Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении чтению и письму на уроках английского языка в начальной школе.
Червинская Татьяна Петровна
Учитель английского языка, ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №20 имени А.В. Демехина»
Иностранный язык является одним из самых популярных предметов изучения у школьников на сегодняшний день. Тем не менее, несмотря на всю его популярность, учителю постоянно приходится поддерживать познавательный интерес учащихся к предмету, вновь и вновь мотивируя их на учебную деятельность. Американский педагог Хорас Манн говорил «Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо».
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока – результата организации активной деятельности учащихся. Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в учебном процессе. Чтобы активизировать деятельность обучающихся, привлечь их внимание, нужно пробудить интерес к изучаемому материалу.
Действенным способом, помогающим успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам можно отнести: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, которые развивают творческую личность в школе.
Принимая во внимание практическую цель обучения английскому
языку — учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени — все заняты делом. Сегодня я хочу уделить внимание – обучению чтению и письму.
Письмо
Роль письма в обучении иностранному языку играет большую роль. Письмо помогает правильно организовать весь учебный процесс и является важным средством прочного усвоения лексико-грамматического материала и формирования навыков чтения и устной речи.
При обучении письму я ставлю перед собой задачи: научить детей подписывать открытки и суметь написать письмо зарубежному другу. А чтобы было еще интереснее, ученики сами эти открытки придумывают и рисуют.
Проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна, поэтому на своих занятиях я всегда стараюсь использовать упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения. Моя задача – сформировать у обучающихся собственный стиль мышления и основы исследовательской культуры.
Как правило, обучение письму начинаю уже с первого урока, с первой буквы английского алфавита. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме обучающиеся пользуются цветовыми карточками (гласные обозначаются одним цветом, согласные – другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, и т.д.).
Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Не раз задавала себе вопрос: «Что может сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе?» Конечно – применит игру.
Давно известно, что игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей деятельности как можно больше игр для развития письма и письменной речи. Хочу привести примеры обучающих игр, нацеленных на формирование орфографических навыков:
«Alphabet salad». Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (коробка, шкатулка). Ученики по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Остальные учащиеся называют ее вслух.
«Алфавитородео». Поделив класс на две команды, называю какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названую букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.
«Spider». Записываю на доске какое-нибудь слово, например «APPLE». Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. (пример: A – Angel, P – pig, P – panda, L – lamp, E – egg). Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. (пример: cat – tomato – onion и т.д.)
«Auction». По моему сигналу ученики записывают слова по заданной теме, выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени. Пример: тема животные – dog, cat, cow, rabbit; тема мебель – table, wardrobe, mirror, sofa и т.д.
«Composing». Записываю на доске длинное слово, например SPOTLIGHT. Из букв этого слова обучающиеся должны составить новые слова и записать их. Например: SPOT, LIGHT, POT, TIGHT, TOP, CAT И т.д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Как известно, у каждого ученика свои определённые способности к учебе. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Поэтому, выстраивая свои уроки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараюсь учить ребят интересно. Помимо игр даю интересные задания, учитывая их возраст, владение навыками письма, уровнем подготовки:
Во 2 классе:
впиши недостающую/ие букву/буквы;
напиши соответствующие буквы: строчные к заглавным и наоборот;
составь из букв слова и запиши их;
распредели слова по смысловым группам и запиши их;
разгадай кроссворд и запиши слова;
составь из слов предложение и запиши его;
напиши предложения по образцу, подставляя пропущенные слова;
составь из предложений связный рассказ и запиши его;
прочитай ответ и напиши вопрос к нему;
напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;
разукрась и опиши картинку;
В 3 классе:
составь из предложений рассказ/диалог;
опиши картинку, используя ключевые слова;
ответь на вопросы;
переставь слова правильно и запиши предложения;
заполни пропуски словами;
напиши рассказ по образцу;
В 4 классе:
дополни предложения;
составь и запиши список покупок;
напиши приглашение на праздник;
составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
напиши поздравление другу с опорой на образец;
ответь другу на письмо;
опиши картинку.
Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Обучение письму и письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.
Чтение
Чтение обеспечивает познавательную функцию языка. Будучи познавательной деятельностью, чтение способствует развитию образного и логического мышления учащихся. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но и сам процесс чтения, который создаёт предпосылки для работы мышления. Чтение на иностранном языке сопровождается целым рядом мыслительных операций – наблюдением, сравнением, анализом, синтезом. В процессе чтения развивается воображение и внимание учащихся, так как понимание текста связано с догадкой и требует концентрации произвольного внимания.
