Активные формы и приёмы организации образовательного процесса.
Костина Г.А.,
Заместитель директора по УВР
АОУ школа №16
В своей деятельности стремлюсь к творчеству и моделированию на моих уроках ситуаций, когда учащиеся постоянно общаются как с преподавателем, так и друг с другом, принимают участие в ролевых играх, развивают мышление на языке. Именно такие уроки проходят интересно и весело. Поэтому оптимальным средством содействия самовыражению и формированию мотивированного интереса к иностранному языку считаю использование педагогических приёмов, в основе которых лежит творчество и самостоятельная работа учащихся.
С целью оптимального применения таких приёмов мной внедряются в образовательный процесс интерактивные технологии обучения.
По результатам изучения различных интерактивных педагогических технологий были отобраны формы и приёмы организации образовательного процесса, комбинация которых обеспечивает необходимое речевое взаимодействие школьников на уроке иностранного языка.
В основе современных инновационных технологий лежит личностно-ориентированное обучение. Поэтому используемые методы обучения должны быть направлены на усиление роли активности учащихся. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельность учеников. Эта модель видит общение в системе ученик – учитель, наличие творческих заданий как обязательное. Интерактивная модель ставит своей целью организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а ученики каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два – четыре – все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал. Если учителю необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. А, кроме того, ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учителя происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами. Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние. В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры. Отдельного внимания требует организация работы в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. «Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисления признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми. «Синтез мыслей» - похож на предыдущий метод с той разницей, что ученики не ведут записи на доске, а все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В этом листе подчёркиваются мысли, с которыми данная группа не согласна. Эксперты обрабатывают эти листы, сопоставляя написанное, делают общий отчёт, который затем обсуждает весь класс. «Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов. «Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале и т.д. Всегда определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы. «Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое, в этом и заключается преимущество интерактивного обучения.
Создать атмосферу речевого взаимодействия школьников на иностранном языке автору помогает использование методических приемов. Эти приёмы можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает различные варианты, объединенные общим признаком.
Интервью.
Банк информации.
Поиск пары.
Групповые решения. Для развития творческих способностей учеников в диалогической речи используется «Мозговой штурм» или решение творческих учебных задач. Учащиеся знакомятся с какими – либо фактами и должны сделать выводы о том, что стало причиной случившегося. Например, «Q: Five pieces of coal, a carrot and a scarf are lying on the grass. Nobody put them on the grass but there is a perfectly logical reason why they should be there. What is it? A: They were used by children who made a snowman. The snowman has now melted».
Дискуссия (дебаты).
Ролевая игра.
Использование активных методов и приёмов, в основе которых лежит творчество и самостоятельная работа учащихся, позволяет развивать все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение. Сочетание этих методов и приёмов открывает учащимся и учителю возможность соединять друг с другом основные виды речевой деятельности. Особенно положительно такое комбинирование влияет на навыки говорения.
Рассмотрим разработку урока в 10 классе, в основе которой лежит применение активных методов.
ТЕМА: Совершенствование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения о достижении успеха в жизни.
“Nothing succeeds like success”



1. Look at these photos, say what these people have in common and brainstorm your ideas about the main problem of our discussion today.
- All these people have become successful in life. The main problem is success in life.
2. Today we’ll continue speaking about success. Now work in pairs and make a list of three people that you think have been successful in different ways. Share your ideas with other students.
3. The quotation of our lesson is “Nothing succeeds like success”. It is a proverb. What do you think the quotation of the lesson mean? (Применяется метод карусели)
4. Success is a great feeling. There is a very good Chinese proverb “There are many paths to the top of the mountain, but the view is always the same”. Success is meant as “the top of the mountain”.
- Is it difficult or easy to get to the top?
- What are the paths to the top of the mountain?
-Which paths do you think are the most important for achieving success in life? (Применяется метод объединения в ротационные тройки)
5. Listening. You will hear a famous British actress Emily Watson Talking about her path to success. Look at her photo and guess.
Listen to the interview and check whether your guesses were correct.
Listen to the interview again and decide whether these statements are True (T) or False (F).
Emily can’t still really believe that she achieved a great success.
She got into drama school as soon as she graduated from university.
Emily became a professional actress at a very early age.
She had to do two screen tests before she got her first main part in the film.
Emily is a rather persistent person.
Emily’s mother is more enthusiastic about her career than her father.
После чего учащиеся в парах или группах обсуждают свои ответы. Можно ещё раз включить текст для аудирования при условии, что возникают какие – либо трудности с пониманием.
6. The following is a list of suggestions made in a survey to find “the most successful way to learn a language”. Discuss each one in your group. Then vote to find which ones your group thinks are the most practical and the “widest” ideas.
Learn ten new words every day.
Live in the country where the language is spoken.
Learn songs in the language.
Correspond with pen friends who speak the language.
Always take your holidays in countries where the language is spoken.
Watch as much TV as you can in the language.
Spend three hours a day communicating in the language on the internet.
Listen to tapes of the language while you sleep.
Read a religious text in the language every day.
Fall in love with someone who speaks the language.
7. And now I want you to generalize your ideas of reporting speech and reporting words.
Группы получают карточки содержащие предложения в прямой речи. Задача групп преобразовать предложения из прямой речи в косвенную. Используется приём «Синтез мыслей».
1. A psychologist said: “Please, don’t cross your arms because it’s a telltale signal of your lack of self-confidence.”
2. A student said: “I can’t radiate the sense of confidence”.
3. A student said: “I easily fake being defensive”.
4. Leaving the room he said: “If you want to be perceived as a confident person, never give a loud, hollow laugh”.
5. A teacher said: “I still think you are not ready today. Your eyes downcast give you away”.
6. Tim sat tucking his hands between crossed legs and repeated: “It wasn’t me who broke the window”.
7. A student said: “I will always watch my gestures because I want to cover up my nervousness”.
8. He looked the teacher in the eye and said: “I’m not ready today”.
8. Match the Russian and English proverbs.
-Actions speak louder than words. – Факты – вещь упрямая.
- Facts are stubborn things. – Деньги к деньгам идут.
-Money begets money. – Мерзость и деньги всегда вместе идут.
-Muck and money go together. – Поступки говорят громче, чем слова.
9. Используется «Мозговой штурм». Перед группами учитель ставит вопрос, требующий решения «Can everyone try a sweet smell of success?» и предлагает выработать рекомендации для учеников старших классов. В своей аргументации необходимо использовать названные выше поговорки.
10. Домашнее задание - подготовится к дискуссии «To look successful is
more important than to be successful»
- подготовить творческое задание (комиксы) по те-
ме «Косвенная речь»
11. Рефлексия
- What is the most important in our discussion today?
- What was interesting?
- What have you learnt today? Do you like your speech today?
4