Шаланова Н.Н.
МБОУ СШ № 12 городского округа г. Выкса Нижегородской области
Слайд 1 | Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Шаланова Наталья Николаевна. Я преподаю в общеобразовательной школе №12 и хотела бы сегодня с Вами пообщаться на тему «Активные методы, формы и приёмы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе» |
Слайд 2 | С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. |
Слайд 3 | Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются: хорошо продуманный план работы на уроке; установка положительного психологического климата в классе; тесное сотрудничество между педагогом, ребенком и родителями. Главные требования к уроку с детьми ОВЗ: воздействие на все органы чувств; разнообразные виды деятельности; обращение к опыту ребенка; комфортные условия работы на уроке: ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; содружество учителя; задания малыми дозами. |
Слайд 4 | Недостаточный уровень познавательной активности учеников с ОВЗ, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности привели меня к поиску и использованию активных форм, методов и приёмов обучения, являющихся одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. |
Слайд 5 | Наибо лее приемле мым приёмом в практ ической работе с обуч ающимися, и меющими ОВЗ, сч итаю Троекратную подачу материала на уроке открытия новых знаний. Данный приём изобрела сама и он, действительно, работает. Информацию для обучающихся класса выдаю трижды малыми дозами: Фронтально; На отдельно взятую группу (чаще всего в данной группе присутствуют дети с ОВЗ); Использую помощь «сильных учеников» для объяснения материала «особым детям». Основная форма работы – парная, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. «Сильные» учащиеся «примеряют» на себя роль Учителя: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся закрепляют план работы, распределяют обязанности, при помощи учителя. |
Слайд 6 | «Узелки на память» Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий. «Карточки-помогалки, карточки-выручалки» Как запомнить важную информацию? Как всё не перепутать и не забыть? Как всё разложить по полочкам? Такими помощниками могут стать таблички-запоминалки по различным предметам. |
Слайд 7 | Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация в виде графического или частично графического изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий т.д. То есть можно нарисовать то, что ребёнок считает нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно. Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, потешек, правил русского языка. |
Слайд 8 | Дифференцированные индивидуальные задания: - Слоговые таблицы; - Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д) - математические раскраски. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: усложнение изучаемого материала ; увеличение количества изучаемого материала; использование обратного задания вместо прямого. Дифференциация учебных заданий по объёму учебного материала Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. |
Слайд 9 | Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). |
Слайд 10 | Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. На своих уроках я часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. Широко использую приём с различными цветовыми изображениями: зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял; желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока. красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес. |
Слайд 11 | Подводя ито ги сказанно му, можно с у веренность ю сказать, что деятельностный подход, а ктивные мето ды обучени я, создание с итуации ус пеха обеспеч ивают реше ние образо вательных з адач в раз ных аспект ах: формирование по ложительно й учебной мот ивации; повышение поз навательно й активност и учащихся; активное во влечение обуч ающихся в обр азовательн ый процесс; стимулирование с амостоятел ьной деяте льности; развитие поз навательны х процессо в – речи, п амяти, мыш ления; эффективное ус воение бол ьшого объе ма учебной и нформации; развитие т ворческих с пособносте й и нестан дартности м ышления; развитие ко ммуникатив но-эмоцион альной сфер ы личности обуч ающегося; раскрытие л ичностно-и ндивидуаль ных возмож ностей каж дого учаще гося и опре деление ус ловий для и х проявлен ия и развит ия; развитие н авыков самосто ятельного у мственного тру да; развитие у ниверсальн ых навыков. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми. |