Активизация словаря.
Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеников в нужных ситуациях, пассивное-лишь понимание этого слова, без его употребления.
Активизация — словаря-это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц. Цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать как можно больше слов, научить детей использовать их правильно, научить выбирать нужное слово, научить сочетаемости слов.
Известны следующие формы активации словаря:
Составление словосочетания с нужным словом. Например, встречается слово хлопьями (Снег повалил хлопьями). Учитель спрашивает: «Какими хлопьями?» (Большими, белыми). «О чём можно сказать: хлопья? Хлопья чего?» (Хлопья снега) «Как же говорят, когда снег, когда идёт крупный, тихий снег?» (Говорят: снег повалил хлопьями). Здесь учащиеся употребили два словосочетания со словом хлопья: прилагательное+существительное, существительное+существительное.
Составление предложений с заданными словами. Учащимся предлагаются задания: составить предложение со словом коллектив, со словосочетанием просто завыл (ветер), со словом улыбнулся, затем со словом усмехнулся, ухмыльнулся (синонимическая группа).
Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ должен быть самостоятельным. Также пересказ помогает активизировать и обогащать лексику. Следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором.
Первая задача решается применением следующих форм пересказа: выборочный, сжатый, творческий.
Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, отмечает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Например, при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» учитель наметил активизировать следующие слова:
-действия обезьяны-вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала(людей), расходилась, сорвала (шляпу)стала рвать её, дразнила(мальчика)подманила его, показала зубы, радовалась.
-действия мальчика-не знал смеяться или плакать, погрозил, крикнул, скинул (куртку), бросился (за обезьянкой), взобрался, бросил мачту и ступил на перекладину, покачивая руками, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул, стал дышать.
Слова на доске не были записаны-дети воспроизводили их по памяти.
Беседа учителя нацелена на то, чтобы дети, отвечая на вопросы, назвали бы действия обезьяны в начале рассказа, затем её действия после того, как она схватила шляпу, действия мальчика, погнавшегося за обезьяной, и его действия после появления отца.
Рассказы по наблюдению с использованием «опорных» слов. Дети пишут письменные сочинения по опорным словам. В процессе подготовки к каждому сочинению, изложению активизации словаря принадлежит одно из важнейших мест.
Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е вошло бы в его словарь.