Принципы обучению чтению:
Чтение – это не пассивное действие. Обучающиеся должны быть вовлечены в содержание текста. Они должны знать, что означают слова, понимать аргументацию, выработать свою собственную позицию, согласиться или нет с автором. Если мы это не исполняем или если учащиеся не придерживаются этого принципа, тогда мы просто читаем поверхностно текст и забываем его вскоре.
Учащиеся должны быть заинтересованы, даже заинтригованы, о чем же повествует автор текста. Учащиеся, которые не вовлечены в чтение текста - не активны - не получат хороших результатов. Напротив, если учащиеся заражены содержанием текста, они получат от него намного больше, чем ожидается. И процесс запоминания будет проходить активнее. Необходимо тщательно подготовить презентацию текста.
Учитель должен поощрять учащихся отвечать не только на языковые явления, но и на содержание, смысл текста. Для этого создаются благоприятные условия, чтобы учащиеся имели возможность ответить на послание в тексте, особенно важно, если им хочется и удается выразить свои чувства, сравнивая происходящее в тексте со своим собственным опытом.
Предположения, прогнозы – это главный фактор в чтении. Учащиеся должны быть предварительно подготовлены к восприятию текста. Картинки, фотографии, заголовок текста, организация самого текста, речь учителя и.т.д. дают богатый материал для раскрытия содержания текста, снятия трудностей еще до его прочтения. Кроме того, на предварительном этапе учащиеся должны подготовиться к восприятию текста с языковой стороны.
Соответствие заданий и темы. Своевременный и правильный подход к работе, подбор упражнений, необходимых вопросов, заданий и.т.д., которые решали бы задачу данного этапа, были бы интересны для учащихся, затрагивали бы лично каждого и побуждали прочитать текст. Самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны будут задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут включать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке.
Эксплуатировать текст до конца. Каждый текст содержит массу слов, грамматических явлений, моделей для речи, письма, предложений, идей, описаний и.т.д. Это языковое богатство на должно пройти мимо учащегося. Его надо интегрировать в увлекательную последовательность учебных действий, использующих тему текста для обсуждения, дискуссии и дальнейших действий.
Методы и приемы работы над текстом
Далеко не секрет, что сегодня обучающиеся не любят читать. И тут перед учителем возникает вопрос: как сделать чтение текста на уроках иностранного языка занимательным и интересным? В начале занятия должен быть создан положительный эмоционально-психологический настрой. Я приветствую и интересуюсь о настроении учащихся. Сообщаю о целях и задачах урока, ориентирую учащихся на предстоящее общение. Далее в ходе урока я использую приём разделения работы над текстом на 3 этапа, а так же различные упражнения:
Предтекстовый этап (работа над текстом до чтения) – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут. На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания текста: выписать заранее на доску новые слова необходимые для понимания теста и приложить к ним русский эквивалент, проговорить, о чем или о ком может идти речь в тексте.
Можно использовать такие упражнения:
«Отгадай по иллюстрации». Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п., о чем пойдет речь в тексте.
«Ассоциации и предположения». Учащиеся индивидуально, либо в группах получают задание ответить на следующие вопросы: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем, по вашему мнению, этот текст?
Текстовой этап (работа над текстом во время чтения). Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Я стараюсь отбирать текст с целью развития интереса учащихся, возможностям обучаемых и соответствию их возрасту.
Во время работы с текстом можно использовать такие упражнения:
«Who is reading?». Учащиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый учащийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый учащийся читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации. Примеры ролей: первоклассник, сказочник, зарубежный гость и т.д.
«Текст с пропущенными словами» Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах, читают и заполняют пропуски самостоятельно.
«Пазл» Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
Послетекстовой этап (работа над текстом после чтения.) — использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Подбираются такие задания, которые помогают в достижении целей урока: ответить на вопросы, как по содержанию текста, так и на его понимание, составление продолжения истории/ рассказа. Варианты упражнений:
«Озаглавь текст». После прочтения текста, ученики озаглавливают его или придумывают другой заголовок согласно теме.
«Преобразование». После прочтения текста обучающиеся делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог.
Итак, можно сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Причем каждый из них может варьироваться. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании иностранного языка. Подача урока в интересной для школьника форме является залогом успешного обучения, многократно увеличивает эффективность урока, создает великолепные условия для раскрытия личности учеников.
ЛИТЕРАТУРА:
Артамонова Л.Н. «Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе».- Первое сентября (English) №4, 2008.
«Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». — М.: Просвещение, 2012.
Скороходова Н. «Мотивация к достижению: как управлять ее развитием?» // Народное образование. – 2006. – № 4.
Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам». – М.: Просвещение, 2003.
Шишкина И. В., Пахоменко Е. П. «Методы и приёмы работы с текстом на уроке иностранного языка»