СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы и приемы работы с обучающимися на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение методов и приемов на различных этапах современного урока.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы и приемы работы с обучающимися на уроках истории и обществознания»

Активные методы и приемы работы с обучающимися на уроках истории и обществознания. Учитель истории МКОУ Новопокровская СОШ Трубачева Евгения Алексеевна

Активные методы и приемы работы

с обучающимися на уроках истории и обществознания.

Учитель истории МКОУ Новопокровская СОШ Трубачева Евгения Алексеевна

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»  Константин Кушнер

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»

Константин Кушнер

Активный метод   – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Активный метод   – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков: Проблемности. Адекватности учебно-познавательной деятельности.  Взаимообучения.  Индивидуализации.  Исследования изучаемых проблем и явлений. Непосредственности, самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией.  Мотивации.  

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков:

  • Проблемности.
  • Адекватности учебно-познавательной деятельности.
  • Взаимообучения.
  • Индивидуализации. 
  • Исследования изучаемых проблем и явлений.
  • Непосредственности, самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией.
  • Мотивации.

 

 Проблемное обучение Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением? Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище? 1714 году Петр I придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта?

Проблемное обучение

Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением?

Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище?

1714 году Петр I придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта?

Примеры проблемных ситуаций по обществознанию Обществознание Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья? «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»​ Тема «Способности человека» факт: «Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал».  Способны ли вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?

Примеры проблемных ситуаций по обществознанию

Обществознание

Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья?

«Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»​

Тема «Способности человека» факт: «Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал».  Способны ли вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?

Анализ конкретных ситуаций Тема урока   «Отечественная война 1812 года»  – инсценируется сцена «Совет в Филях». По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации - Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?  - Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения? - Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли? - Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали? «Вы успешный бизнесмен. У вас есть своя фирма, хороший дом, семья: жена и двое детей – сын и дочь. Вы очень занятой человек и знаете, что из-за дел недостаточно времени уделяете семье. Поэтому считаете своим долгом обеспечить их материально, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однажды вечером, просматривая газеты, вы услышали в криминальных новостях, что разыскивается молодой человек, которого подозревают в распространении наркотиков. В представленном фотороботе вы узнаете своего сына. Что вы будете делать?»

Анализ конкретных ситуаций

Тема урока   «Отечественная война 1812 года»  – инсценируется сцена «Совет в Филях». По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону? - Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

«Вы успешный бизнесмен. У вас есть своя фирма, хороший дом, семья: жена и двое детей

– сын и дочь. Вы очень занятой человек и знаете, что из-за дел недостаточно времени

уделяете семье. Поэтому считаете своим долгом обеспечить их материально, чтобы семья

ни в чем не нуждалась. Однажды вечером, просматривая газеты, вы услышали в

криминальных новостях, что разыскивается молодой человек, которого подозревают в

распространении наркотиков. В представленном фотороботе вы узнаете своего сына. Что

вы будете делать?»

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) «Круглый стол» «Симпозиум»  «Семинар» «Дебаты»

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия)

«Круглый стол»

«Симпозиум»

«Семинар»

«Дебаты»

Ролевая игра.

Ролевая игра.

Система использования различных методических приемов на уроках истории и обществознания. 1.Начало урока Приём «Займи позицию» Приём «Что впереди?» Приём «Ассоциативный ряд» Приём «Упражнения Шерлока Холмса» Вг знать уфаб лук тн охота ектагзиюск рубило янхвжкцры Рабкопье мнтрнь мамонт дршсастреоыдож община квек

Система использования различных методических приемов на уроках истории и обществознания.

1.Начало урока

Приём «Займи позицию»

Приём «Что впереди?»

