Активные формы работы с родителями.
« Дети делят горе с родителями,
а радость со сверстниками».
Аристотель.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество педагога – воспитателя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать большое влияние на процесс развития личности ребенка. Образно семью можно сравнить со стартовой площадкой, определяющей дальнейший жизненный маршрут человека. Родители в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок будет встречаться на своем пути, преодолевались им достойно и с честью. Для ребенка важны встречи с такими взрослыми, которые будут ему помогать учиться искусству жизни. Воспитатель должен стать объединяющей силой, поддержкой и для родителей, и для детей.
Включение семьи в воспитательную систему класса должно основываться на :
гуманистическом стиле общения учащегося, педагога, роди теля;
уважительном отношении семьи и школы к ребенку;
систематическом повышении уровня психолого-педагогических знаний как родителей, так и педагогов – воспитателей;
умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов и профилактике семейного насилия.
Главная задача воспитателя и классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Работу с родителями в классе можно организовать по следующей схеме:
изучение семей учащихся;
педагогическое просвещение родителей;
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе;
педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
индивидуальная работа с родителями;
информировании е родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Предлагаемый диагностический блок ( анкетирование, тестирование), позволяет уточнить и расширить полученную информацию об особенностях семьи и ребенка.
Формы взаимодействия воспитателя и родителей должны быть разнообразны: родительские собрания, тематические консультации, обзоры популярной педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания в семье, круглые столы, диспуты, вечера вопросов и ответов, семинары – практикумы, обмен мнениями, разговор по душам, дни коллективного отдыха и т.д.
Темы родительских собраний должны определяться запросами родителей, но они обязательно должны быть интересными и работать на достижение единой цели – обеспечение условий для повышения педагогической компетентности родителей.
Универсального средства, способного предотвратить кризисные ситуации с детьми, нет. Однако профессиональный опыт воспитателя позволяет обозначить то, чего по отношению к детям нужно стараться не делать.
Воспитателям и классным руководителям рекомендуется использовать свод правил «Восемь «нет» для мамы с папой»:
Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – таким образом вы будете давать ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть.
Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать принципу «здесь и сейчас»: чувства, выраженные после или авансом, редко оказываются подлинными;
Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайтесь сами и непременно выслушайте детей;
Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
Не отвергайте ребенка, как бы он не провинился.
В работе с родителями следует придерживаться следующих правил эффективного взаимодействия воспитателя и классного руководителя с семьями учащихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей!
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
Если возникает профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недочетах.
Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены воспитателем, классным руководителем или администрацией школы!
Добиться результата в воспитании ребенка можно, лишь объединившись с профессионалами, так как не любой родитель владеет искусством воспитателя.
Социальное партнерство, взаимодействие семьи и школы в интересах воспитания и развития детей – это залог успеха в формировании личности ученика.
Руководитель методического объединения: Фомина Л.В.