этапе актуализации опорных знаний можно использовать блиц-опрос с подачей правильного ответа средствами гиперссылок. В случае незнания правильного ответа на вопрос осуществляется переход по гиперссылкам на слайды с требуемым ответом. Также могут применяться тесты, которые помогают быстро определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях. На этом этапе урока уместно заслушать сообщения детей с просмотром презентаций, подготовленных дома.
На этапе самоопределения к деятельности можно использовать загадки, кроссворды, анаграммы, которые подводят детей к постановке проблемы.
На этапе открытия новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации.
Элементы проблемности могут создаваться через включение специальных слайдов, содержащих конфликт, вопрос, противоречие. На этапе работы по новой теме можно использовать прием составления блок – схем.
На этапе рефлексии используется блиц-опрос обучающихся.
Закончите начатое предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я удивился…
Теперь я могу…
Было трудно…
Мне захотелось…
Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…
Я считаю, что дома мне надо …, так как…
На любом уроке учитель не должен забывать о здоровьесбережении обучающихся. Использование анимационных физкультминуток позволяет снять напряжение и усталость детей. При проведении физкультминуток можно использовать презентации с песнями, «делай с нами», «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.
Каковы же результаты использования ИКТ в начальной школе? Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков.
На уроках математики при помощи компьютера и интерактивной доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа. Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, можно осуществлять демонстрацию примеров, цепочек для устного счета, можно организовать математические разминки.Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Русский язык (письмо) Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, собрать пословицу.. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам, способствуют созданию проблемной ситуации. Очень удобно использовать презентации при работе над изложением, сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио и видео средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме. Портреты писателей и поэтов, знакомство и с их биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным.
Уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых явлений. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволили мне показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью я смогла показать солнечную систему, строение тела человека, совершить виртуальные путешествия по разным городам и странам. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.
Использование ИКТ на уроках ИЗО и технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат, причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Работа по внедрению новой технологии позволяет и учителю повысить собственную информационную компетентность, так как формируются умения структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме. В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если мы учителя будем сами активны в творческих поисках, то и нашим ученикам будет с нами интересно и результаты нашей работы будут более качественными.
Список литературы:
1.Е.И. Булин – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л Семенов, Е.Н. Хохлова «Формирование ИКТ – компетентности младших школьников» М.: «Просвещение», 2012
2. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г 3.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)http://standart.edu.ru/
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
4. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.