СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы и методы работы на уроках краеведения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активные формы и методы работы на уроках краеведения»

Сведения об авторе

  1. Бирюкова Малика Давлатовна



Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые обеспечивают инициативность и разнообразие практической и мыслительной деятельности обучающихся во время изучения учебного материала. В них входят педагогические приёмы и специальные формы занятий. Они строятся на творческом характере обучения и игровом действие, использовании знаний и опыта обучающегося, вовлечении всех органов чувств, формировании групповых форм организации работы, деятельностном подходе в обучении и воспитании, использовании интерактивности и разнообразных коммуникаций, диалога и полилога.

Активные формы и методы работы на уроках краеведения

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития.

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках краеведения способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока: изучения нового материала, рефлексии и т.д).

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д.

Метод «Цифровой диктант»

Описание: проводится на любом этапе урока, на вопросы учителя, обучающиеся или в устной форме, сигнализируют, поднимая карточки со знаками «+» и «-» или в письменной форме, записывают  ответы на карточках, верно утверждение или нет.

1) Чита – это центр Забайкальского края

2) Краснокаменск граничит с Турцией

3) Река Аргунь протекает по территории Забайкальского края

4)  климат в Забайкалье резко континентальный

5) озеро Байкал находится на территории Забайкальского края

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Метод «Угадай объект»

Для обучающихся можно предложить игру «Угадай объект», задавая вопросы по теме, например, учитель загадывает объект на карте. Ученики задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

- Этот животное?     -Нет

-Он находится на материке?                    -Да

-На этом материке одна часть света?       -Нет

-Это растение -Да

-это в Европе   -Нет

-Это растение произрастает в России?    -Да

-Это хвойное?                          -Нет

-Это лиственное?  -Да

-Это Береза?                                   -Да!

Краеведение невозможно хорошо выучить без атласа, карты, контурных карт. Дети легко в них ориентируются, приучены с ними работать, поэтому каждый урок проходит с их обязательным применением.

А незаменимым помощник на уроке является компьютер.

Метод «Журналист»

Описание: один ученик, у доски, в конце урока, задает вопросы одноклассникам, на которые они должны ответить.

После изучения темы «Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно задать вопросы: «Каких ученых вы запомнили?», «Какой вклад внес ученый…?», «Считаете ли вы, что…?» и другие.

Метод «Шаг за шагом»

Описание: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют понятие, термин, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример.  На уроке. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения, рек, озёр, находящихся на определённой территории или названием стран, районов, областей, столиц и т.д.

Метод «Индуктор»

Описание: приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример.  На уроках краеведения при изучении реки Забайкальского края нужно записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этой темы. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем зачитывает их вслух. Каждый записывает свои ассоциации, местонахождение, населенные пункты, названия рек, обитателей глубин и многое другое, в процессе происходит как повторение ранее изученного материала так и появляется хороший эмоциональный настрой.

Метод «Фишбоун» (рыбный скелет)

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример. При изучении темы: Экологические проблемы:

голова – экологические проблемы Краснокаменска

верхние косточки – Радиоактивное загрязнение, Рекультивация земель и т.д

Нижние косточки

нижние косточки – меры по устранению

хвост –вывод

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 5 минут

 Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Возможно использование музыкального сопровождения. Можно также работать как в группах, так и по одному.

Метод «Круги Венна»

Описание: Доска (лист) делится на 2 круга пересекающихся между собой. В общей части детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример. При изучении темы: «Значение планов и карт». Учащиеся записывают, что объединяет план и карту, и что у них различного.

Метод «Создай паспорт»

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример. При изучении темы: Любого города, можно предложить составить паспорт по плану:

  • Площадь-

  • Расположение-

  • Население -

  • История -

  • Символика-

  • Национальный состав -

  • Климат-

  • Достопримечательности -

Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Файловый архив https://infourok.ru/ , [Электронный ресурс] – Режим доступа https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-etape-refleksii-1876519.html, свободный. Дата обращения 12.04.2020г.

  2. Файловый архив https://multiurok.ru/id28524306/ , [Электронный ресурс] – Режим доступа https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-novykh-standartov-.html, свободный. Дата обращения 08.04.2020г.