Приём «Ассоциативный ряд»

Приём «Упражнения Шерлока Холмса»

  • Вг знать уфаб лук тн охота ектагзиюск рубило янхвжкцры
  • Рабкопье мнтрнь мамонт дршсастреоыдож община квек
2. Актуализация знаний  «Да-нет» Это крупное животное? Оно жило в ледниковый период? На него охотились? Мог ли его убить один охотник? У него есть бивни? Его называли кладовой мяса? Приём «Шаг за шагом» Приём «Да — нет»  Приём  «Верные — неверные утверждения» Приём «Исторический алфавит» Приём «Смысловой ряд»  Приём «Четвертый лишний»

2. Актуализация знаний

«Да-нет»

  • Это крупное животное?
  • Оно жило в ледниковый период?
  • На него охотились?
  • Мог ли его убить один охотник?
  • У него есть бивни?
  • Его называли кладовой мяса?

Приём «Шаг за шагом»

Приём «Да — нет»

Приём  «Верные — неверные утверждения»

Приём «Исторический алфавит»

Приём «Смысловой ряд» 

Приём «Четвертый лишний»

Приём «Крепкий орешек» Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте слово, объясните его, как оно может относиться к изучаемому периоду?   2 3 Л 4 Образование Древнерусского государства 882г. А 7 Начало деятельности Кирилла и Мефодия  863г. В Е 1 Принятие христианства на Руси  988 г. 5 С Написание монахом Нестором “Повести временных лет”   1113г. 6 Я Образование первого Болгарского царства   681г. Н Падение первого Болгарского царства  1018 г. Любечский съезд князей 1097 г. 2 3 4 Образование Древнерусского государства   7 Начало деятельности Кирилла и Мефодия   Принятие христианства на Руси     1 Написание монахом Нестором 5 Образование первого Болгарского царства   “ Повести временных лет”   6 Падение первого Болгарского царства   Любечский съезд князей

Приём «Крепкий орешек» Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте слово, объясните его, как оно может относиться к изучаемому периоду?

 

2

3

Л

4

Образование Древнерусского государства 882г.

А

7

Начало деятельности Кирилла и Мефодия  863г.

В

Е

1

Принятие христианства на Руси  988 г.

5

С

Написание монахом Нестором “Повести временных лет”   1113г.

6

Я

Образование первого Болгарского царства   681г.

Н

Падение первого Болгарского царства  1018 г.

Любечский съезд князей 1097 г.

2

3

4

Образование Древнерусского государства

  7

Начало деятельности Кирилла и Мефодия  

Принятие христианства на Руси  

  1

Написание монахом Нестором

5

Образование первого Болгарского царства  

“ Повести временных лет”  

6

Падение первого Болгарского царства  

Любечский съезд князей

3.Изучение нового материалы Приём «Лови ошибку» Приём «Дерево мудрости» Приём

3.Изучение нового материалы

Приём «Лови ошибку»

Приём «Дерево мудрости»

Приём "Исследовательский фартук"

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы»

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

«Толстые» вопросы»

Кто?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Что?

Когда?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

4.Контроль Приём «Фома Неверующий» Приём «Исторический алфавит» Приём «Отгадай героя» Приём «Аукцион имён»  Приём  « Исторический снежный ком»

4.Контроль

Приём «Фома Неверующий»

Приём «Исторический алфавит»

Приём «Отгадай героя»

Приём «Аукцион имён»

Приём  « Исторический снежный ком»

6. Рефлексия Приём «Рюкзак» Приём «Телеграмма» Приём « Незаконченное предложение»  Приём «Синквейн» Приём  «Комплимент»

6. Рефлексия

Приём «Рюкзак»

Приём «Телеграмма»

Приём « Незаконченное предложение»

Приём «Синквейн»

Приём «Комплимент»

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам обучения. 2. Соответствие целям и задачам обучения. 3. Соответствие содержанию данной темы. 4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива. 5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения. 6. Соответствие возможностям самих учителей.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих учителей.

Главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения , разнообразных средств и приёмов обучения , независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения , разнообразных средств и приёмов обучения , независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

 Спасибо за внимание!​

Спасибо

за внимание!​